Урок письма в 1-м классе по теме «Обучение написанию букв Ц, ц». Информационные технологии на уроках обучения грамоте (письмо)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1) Учить правильному написанию:

  • заглавной и строчной письменных букв Ц ц ;
  • соединений букв Ц ц и ранее изученных в буквосочетаниях и словах;

2) Развивать предметные умения:

  • выполнять звуковой анализ слов,
  • выполнять графические схемы предложений;
  • находить и обозначать "опасные места" в графических схемах и письменных записях предложения (развитие орфографической зоркости);
  • восстанавливать предложения;
  • списывать предложения с письменного образца

3) Развивать общеучебные умения:

* учебно-управленческие:

  • ориентироваться в прописи;
  • работать с письменными принадлежностями;
  • сотрудничать при выполнении заданий в парах;

4) Закреплять гигиенические правила урока (посадка, физминутки, офтальмотреннаж)

Оборудование для урока:

  • карточки с алфавитом письменных букв <Рисунок 1>,

  • бланки для прописывания с образцом письменных увеличенных букв (формат А4) <Рисунок 2>,

  • наборы с элементами письменных букв для парной работы,
  • линованные в узкую линию листы для записи при работе в паре,
  • памятки для составления графических схем предложения,
  • иллюстрации цветов, природосохраняющий знак "Не рвите цветы!" <Рисунок 6>,

  • демонстрационные наборы письменных объёмных букв из элементов букв и на плакате,
  • жетоны для оценивания работы учащихся со хвалебными словами (Умница, молодец, замечательно и т. п.) или с пословицами о труде и учении (Дело мастера боится. Хорошо учись, не ленись. и т. п.) <Рисунок 7>,

  • наборы слов для восстановления деформированного предложения в парной работе <Рисунок 8>,

img8.jpg (7371 bytes)

  • пропись .№3 к учебнику "Азбука" для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 4 ч./ Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин. - 5-е изд., испр. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008.

Мультимедийное сопровождение урока:

Ход урока

I .Организация класса

а)- Раз, два, три (хлопают в ладоши 3 раза) - слушай (показывают руками на уши) и смотри (показывают руками на глаза)!

- Три, два, раз (хлопают в ладоши 3 раза) - урок начнём сейчас! (протягивают руки вперёд)

б) Подготовка пальцев к письму (упр. для развития мелкой моторики)

Упр. "Цветок"

Шевелились у цветка (ладони рук прижаты, двигаются только пальцы: вперёд -назад)
Все четыре лепестка. (ладони рук прижаты, "пальчики здороваются")
Я сорвать его хотел. (сжимание и разжимание рук к одном кулаке)
Он вспорхнул и улетел (встряхивание кистями)

II. Объявление темы и целей урока

Актуализация знаний

Сегодня на уроке снова присутствует иностранный гость Джек. Он вместе с вами готов продолжить обучение в городе Знаний.

Посетим башню повторения изученного.

а) Отвечаем на вопросы:

- Какие письменные элементы букв вы знаете?

б) Работа в паре: (повторить правила работы в паре)

Сконструировать предложенные буквы под диктовку учителя:

Р р, А а, И и ц (у детей на парте комплекты элементов письменных букв по количеству букв по заданию)

- Записать эти буквы на линованных листах под диктовку, состоящих из следующих элементов:

* маленького овала и маленькой наклонной линии с закруглением внизу вправо (а)

* большой наклонной линии с закруглением вверху влево, внизу вправо (И)

*большой наклонной линии с закруглением внизу влево и большого полуовала вверху (Р)

* большой наклонной линии и маленькой наклонной линии с закруглением вверху влево, внизу вправо )

* двух маленьких наклонных линий с закруглением внизу вправо (и)

*большой наклонной линии с закруглением внизу влево. Большой наклонной линии и маленькой линии с петлей влево (А)

* двух маленьких наклонных линий с закруглением внизу вправо и маленькой линии с петлей внизу (ц)

- Проверка написанного на закрытой доске (а, И, Р, р,и, А, ц)

- Оценивание своей парной работы по шкале красота и правильность.

III. Физкультминутка

Цапля важная носатая

Целый день стоит как статуя (встают на одну ногу, одну руку вытягивают вперёд - это клюв, другая рука ставится на пояс - это крыло; выполняются движения головы и "клюва", удерживается равновесие; затем меняют расположение рук и ног и повторяют движения)

IV. Объявление темы и целей урока

Перейдём во дворец новых знаний

- Внимательно взгляните на буквы, написанные в предыдущем задании.

- Объедините буквы парами. По каким признакам вы это сделаете? (заглавную и строчную письменные буквы одного звука, например, Рр Аа, Ии)

- Что заметили? (строчная буква ц не имеет заглавной буквы Ц)

Предлагается детям назвать тему урока: "Написание заглавной буквы Ц"

и цели урока с помощью учителя:

- учиться написанию заглавной буквы Ц;

- упражняться в написании строчной и заглавной букв Цц согласного [ц];

- упражняться в написании соединений с изученными буквами в словах;

- упражняться в списывании предложений с письменного образца;

- упражняться в замене и списывании предложений с печатного образца с изученными буквами.

V. Написание буквы Ц по схеме

Что общего у печатных и строчных букв Ц ц и Ц ц? (Они обозначают один и тот же звук [ц] - согласный, твёрдый, глухой)

Работа в прописи №3 (с 6)

  1. Схема написания письменных букв
  2. Сравнение письменной и печатной букв.
  3. Сравнение заглавной и строчной письменной букв.
  4. Графический анализ буквы. (Из скольких частей состоит буква? Какие это элементы?)
  5. Показ написания буквы учителем с подробным комментированием.
  6. Письмо буквы в "воздухе", на ладошке (противоположной стороной ручки - упр. "кружева")
  7. Письмо по увеличенным образцам и по тёмному образцу в прописи (по направлениям стрелок)
  8. Упражнение в написании буквы. Обведение образцов бледного шрифта в прописи.
  9. Копирование обведённых образцов на свободной нижней строке.

VI. Написание соединений в буквосочетаниях, в словах , предложениях

Работа в прописи (с 6).


Прописи к учебнику "Азбука" для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 4 ч./ Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин. - 5-е изд., испр. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008.

1) * Цы Цв Ца Цаплин Саша (обвести бледный шрифт, комментируя написание "опасных мест" - заглавная буква в имени и фамилии мальчика, скопировать на свободной ниже строке)

* Цыпленок с курицей искали корм на улице. (Графическая схема предложения для предупреждения написания "опасных мест" при записи предложения; обвести бледный шрифт, комментируя написание "опасных мест" в предложении - начало предложения, раздельное написание слов, конец предложения; разделить слова в предложении на слоги, обозначить буквы ударного и безударного гласного звуков - выбор буквы безударного гласного это тоже "опасное место")

Графическая схема (Приложение 1. Презентация "1 кл. Азбука. Графические схемы предложений")

2) Далее мы побеседуем о цветах в домике любознательных

- Представьте, что вы находитесь в окружении цветов. Сделаем вдох (2-3 раза) и почувствуем прекрасный аромат цветущих растений.

Для чего нужны цветы?

- Подарить человеку цветы - значить выразить искренние чувства любви, уважения к человеку. Цветы помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными.

Работа в прописи №3 (с.7).

- Рассмотрим иллюстрацию в прописи.

- Где в природе можно встретить цветы? (в лесу - ландыши, в воде - кувшинки, в саду - ?) Узнаём цветы. Обведём их по контуру.

Звуковой анализ слова: Приложение 2. Презентация "1 кл. Азбука. Звуки гласные и согласные"

* Цветы - (назовём тему нашей беседы и выполним звуковой анализ слова)

(произносим безударный звук [и], а при письме выбираем букву безударного гласного е)

Запишем это слово внимательно письменными буквами, не допуская ошибок при выборе буквы безударного гласного, помним, что это "опасное место".

* ландыши <Рисунок 4>, кувшинки <Рисунок 5> - (обводим бледный шрифт, прокомментировав написании ши)

Запись предложения с восстановлением деформированных слов с письменного образца и замена печатной буквы на письменную.

* Нарцисс - садо: цв:. . <Рисунок 3>, Коллективная работа (Разделить слова на слоги, обозначить буквы ударного и безударного гласного звуков - выбор буквы безударного гласного это тоже "опасное место", подчеркнуть другие "опасные места" - начало предложения, раздельное написание слов, конец предложения)

Графическая схема

Нар цисс - са до вый цве ток .

VII. Офтальмотренаж Приложение 3. Презентация "Офтальмотренаж"

VIII. Восстановление деформированного предложения печатного образца и запись его письменными буквами

Продолжим беседу в домике любознательных:

Какие из перечисленных цветов (ландыши, кувшинки, нарциссы) являются дикорастущими, а какие культурными? (ландыши, кувшинки- дикорастущие, а нарциссы - культурные, объясняют почему)

Как следует относиться к дикорастущим цветам? (беречь, не топтать и не рвать, цветы украшают природу) , на доску вывешивается знак "Не рвите цветы!" (<Рисунок 6>),

Для того чтобы дарить, друг другу цветы люди выращивают культурные растения в специальных помещениях - оранжереях или весной, летом, осенью в садах, например - нарциссы. Также цветы высаживают на клумбах для украшения города. Цветы с клумб также, как и в лесу, нельзя рвать.

а) Работа в паре:

* Слова для восстановления в предложение (каждое слово напечатано на отдельном бланке, пары детей составляют предложения <Рисунок 8>,)

Переходим на поляну самостоятельной работы:

* Запись предложения с печатного образца в свободных строках в прописях №3 (с 5)

Самостоятельная работа

(Разделить слова на слоги, обозначить буквы ударного и безударного гласного звуков - выбор буквы безударного гласного это тоже "опасное место", подчеркнуть другие "опасные места" - начало предложения, раздельное написание слов, конец предложения)

Ле том на у ли цах ра стут кра си вы е цве ты.

Графическая схема

IX. Итог урока

Пропись № 3 (с.7)

Печатные буквы Цц рады, что нашли себе письменные буквы Цц. Различия у этих букв очевидны. Назовите. А что общего есть у этих букв? (Это буквы одного и того же согласного звука [ц] - согласного глухого, твёрдого)

В треугольнике вопрос: Чему учились?

Учились:

- писать заглавную и строчную Цц;

- записывать буквосочетания, слова с Цц, пользуясь соединениями;

- записывать предложения, находить "опасные места", чтобы не ошибаться при письме.

Всем большое спасибо за работу на уроке.

Поднимите руки те, кто трудился на уроке, повторял изученное и узнавал новое. (Все дети показывают сколько жетонов заработали, читающие дети могут прочитать хвалебные слова или пословицы, записанные на обратной стороне жетонов)