Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по–разному: с большой и с маленькой буквы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Учить умению распознавать слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному: с большой и с маленькой буквы.
  • Развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость.
  • Воспитывать организованность, умение слушать друг друга.

Ход урока

I. Мотивация.

- Ребята, для чего мы ходим в школу?

- Чему мы учимся на уроках русского языка?

- Вы хотите продолжить обучение? Тогда не будем терять времени.

II. Минутка чистописания.

К нам в гости пришла наша помощница Эля.

Посмотрите, что в руках у Эли?

- Что написано на табличке? С какой буквы написано ее имя? Почему?

- Пропишем заглавную букву Э в тетради.

- А теперь покажите Эле самые лучшие, самые красивые буквы Э. Обведите их в овал.

III. Словарная работа.

- Вслед за Элей к нам на урок поспешил и ее друг Тиша.

Он приготовил нам словарные слова, но по дороге все слова рассыпались на слоги и перепутались.

Вот так горе! Вот беда!
Как запутались слова!
Все они из трех слогов.
Кто помочь словам готов?

- Ребята, поможем словам? Догадайтесь, какие слова приготовил нам Тиша?

(на доске слоги: со во ко ба ро ка ро ва на)

-Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

(дети записывают слова: собака, корова, ворона)

- Придумайте клички этим животным.

- Как пишутся клички животных? Почему с заглавной буквы?

IV. Постановка проблемы.

- Ребята, заглавная буква выполняет очень важную работу. Давайте послушаем как об этой работе рассказывается в стихотворении Е. Измайлова "Заглавная буква".

(ученик читает стихотворение).

- Нашего следующего гостя вы, конечно, же узнали. Это Дракоша.

Он очень любит стихи. И в книге, которую он прочитал сегодня ему попалось следующее двустишие:

Прибежали в город Львов
Двадцать пять веселых львов.

- Что интересного вы заметили в этих строчках?

- Дракоша просит объяснить ему, почему в первом случае слово "Львов" написано с заглавной буквы, а во втором случае - со строчной?

- знаете ли вы еще такие слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному?

- С какими же словами мы будем работать сегодня на уроке?

- Верно, сегодня на уроке мы будем учиться распознавать, когда слово пишется с заглавной буквы, а когда со строчной. Это и есть проблема, которую мы должны постараться разрешить к концу урока.

V. Работа по разрешению проблемной ситуации.

- Ребята, откройте учебник на странице 31, найдите упражнение 34.

- Прочитайте задание.

- Как будем выполнять это упражнение?

- Прочитайте первое сочетание, какую букву Ч или ч нужно вписать вместо пропуска? Почему?

- Прочитайте второе словосочетание (гриб Чернушка)

- Какую букву здесь нужно вставить? Почему?

- Запишите в тетрадь только те словосочетания в которых есть заглавная буква Ч.

VI. Физминутка.

- Если есть заглавная буква - хлопаете в ладоши, если нет - тишина.

Кошечка Пушинка
Девочка Маринка
Курочка Пеструшка
Поросенок Чушка
Жили, не тужили
Чай из чашек пили.

VII. Первичное закрепление изученного.

- Ребята, наш гость Котик.

тоже просит вашей помощи. Вместе с Обезьянкой они составляли словосочетания со словами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Посмотрите, что у них получилось.

зеленая Петрушка

попугай петрушка.

- Верно ли они справились с заданием?

- В чем их ошибка?

- О чем стоит задуматься, чтобы правильно выбрать заглавную или строчную букву надо писать?

- Давайте поможем Котику и Обезьянке. Проверим, правильно ли они составили словосочетания. Если нет - исправим их ошибки.

(на доске на карточках записаны словосочетания, дети читают их, если находят ошибки - меняют местами карточки со словами)

Белый пушок
кот Пушок
плюшевый Мишка
друг мишка
щенок снежок
первый Снежок
рыжая Белка
собака белка

-Молодцы! Вы верно справились с заданием.

VIII. Самостоятельная работа в парах.

-А сейчас вам предстоит поработать в парах. На каждый стол я раздам карточки. На карточках записаны предложения. В этих предложениях есть слова, которые звучат одинаково, а пишутся по- разному. Ваша задача, посовещавшись, выбрать из двух вариантов правильный, подчеркнуть его и объяснить свой выбор.

Витя (Воробьев, воробьев) увидел гнездо (воробьев, Воробьев)

Коля (Петухов, петухов) слушал пение (Петухов, петухов)

Наш (шарик, Шарик) поймал воздушный (шарик, Шарик)

Улетел (Орел, орел) за город (орел, Орел)

Вася (Рыбаков, рыбаков) был у (рыбаков, Рыбаков)

Коля (Арбузов, арбузов) купил пять (Арбузов, арбузов)

Домик для (скворцов, Скворцов) делал Алеша (скворцов, Скворцов).

(выслушиваются ответы детей).

IX. Итог урока.

- Ребята, мы справились блестяще со всеми заданиями и помогли разобраться в сложных ситуациях нашим героям.

- Давайте вспомним, какую проблему нам предстояло разрешить в начале урока?

- Как вы считаете, справились мы с ней? Если нам встретятся слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному: с большой и с маленькой буквы, над чем в первую очередь надо задуматься, прежде чем написать это слово?

- Молодцы! Вы хорошо поработали и самые активные получают буквы "У" - "Умники" и "Умницы".

- Спасибо за работу! Урок окончен!