Цель: уточнить представления учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме, совершенствовать умение обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком.
Ход урока
1. Организационный момент.
На уроке не зевай –
Сразу всё запоминай.
Чтоб минутка не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе! (Слайд 1)
-Прочитайте буквы на картинке.
-Какие эти буквы?
-Что они обозначают?(твёрдость согласных на письме)
-Прочитайте эти буквы.
-Что они обозначают?(мягкость согласных на письме)
-А что ещё знаем про буквы?(они имеют 2 звука)
-Прочитаем слоги-слияния.
-А теперь напишем буквы, которые смягчают согласные у себя в тетради.
Сели прямо, правильно положили тетради и начали писать аккуратно и красиво.
На доске: Ее Ёё Ии Юю Яя
-А теперь отгадайте загадки, которые приготовил ваш друг Почемучка. (Слайд 2, 3)
Он в сапожках красных бродит,
Из воды сухим выходит.
Шею важно выгибает,
Криком «га-га-га» встречает. (гусь).Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили.
В ушанке белой я зимой,
А летом с бритой головой. (пень).Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два. (огонь).Ходит плавно взад-вперёд,
А полов не достаёт.
Кто уходит иль войдёт,
Ручку им всегда пожмёт. (дверь).
-Что интересного заметили в этих словах? (во всех словах ь).
-Нарисуем мягкий знак, нежно капелькой, вот так.
Письмо целой строки мягкого знака.
2. Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие, и сейчас настало время узнать, куда. А для этого послушайте стихотворение.
В путешествие сегодня
Отправляемся, друзья.
В необычный город-сказку
Под названьем Мягкий знак.
Мы с вами проникнем в тайны замка Мягкого знака. (Слайд 3)
-Поиграем в игру «Угадай слово».
Дверь открывается, входим в комнату. (Слайд 4)
С буквой «Н», мои друзья
Ничего не знаю, я Ноль«Н» на «С» перемените -
Смело в суп меня кладите. СольНе берите с буквой «М»
Я пальто у вас поем. Моль
По мере отгадывания идёт запись этих слов.
-Сколько букв в каждом слове? (4)
-Сколько звуков в каждом слове? (3)
-Почему? (Ь звука не образует)
-Вот вы и отгадали первую тайну.
Вывод1: Мягкий знак звука не образует. (Слайд 5)
-А зачем же тогда нам нужен мягкий знак, мы узнаем из игры «Слово не слово». Отправимся в следующую комнату замка.
Дверь открывается, входим в комнату. (Слайд 6)
Соль, стуль, рул, пыль, семь, дым, гус, лист (Слайд 7)
-Нужно прочитать запись и сказать, является она словом или нет, можно ли сделать из неё слово.
(«соль» – слово, запишем его, «стуль» - не слово, надо убрать ь, получится «стул» - это слово, запишем его и т,д.)
Комментированное письмо.
-Подчеркните мягкий знак в словах. Прочитайте эти слова.
-Как произносятся согласные в конце слова?(мягко)
-Какую функцию выполняет мягкий знак в конце слова?(ь обозначает мягкость согласных).
-Вот мы и открыли вторую тайну мягкого знака.
Вывод2: Мягкий знак обозначает мягкость согласных на конце слова. (Слайд 8)
Мягкий знак, хитрый знак,
Без него нельзя никак.
Без него не написать
30, 20, 10, 5.
Вместо «есть» получим «ест».
Станут «пенками» «пеньки»,
«Уголками» «уголки»,
«Банька в «банку» превратится!
Вот что может получится,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
Физкультминутка.
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движения
Предлагаю тебе повторить.Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно
Ну а дальше – будь готов.Теперь и вы все отдохнули,
Новая забота:
Нужно сделать на «отлично»
Классную работу.
-А теперь примените свои знания и помогите ёжику сделать запасы на зиму и собрать грибы. Надо придумать слова с «ь» на конце слова. (Слайд 9)
Записываем слова с комментированием в тетрадь.
-Продолжаем своё путешествие по замку мягкого знака. Отправляемся в третью комнату.
Открывается дверь, входим в комнату (Слайд 10)
-Чтобы открыть третью тайну мягкого знака, предлагаю более трудную игру «Занимательные квадраты». Надо заполнить пустые клетки, чтобы получились слова.
Занимательные клетки. (Слайд 11)
(При затруднении учащихся, можно предложить загадки).
Ветер дует, дует –
Никак не сорвёт!
Солнышко пригреет
Само спадёт. (пальто)
Льётся речка – мы лежим.
Лёд на речке – мы бежим. (коньки)
У пятёрки дружных братьев
Ни костюмов нет, ни платьев.
Лишь один в пятёрке той
Носит пояс золотой. (кольцо)
-Запишем эти слова в тетрадь, подчеркните мягкий знак.(запись ведётся по мере разгадывания загадок).
-Где же оказался мягкий знак?
-Какую функцию выполняет ь в середине слова?(смягчает согласные звуки).
-Вот мы с вами и открыли третью тайну мягкого знака.
Вывод3: Мягкий знак обозначает мягкость согласных в середине слова. (Слайд 12)
-А теперь сами спрячьте ь в середине слова. (Слайд 13)
Запись в тетрадях.
Пень – пеньки, окунь – окуньки, день – деньки.
3. Итог урока.
-Давайте вспомним все тайны ь (Слайд 14)
Работа с компьютером. Диск «Фраза».
Игра «Хлопни в ладоши, если в словах напишешь ь».
Воробей, окуньки, перо, день, нос, конь, мыть, пальцы, осень, ноябрь.
М О Л О Д Ц Ы! За работу на уроке получаете медаль «Знатоку русского языка».