Цель:
- изучить признаки, по которым покрытосеменные растения делят на классы;
- научится выявлять признаки однодольных и двудольных растений;
- продолжить формировать умение сравнивать, делать выводы.
Оборудование: таблица “Многообразие органического мира”, гербарные экземпляры покрытосеменных растений, презентация, оценочные листы, лепестки, иллюстрации растений, карточки-задания.
Ход урока
Волшебный цветок на свете есть.
Лепестков у него не счесть.
Кто знаниями обладает –
Тот цветок этот узнает.
- Вводное слово учителя. Символом сегодняшнего урока я выбрала – подсолнух. Эти цветы цвели за три тысячи лет до рождества Христова. Американские индейцы считали, что подсолнух священен. В Перу подсолнух является эмблемой бога Солнца. Кто знает почему? Подсолнечник обладает удивительной способностью – он поворачивается вслед за Солнцем. Также как подсолнух поворачивается к солнцу, так и люди тянутся к знаниям. Вот и вы пришли в школу в каникулы, чтобы узнать много нового и интересного.
- Объявление темы, цели урока.
- Изучение нового материала.
Какой отдел растений мы изучаем? Отдел покрытосеменных растений – самый многочисленный в растительном царстве. Он насчитывает около 250 000 видов. Вы уже знаете, что отдел покрытосеменные растения разделяют на два класса. Какие? Класс однодольные и класс двудольные. Приведите примеры. Мы можем сейчас назвать признаки, по которым происходит деление на классы? Сегодня на уроке нам предстоит это узнать. Откройте тетради, запишите число и тему урока. Каждый урок – это ступенька к вершине познания. Сегодня нам предстоит подняться на еще одну ступень вверх. Мы изучим признаки, по которым покрытосеменные растения делят на классы, и научимся выявлять признаки однодольных и двудольных растений. У вас есть оценочные листы, которые вы будете заполнять по ходу урока. Я тоже буду отмечать ваши ответы. Тот, кто даст больше всего правильных ответов, будет отмечен специальным призом.
1. Покрытосеменные растения распространены на всех материках, во всех климатических зонах. Они приспособились к жизни в воде (приведите примеры растений, обитающих в воде – кувшинка), в умеренном климате (береза, лютик) и в самых жарких местах (кактус, верблюжья колючка).
В чем состоит принципиальное отличие покрытосеменных растений от представителей других систематических групп? Семена этих растений развиваются внутри плода. Поэтому их называют покрытосеменные. Эти растения имеют цветки. Другое название отдела цветковые. (У них есть цветок и плод).
Цветковые растения достигли широкого распространения благодаря особенностям строения и высокой приспособляемости к условиям окружающей среды. Следствием высокой приспособляемости этих растений стало необычайное их разнообразие.
Какие органы имеет цветковое растение?
Работа в парах: вспомните и назовите, какие существуют корневые системы, назовите типы жилкования листьев, количество семядолей в семени. Кто готов назвать типы корневых систем, виды жилкования листьев?
Оцените свою работу. В оценочных листах поставьте знак (+) в первой строчке (могу объяснить другому), во второй (понял сам) или третьей (понял с помощью).
2. Сравнительная характеристика растений класса однодольные и класса двудольные.
Как вы считаете, какой главный признак, по которому растения относят к тому или иному классу? Количество семядолей в семени. У двудольных растений семя имеет две семядоли, а у однодольных – одну.
По каким признакам, кроме количества семядолей в семени, двудольные растения отличаются от однодольных? По жилкованию листьев, характеру корневой системы.
Сейчас мы образуем две команды: ребята, сидящие на первом варианта – команда “Однодольных”, на втором варианте – “Двудольные”.
Первому поднявшемуся по ступенькам к вершине будет присвоено звание покоритель вершины темы “Классы покрытосеменных растений”.
Теперь расскажите представителю другой команды о признаках растения своего класса. Какая пара желает озвучить результат своей работы? Они правильно ответили? Все с ними согласны?
Поставьте знак в лист оценивания.
Игра “Найди пару”. Возьмите конверты и выйдите с ними к доске. В конвертах вы найдете рисунок растения, схему корневой системы или инструктивную карточку. У кого инструктивная карточка, получает гербарий и выполняет практическую работу, присоединившись к тому, у кого в конверте окажется такое же растение. Остальные подбирают к своему растению схему корневой системы. Объединяйтесь в группы. Ваша задача: определить, к какому классу относится растение. После обсуждения вы представите свои результаты. Чем больше человек в группе будет отвечать, тем лучше.
План ответа:
- Название растения.
- Относится к классу …., так как
- Жилкование листьев….
- Корневая система….
Задание: рассмотрите гербарный экземпляр растения, определите, к какому классу оно относится.
Название растения | |
Жилкование листьев | |
Корневая система | |
Класс |
А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки, посвященные растениям, с которыми вы работали.
На плечах Игнашки
Сорок три рубашки –
Все из ткани отбеленной,
А поверх – пиджак зеленый (Капуста).
К какому классу относится это растение?
Из растений чей портрет
Выбит на монете?
Чьих плодов нужнее нет
На земной планете? (Пшеница)
Цветок – крылатка,
А плод – лопатка.
Плод зелен и молод,
Но сладок, как солод (Горох).
Хоть чином и не хан,
На голове – султан,
И с золотом кубышки
Запрятаны под мышки (Кукуруза).
Назовите растения, от названия которого произошло слово “житница”. Это слово и сейчас сохранилось на Украине. (Рожь)
Сопоставьте свои выводы с результатами ребят, выполнявших работу с гербарием.
Поставьте знак в лист оценивания.
- Закрепление.
Какие классы выделяют в отделе покрытосеменные растения?
По каким признакам можно отличить растения класса однодольные от двудольного?
Какие растения называют двудольными? Примеры.
Какие растения называют однодольными? Приведите примеры.
Кто сегодня на уроке давал правильные ответы, первым справлялся с заданиями? Сегодня “отлично” получают …
Итог: если учебный материал вы поняли, данная тема не вызвала у вас затруднений и в оценочных листах вы поставили знаки в первой или второй строчке – прикрепите красный лепесток, если у вас возникли затруднения и вы ставили знак в последней строке – синий.
У нас появился волшебный цветок, который будет залогом успешного дальнейшего изучения тем “Классификация растений”.