Цели: Развитие сотрудничества в группе, умения чувствовать партнёра; развитие образной речи детей, двигательной музыкальной памяти; знакомство детей с нотной грамотой, с детскими музыкальными инструментами и способам игры на них; игровое обучение совместному исполнению музыки, воспитанию любви к театральному искусству.
Подготовка музыкального руководителя: подбор музыкального и стихотворного материала, разработка сценария.
Действующие лица:
- Ведущий
- Лиса
- Кукла Катя
- Зайчик
- Ёжик
- Снеговик
- Медвежонок
- Волчонок
- Белка
- Воробей
- Сова
Звучит «волшебная» музыка, дети-зрители свободно входят в зал и садятся на стульчики.
Ведущий.
Музыка волшебная в сказку нас зовёт,
Садитесь поудобней, всех нас чудо ждёт!
За осенью пришла зима. Выпал снежок, стало холодно, звери сменили шубки на более тёплые. Вот как-то по тропинке шла Лисичка смотрелась в зеркальце, любовалась своей шубкой и пела.
Лиса. (поёт)
Я Лисичка хороша и не зря поёт душа,
По лесной тропинке шла
Себе зеркальце нашла.
Я в него смотрю, смотрю
И весь день пою, пою.
Ля-ля-ля- ….
Ведущий. Так она и дошла до домика куклы Кати.
(Из домика выходит кукла Катя)
Лиса. Здравствуй, Катя.
Катя. Здравствуй, Лисичка. Я вижу ты рада зиме?
Лиса. Да рада. Зимой моя шубка становится пушистой, блестящей. Просто загляденье!
Катя. А я люблю зиму, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, лепить снеговика.
Лиса. Давай позовём друзей и слепим снеговика?
Катя. Давай позовём!
(Катя звенит колокольчиком, прибегают Зайчик, Медвежонок, Волчонок, Белка, Воробей. Они приветствуют друг друга и договариваются лепить снеговика.)
Зайчик. А теперь поиграем!
Все исполняют хороводную игру «Снеговик». [1]
Зайчик. А ещё только зимой праздник Новый год!
Лиса. Ой, и я люблю праздник Новый год! К празднику нам нужна ёлка!
Ёжик. Я знаю, где взять хорошенькую ёлочку. Медведь, идём со мной.
Медведь. Идём скорей.
Ведущая. За ёлкой в лес отправились Медведь и Ёжик, а остальные приготовили всё на поляне к встрече Нового года. (Развешивают украшения)
Медведь и Ёж приносят ёлку.
Ведущая. Ёжик и Медведь принесли из леса пушистую ёлочку. А потом друзья все вместе украшали ёлку игрушками.
Под музыку друзья украшают ёлку, исполняют хоровод «В лесу родилась Ёлочка».
Часы бьют 12 раз, все радостно считают удары вслух. После двенадцатого удара неожиданно влетает Сова, оставляет блестящую веревочку.
Ведущая. Удивились такому друзья и решили потянуть за эту верёвку. Потянули и вытянули огромную посылку.
(действия по тексту)
Лиса. Это же новогодний подарок от Деда Мороза! А вот и письмо. Прочитай, Катя?
Катя (читает). «Поздравляю вас с Новым годом! Растите дружными и послушными! Дарю вам музыкальные инструменты. Научитесь на них играть. Дед Мороз».
Ведущая. Обрадовались все, стали разглядывать музыкальные инструменты.
Катя.
Вот красавец-саксофон
Он любой сыграет тон!
(импровизация ритмического рисунка на саксофоне)
Медвежонок.
А это вот – аккордеон!
Имеет много клавиш он.
(импровизация ритмического рисунка на аккордеоне)
Волчонок.
Вот бубны и барабан
По этим инструментам бьют,
Их ударными зовут.
(импровизация ритмического рисунка на бубне и барабане)
Белка.
Дзинь-ля-ля!
Что за звон?
Это наш металлофон!
(импровизация ритмического рисунка на металлофоне)
Ведущий.
Вот музыканты собрались,
И вместе все играть взялись.
Под музыку Чичкова «Скерцо» дети танцуют и играют каждый на своём инструменте.
Они дудят, бренчат, стараются,
А музыки… не получается!
И рассердилась тут Лисица:
Лиса.
Так веселиться не годится!
По нотам музыкант играет,
Он их, как буковки, читает!
Звери. Но мы не знаем нот!
Лиса.
Сову зовите поскорей,
Пусть научит всех друзей!
Звери. Сова, научи нас!
Прилетает Сова, выполняет действия по тексту.
Ведущий.
Сова прилетела, головой повертела
И принялась за дело.
Она на бумаге записала
Всю грамоту умело!
Сова.
Сейчас я расскажу, друзья,
Про ноты всё вам, не тая!
Семь нот всего, запоминай,
А позабудешь – вновь спроси,
Вслух за мною повторяй:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
(показывает и поёт)
Все поют песню «Каждый звук имеет своё имя» обработка Металлиди (песенка про ноты) [2]
Сова.
Чтоб ноты легче записать,
Придумали линеек пять.
Расселись нотки по местам,
Как ласточки по проводам.
У каждой нотки - голос свой.
Зовётся голос высотой.
Чем тоньше ноты голосок,
Тем она выше, мой дружок.
Задаю вам урок
Исполняйте точно в срок!
Сова раздаёт листы с заданием. Звери, разглядев задания, показывают свои листы и отвечают урок.
Медведь.
«До» - нота низкая, и вот
« До» ниже всех живёт.
Воробей.
«Си» - эта нота выше всех,
Вскарабкалась на самый верх!
Белка.
Чтобы записать ноту целую,
Нарисуем кружочек белый.
Зайчик.
А если пишем нотку половинную –
Белый кружочек и палочку длинную.
Катя.
Четвертинка – черна, как галочка,
Чёрный кружок и палочка.
Лиса.
Ну, а восьмая – чёрный кружок,
Палочка и весёлый флажок!
Белка.
Чтобы музыкантам знать,
Как же правильно играть,
Есть ключи специальные,
Чудно-музыкальные!
Не для дверок и ворот
Эти ключи – для нот!
Снеговик.
Скрипичный ключ красив на вид,
Он высоко звучать велит.
Волчонок.
Басовый ключ согнут, сердит.
Он низко нам играть велит.
Ведущий.
Расселись музыканты на поляне,
Теперь-то всё они о нотах знают!
Концерт для фортепьяно и оркестра
Они по нотам бойко исполняют.
Все исполняют оркестр «Сладкая ягодка» Антипиной Е.А. [3]
Сова.
Гремят аплодисменты,
Артисты вышли кланяться…
Кто подружился с музыкой,
Вовек с ней не расстанется!Слава! Слава всем артистам!
Музыкантам и певцам!
Их волшебное искусство
Делает добрей сердца!
Все исполняют песню: «Что такое сказки» муз. Н. Деревянкиной
Ведущий.
Пока пели и плясали,
День закончился, и вот
В небе звёзды замерцали,
Месяц над рекой встаёт.Все сегодня отличились,
Каждый, каждый – молодец.
А теперь пора прощаться,
Празднику пришёл конец!
[4]
Артисты кланяются. Под музыку дети выходят из зала.
Список литературы:
- Журнал «Музыкальный руководитель 2007 № 8
- Журнал «Музыкальная палитра» 2005 №6
- Сценарии с нотным приложением «Музыкальные праздники в детском саду», Антипина Е.А.
- «Все о музыке», С. Волков