Цель урока:
- Сформировать представление об образовании ветра. Ознакомить с видами ветров.
- Развивать мышление, умение быстро отвечать на вопросы, работать с учебником.
- Воспитывать интерес к окружающей природе.
Оборудование: флюгер с флюгаркой, анемометр, атласы, учебники, тетради.
Этапы урока. |
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
Организационный момент. Целеполагание. |
Приветствует учащихся. Обращает
внимание на готовность к уроку. Какую оболочку Земли мы изучаем? Атмосфера - неоднородный воздушный океан, который находится в постоянном движении. Как вы думаете, о чем мы должны поговорить с вами сегодня? Какая тема нашего урока? Пишет тему на доске. Просит всех активно работать, правильный ответ на вопрос фиксировать на полях в тетради и задаёт вопросы: Можем ли мы увидеть ветер? Как можно его ощутить? Так, что же такое ветер? Обобщает ответы детей и диктует определение ветра. Как вы думаете, какие задачи мы должны решить, изучая тему ветер? Что нам необходимо знать о ветре. Обобщает ответы детей и записывает задачи Причины образования ветра. Как определить направление ветра. Как определить силу ветра. Значение ветра. |
На столах должны находиться: учебники,
тетради, атласы. - атмосферу - Ветер - Пишут тему урока в тетрадь. Дают свои ответы. Записывают определение: "Ветер - это движение воздуха" Дают свои ответы. |
Изучение нового материала. | - Выясним причины образования ветра. - Откроем учебник стр. 116 рис.73. Как называется рисунок? Как вы думаете, что такое дневной бриз? (Обращает внимание на правописание слова "бриз"). Как вы определили, что ветер дует с моря? Давайте разберемся, почему же он дует с моря? Днем быстрее нагревается суша или море? Где будет теплее воздух? Свойства теплого воздуха. Свойства холодного воздуха. Где давление будет больше? Смотрим по рисунку, какое давление над сушей? Какое - над морем? Где больше? Смотрим на схему образования дневного бриза. Направление "В" показывает движение воздуха. Свяжите направление с давлением воздуха. Обобщает: Ветер дует из районов высокого давления в районы низкого давления. Причина ветра - разница в давлении. Днем дует дневной бриз. Изменится ли направление ветра ночью. Объяснить. Зарисовать схему ночного бриза. На востоке нашей страны дуют ветры муссоны. (Обращает внимание на правописание слова). Муссоны в переводе с арабского означают "сезонные". Откройте учебник рис.74, стр. 117. Попробуйте объяснить причину их образования. Обобщает ответы. Переходим к решению следующей задачи урока: Как определить направление ветра? Может быть, кто знает, как определяется направление ветра. Учитель рассказывает об устройстве флюгера (обращает внимание на правописание этого слова). Объясняет, что название ветра дается по той стороне, откуда ветер дует. Демонстрирует это на флюгере. Проводит несколько упражнений с флюгером. Переводит стрелку и спрашивает: "Назовите направление". А как без флюгера определить направление? Можно по деревьям, но нужно знать стороны горизонта. Покажите рукой, где в Тальменке север, юг, запад, восток. Покажите рукой северо-восточное направление ветра, северо-западное и т.д. Комментирует. А зачем нам нужно уметь определять направление? Учитель обобщает: "Откуда дует ветер, зависит изменение погоды". Знакомит с обозначением направления ветра по форзацу 4. Проводит физкультминутку. Переходим к решению 3-й задачи. Читает стихи.
Вспомните название этого стихотворения и кто его автор? И еще: "Осторожно ветер за калитку вышел, постоял немножко, прошуршал по крыше". - В одном и другом стихотворении речь идет о ветре. Чем отличается ветер в 1 и 2 случае. - Обобщает: Ветер отличается силой, скоростью. Для определения скорости существует прибор "анемометр". (Обращает внимание на правописание и объясняет устройство). Учеными разработана шкала определения ветра. Работаем с форзацем. Как называются ветры по этой шкале, и какова их скорость? Объясняет, как по флюгарке определить силу ветра в баллах. Сила ветра зависит от разницы в давлении. Чем больше разница, тем больше скорость ветра. Обращает внимание уч-ся на доску 1) 780мм>750мм 2) 740мм<745мм 3) 780мм>740мм Задает вопросы: Везде ли правильно расставлено направление ветра? В каком случае ветер будет сильнее? Переходим к третьему вопросу. Как человек использует ветер? Читает стихотворение:
И еще:
- Каково же значение ветра в природе? - Какие стихийные бедствия связаны с ветром? |
Работают с учебником Варианты ответов: - Дневной бриз - ветер, который дует с моря. - По флажку. Записывают слово "бриз" в тетрадь. Теплый воздух поднимается кверху, холодный тяжелый, опускается вниз. Записывают вывод в тетрадь Пытаются объяснить Рисуют схему ночного бриза Работают с рисунком 74 в учебнике на стр.117 Высказывают мнение по поводу образования муссонов. Записывают слово "муссоны" По флюгеру, стрелка указывает направление. Записывают слово "флюгер" в тетрадь. Отвечают на вопросы. По деревьям Показывают Высказывают свое мнение Работают с 4-ым форзацем. Высказывают свое мнение. Записывают в тетрадь слово "анемометр". Открывают 3 форзац учебника. Отвечают на вопрос, используя рисунки на форзаце. Записывают в тетрадь. Отвечают на вопросы. Делает сообщение ученик, которому было дано опережающее задание. Отвечают на вопросы. |
Закрепление знаний. | - Откуда будет дуть ветер на опушке леса?
Почему? - Почему рыбаки на парусниках уходят ловить рыбу до рассвета, возвращаются до заката? Проводит диктант: Ветер дует с востока, юга, севера, юго-востока, юго-запада. - Найдите в атласе г. Владивосток. Расскажите, какая там погода летом? Зимой? Учитель благодарит детей за участие. |
Вариант ответа: - из леса, т.к. там прохладнее и давление, поэтому выше. Т.к. ночью ветер дует с суши, а днем с моря. Ответы записывают в тетрадях Отвечают на вопросы |
Домашнее задание. | параграф 39 Для любознательных: подготовить сообщение о названии ветров в разных странах. Записать пословицы и загадки о ветре. |