Цель: формирование навыка правописания приставок и предлогов.
Задачи:
- дидактические:
- формирование чёткого представления о роли приставок в слове и предлогов в речи человека;
- формирование умения правильного написания слов с приставками и предлогами;
- формирование орфографической зоркости;
- развивающие:
- развитие психических функций (памяти, внимания, логического мышления);
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- обогащение словарного запаса учащихся;
I. Оргмомент. (слайд 2)
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
II. Мотивация. Психологическая подготовка.
- Скажите, а вы любите путешествовать?
- Хотите отправиться в путешествие в удивительный город Русского языка?
- Что потребуется нам в пути? (дружба, взаимовыручка, друзья, …,…, …, хорошее настроение)
- Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу, возьмите друг друга за руку, почувствуйте тепло – ведь это ваш друг и помощник.
III. Сообщение темы и цели урока.
1. Минутка чистописания. (слайд 3)
х // х // х Х // Х // Х ха хо хл хв
Под солнцем подсолнух расцвёл величаво.
- Дайте характеристику этому предложению.
(повествовательное, невосклицательное распространённое)
- Выполним разбор предложения (подчеркнуть главные члены, обозначить части речи).
2. Определение темы урока.
- Над какой темой мы сейчас работаем? (состав слова)
- Что мы уже узнали? (как образуются родственные слова, какие бывают суффиксы, приставки,…,…)
- А что мы ещё не знаем?
- Посмотрите снова на предложение. Почему в одном слове под пишется слитно, а в другом раздельно?
- А теперь попробуйте определить тему урока: (Приставки и предлоги.)
IV. Актуализация знаний. (слайд 4)
- На какие группы можно поделить приставки, с которыми мы работали?
- с буквой о (от-, ото-, до-, по-, под, про-, об-, обо-)
- с буквами з – с (с-, из-, без-, бес-)
- с буквой а (за-, на-, над-)
- пре-, при-
- А теперь посмотрите на таблицу предлогов.
- Есть среди них одинаковые? (слайд 5)
- Значит, чему будем учиться на уроке? (отличать приставки от предлогов и правильно писать слова с приставками и предлогами)
V. Работа над новой темой.
- Итак, в путь!
1. Наша первая остановка – переулок «Словарный». (слайд 6)
(текст на слайде из учебника часть 2, с.4 упр.5)
- Прочитайте стихотворение выразительно.
- Обратите внимание на выделенные слова. Как понимаете значение этих слов.
- Где мы можем найти толкование непонятных слов? (словарь, зачитать)
(баржа – грузовое судно с плоским дном;
полуторка – грузовая машина, грузоподъёмностью полторы тонны )
- Найдите в предложениях слова, в которых на и за являются частью основы.
Как называется эта часть основы? (приставка)
- А где на и за являются отдельными словами?
2. Составление сравнительной таблицы «Приставки – предлоги».
- Перед нами Площадь «Тайная». (слайд 7)
а) – Вспомните, что такое приставка? (слайд 8 открытие каждой строки по клику мыши)
- А что такое предлог?
б) – Для чего служит приставка? А для чего нужны предлоги ?
в) – Как пишется приставка? А предлог?
- Прочитайте сведения о языке на с. 5.
3. Работа с учебником с.6 упр.7
(выписать существительные с предлогами)
в лесах, у дерева, в стаи, по лесным дорогам
- Обратите внимание: всегда ли предлоги стоят перед именами существительными,
с которыми в данном предложении связаны?
(по лесным дорогам – перед именем прилагательным)
- Встретился ли глагол с предлогом?
Вывод: Предлоги никогда не стоят перед глаголами. (правило с.6)
4. Запись под диктовку с комментированием:
посмотрел по телевизору, добежал до финиша, сходил с другом, влетел в окно, побежал по дорожке, заглянул за штору
-А теперь ещё одна очень важная особенность! Попробуйте вставить другое слово или вопрос между существительным с предлогом (на предложении минутки чистописания).
- Можно ли это сделать в словах с приставками?
(для утверждения: вставить третье слово в записанные словосочетания)
- А теперь повторим, всё, что мы узнали о правописании приставок и предлогов
( проговаривание по таблице, подтверждение примерами).
VI. Закрепление.
1. Групповая работа. Прочитать и объяснить, что стоит в скобках : приставка, предлог или часть корня. (упр 10 распечатать по частям)
2. Запись под диктовку с заданием: выделить приставки, подчеркнуть предлоги
(первое предложение – комментирование).
Ребята поехали кататься на катере по озеру. Солнце закатилось за гору.
Катер отплыл от берега. На берегу ребята набрали красивых камней.
VII. Итог урока. Наше путешествие подошло к концу.
1. Обобщение.
- Удалось ли нам раскрыть секрет «Площади Тайная»?
- Что нового узнали о приставках и предлогах?
2. Рефлексия.
- Какие задания вы выполняли с удовольствием?
- Кто научился различать приставки и предлоги?
- А у кого остались затруднения в написании слов с приставками и предлогами?
VIII. Д/з (слайд 9) упр.11 или мини-сочинение на тему «Я мечтаю…», употребляя слова с приставками и предлогами.
Если осталось время, можно дать задание «Проверь себя» (слайд 10), по слайду 11 – впечатление детей от урока.