Цели урока:
1) Учить правильному написанию:
- заглавной и строчной письменных букв Ц ц ;
- соединений букв Ц ц и ранее изученных в буквосочетаниях и словах;
2) Развивать предметные умения:
- выполнять звуковой анализ слов,
- выполнять графические схемы предложений;
- находить и обозначать "опасные места" в графических схемах и письменных записях предложения (развитие орфографической зоркости);
- восстанавливать предложения;
- списывать предложения с письменного образца
3) Развивать общеучебные умения:
* учебно-управленческие:
- ориентироваться в прописи;
- работать с письменными принадлежностями;
- сотрудничать при выполнении заданий в парах;
4) Закреплять гигиенические правила урока (посадка, физминутки, офтальмотреннаж)
Оборудование для урока:
- карточки с алфавитом письменных букв <Рисунок 1>,
- бланки для прописывания с образцом письменных увеличенных букв (формат А4) <Рисунок 2>,
- наборы с элементами письменных букв для парной работы,
- линованные в узкую линию листы для записи при работе в паре,
- памятки для составления графических схем предложения,
- иллюстрации цветов, природосохраняющий знак "Не рвите цветы!" <Рисунок 6>,
- демонстрационные наборы письменных объёмных букв из элементов букв и на плакате,
- жетоны для оценивания работы учащихся со хвалебными словами (Умница, молодец, замечательно и т. п.) или с пословицами о труде и учении (Дело мастера боится. Хорошо учись, не ленись. и т. п.) <Рисунок 7>,
- наборы слов для восстановления деформированного предложения в парной работе <Рисунок 8>,
- пропись .№3 к учебнику "Азбука" для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 4 ч./ Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин. - 5-е изд., испр. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008.
Мультимедийное сопровождение урока:
- Приложение 1. Презентация "1 кл. Азбука. Звуки гласные и согласные"
- Приложение 2. Презентация "1 кл. Азбука. Графические схемы предложений"
- Приложение 3. Презентация "Офтальмотренаж"
Ход урока
I .Организация класса
а)- Раз, два, три (хлопают в ладоши 3 раза) - слушай (показывают руками на уши) и смотри (показывают руками на глаза)!
- Три, два, раз (хлопают в ладоши 3 раза) - урок начнём сейчас! (протягивают руки вперёд)
б) Подготовка пальцев к письму (упр. для развития мелкой моторики)
Упр. "Цветок"
Шевелились у цветка (ладони рук прижаты, двигаются только пальцы: вперёд -назад)
Все четыре лепестка. (ладони рук прижаты, "пальчики здороваются")
Я сорвать его хотел. (сжимание и разжимание рук к одном кулаке)
Он вспорхнул и улетел (встряхивание кистями)
II. Объявление темы и целей урока
Актуализация знаний
Сегодня на уроке снова присутствует иностранный гость Джек. Он вместе с вами готов продолжить обучение в городе Знаний.
Посетим башню повторения изученного.
а) Отвечаем на вопросы:
- Какие письменные элементы букв вы знаете?
б) Работа в паре: (повторить правила работы в паре)
Сконструировать предложенные буквы под диктовку учителя:
Р р, А а, И и ц (у детей на парте комплекты элементов письменных букв по количеству букв по заданию)
- Записать эти буквы на линованных листах под диктовку, состоящих из следующих элементов:
* маленького овала и маленькой наклонной линии с закруглением внизу вправо (а)
* большой наклонной линии с закруглением вверху влево, внизу вправо (И)
*большой наклонной линии с закруглением внизу влево и большого полуовала вверху (Р)
* большой наклонной линии и маленькой наклонной линии с закруглением вверху влево, внизу вправо (р)
* двух маленьких наклонных линий с закруглением внизу вправо (и)
*большой наклонной линии с закруглением внизу влево. Большой наклонной линии и маленькой линии с петлей влево (А)
* двух маленьких наклонных линий с закруглением внизу вправо и маленькой линии с петлей внизу (ц)
- Проверка написанного на закрытой доске (а, И, Р, р,и, А, ц)
- Оценивание своей парной работы по шкале красота и правильность.
III. Физкультминутка
Цапля важная носатая
Целый день стоит как статуя (встают на одну ногу, одну руку вытягивают вперёд - это клюв, другая рука ставится на пояс - это крыло; выполняются движения головы и "клюва", удерживается равновесие; затем меняют расположение рук и ног и повторяют движения)
IV. Объявление темы и целей урока
Перейдём во дворец новых знаний
- Внимательно взгляните на буквы, написанные в предыдущем задании.
- Объедините буквы парами. По каким признакам вы это сделаете? (заглавную и строчную письменные буквы одного звука, например, Рр Аа, Ии)
- Что заметили? (строчная буква ц не имеет заглавной буквы Ц)
Предлагается детям назвать тему урока: "Написание заглавной буквы Ц"
и цели урока с помощью учителя:
- учиться написанию заглавной буквы Ц;
- упражняться в написании строчной и заглавной букв Цц согласного [ц];
- упражняться в написании соединений с изученными буквами в словах;
- упражняться в списывании предложений с письменного образца;
- упражняться в замене и списывании предложений с печатного образца с изученными буквами.
V. Написание буквы Ц по схеме
Что общего у печатных и строчных букв Ц ц и Ц ц? (Они обозначают один и тот же звук [ц] - согласный, твёрдый, глухой)
Работа в прописи №3 (с 6)
- Схема написания письменных букв
- Сравнение письменной и печатной букв.
- Сравнение заглавной и строчной письменной букв.
- Графический анализ буквы. (Из скольких частей состоит буква? Какие это элементы?)
- Показ написания буквы учителем с подробным комментированием.
- Письмо буквы в "воздухе", на ладошке (противоположной стороной ручки - упр. "кружева")
- Письмо по увеличенным образцам и по тёмному образцу в прописи (по направлениям стрелок)
- Упражнение в написании буквы. Обведение образцов бледного шрифта в прописи.
- Копирование обведённых образцов на свободной нижней строке.
VI. Написание соединений в буквосочетаниях, в словах , предложениях
Работа в прописи (с 6).
Прописи к учебнику "Азбука" для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 4 ч./ Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин. - 5-е изд., испр. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008.
1) * Цы Цв Ца Цаплин Саша (обвести бледный шрифт, комментируя написание "опасных мест" - заглавная буква в имени и фамилии мальчика, скопировать на свободной ниже строке)
* Цыпленок с курицей искали корм на улице. (Графическая схема предложения для предупреждения написания "опасных мест" при записи предложения; обвести бледный шрифт, комментируя написание "опасных мест" в предложении - начало предложения, раздельное написание слов, конец предложения; разделить слова в предложении на слоги, обозначить буквы ударного и безударного гласного звуков - выбор буквы безударного гласного это тоже "опасное место")
Графическая схема (Приложение 1. Презентация "1 кл. Азбука. Графические схемы предложений")
2) Далее мы побеседуем о цветах в домике любознательных
- Представьте, что вы находитесь в окружении цветов. Сделаем вдох (2-3 раза) и почувствуем прекрасный аромат цветущих растений.
Для чего нужны цветы?
- Подарить человеку цветы - значить выразить искренние чувства любви, уважения к человеку. Цветы помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными.
Работа в прописи №3 (с.7).
- Рассмотрим иллюстрацию в прописи.
- Где в природе можно встретить цветы? (в лесу - ландыши, в воде - кувшинки, в саду - ?) Узнаём цветы. Обведём их по контуру.
Звуковой анализ слова: Приложение 2. Презентация "1 кл. Азбука. Звуки гласные и согласные"
* Цветы - (назовём тему нашей беседы и выполним звуковой анализ слова)
(произносим безударный звук [и], а при письме выбираем букву безударного гласного е)
Запишем это слово внимательно письменными буквами, не допуская ошибок при выборе буквы безударного гласного, помним, что это "опасное место".
* ландыши <Рисунок 4>, кувшинки <Рисунок 5> - (обводим бледный шрифт, прокомментировав написании ши)
Запись предложения с восстановлением деформированных слов с письменного образца и замена печатной буквы на письменную.
* Нарцисс - садо: цв:. . <Рисунок 3>, Коллективная работа (Разделить слова на слоги, обозначить буквы ударного и безударного гласного звуков - выбор буквы безударного гласного это тоже "опасное место", подчеркнуть другие "опасные места" - начало предложения, раздельное написание слов, конец предложения)
Графическая схема
Нар цисс - са до вый цве ток .
VII. Офтальмотренаж Приложение 3. Презентация "Офтальмотренаж"
VIII. Восстановление деформированного предложения печатного образца и запись его письменными буквами
Продолжим беседу в домике любознательных:
Какие из перечисленных цветов (ландыши, кувшинки, нарциссы) являются дикорастущими, а какие культурными? (ландыши, кувшинки- дикорастущие, а нарциссы - культурные, объясняют почему)
Как следует относиться к дикорастущим цветам? (беречь, не топтать и не рвать, цветы украшают природу) , на доску вывешивается знак "Не рвите цветы!" (<Рисунок 6>),
Для того чтобы дарить, друг другу цветы люди выращивают культурные растения в специальных помещениях - оранжереях или весной, летом, осенью в садах, например - нарциссы. Также цветы высаживают на клумбах для украшения города. Цветы с клумб также, как и в лесу, нельзя рвать.
а) Работа в паре:
* Слова для восстановления в предложение (каждое слово напечатано на отдельном бланке, пары детей составляют предложения <Рисунок 8>,)
Переходим на поляну самостоятельной работы:
* Запись предложения с печатного образца в свободных строках в прописях №3 (с 5)
Самостоятельная работа
(Разделить слова на слоги, обозначить буквы ударного и безударного гласного звуков - выбор буквы безударного гласного это тоже "опасное место", подчеркнуть другие "опасные места" - начало предложения, раздельное написание слов, конец предложения)
Ле том на у ли цах ра стут кра си вы е цве ты.
Графическая схема
IX. Итог урока
Пропись № 3 (с.7)
Печатные буквы Цц рады, что нашли себе письменные буквы Цц. Различия у этих букв очевидны. Назовите. А что общего есть у этих букв? (Это буквы одного и того же согласного звука [ц] - согласного глухого, твёрдого)
В треугольнике вопрос: Чему учились?
Учились:
- писать заглавную и строчную Цц;
- записывать буквосочетания, слова с Цц, пользуясь соединениями;
- записывать предложения, находить "опасные места", чтобы не ошибаться при письме.
Всем большое спасибо за работу на уроке.
Поднимите руки те, кто трудился на уроке, повторял изученное и узнавал новое. (Все дети показывают сколько жетонов заработали, читающие дети могут прочитать хвалебные слова или пословицы, записанные на обратной стороне жетонов)