План-конспект урока в 7-м классе на тему "Атлантический океан"

Разделы: География


Цели:

  • Образовательная: Изучить географическое положение Атлантического океана, историю исследования, особенности природы и животного мира. Обратить внимание на виды хозяйственной деятельности в океане.

  • Развивающаяся: Развивать навыки анализа и синтеза изучаемого материала

  • Воспитательная: Воспитывать, воспринимать прекрасное в обыденном.

Оборудование: Интерактивное наглядное пособие «Карта океанов», презентация по Атлантическому океану, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Продолжается великий час Океанов. Сегодня нам откроет свои тайны еще один океан – Атлантический (презентация, слайд № 1). Постараемся же за 45 минут урока узнать больше тайн и загадок Атлантического океана. Ну, чтобы океан нам открылся, мы должны быть открыты к восприятию новых знаний.

2. Объяснение нового материала.

Начнем изучение Атлантического океану с географического положения. . (презентация, слайд № 2). Как и Тихий океан Атлантический вытянут от субарктических широт до Антарктиды, но уступает ему по ширине. Наибольшей ширины Атлантика достигает в умеренных широтах и сужается к экватору.

Береговая линия океана сильно расчленена в Северном полушарии, а в Южном изрезана слабо. Большая часть островов лежит близ материков. (презентация, слайд № 3).

Открываем тетради, записываем тему урока: «Атлантический океан». В тетрадях чертим таблицу для сравнения географического положения Атлантического океана с Индийским и Тихим океаном

Океаны

Сходства

Различия

Тихий океан

   

Индийский океан

   

Самостоятельно заполняют таблицу в течении 5 минут (презентация слайд № 4)

- Переходим к рельефу дна Атлантического океана (презентация слайд № 5). Согласно теории литосферных плит Атлантический океан сравнительно молод. Рельеф его дна не так сложен, как в Тихом океане. Через всю Атлантику почти по меридиану протянулся гигантский хребет. В одном месте он выходит на поверхность-это остров Исландия. Хребет делит ложе океана на две почти равные части. К берегам Европы и Северной Америки прилегают обширные шельфы. Средняя глубина океана составляет 3600м., максимальная – 8742м. в желобе Пуэрто–Рико. Шельф океана достаточно развит особенно у берегов Северной Америки. Глубоководные желоба сменяются котловинами и подводными горами. Но самым удивительным объектом дна Атлантического океана является Срединный Атлантический хребет, расчлененная рифовыми долинами. А по обе стороны от хребта лежат относительно выровненные котловины. А теперь давайте сделаем сравнительную характеристику дна Тихого и Атлантического океана, назовем общие черты и различия.

( работа с картами атласа и интерактивной картой Атлантического океана)

С древних времен Атлантический океан стал осваиваться человеком. На его берегах в разные эпохи возникли центры мореплавания в Древней Греции, Карфагене, Скандинавии. Его воды омывали легендарную Атлантиду, о географическом положении которой в океане до сих пор спорят учёные. Христофор Колумб - первый мореплаватель Нового Времени, который отважился пересечь Атлантический океан.

С эпохи Великих географических открытий Атлантический океан стал главным водным путём на Земле. (презентация слайд № 6, 7)

Итак, переходим к климату Океана (презентация слайд № 8). Климат Атлантического океана разнообразен, так как он лежит во всех климатических поясах. В северной Атлантике, особенно зимой, господствуют сильные западные ветры. (презентация слайд № 9) Тропическая часть находиться под воздействием пассатов. В экваториальной части преобладает жара и обильные дожди. Температура воздуха над океаном колеблется от - 20 до +30 градусов. В экваториально – тропических широтах зарождаются тропические циклоны которые часто принося много бедствий на побережье Северной Америки. Средняя температура вод +16, но она меняется с широтой Так же температура воды меняется с глубиной Средняя соленость составляет 35 промилле, так же меняется с широтой.

В северной части Атлантического океана образуются айсберги (презентация слайд № 10)

В результате вышеперечисленного, в Атлантическом океане сформировались следующие течения и определенные свойства воды. Течения двигаются в основном в меридиональном направлении, формируют кольцеобразное движение. (презентация слайд № 11)

Комплексное исследование природы Атлантического океана началось только в конце XIX века. Английская экспедиция на судне «Челленджер» произвела промеры глубин, собрала материалы об органическом мире океана. (презентация слайд № 12)

Богат органический мир Атлантического океана. Морской салат, морской мох, ламинарии, летучие рыбы, акулы, много рыб: палтус, камбала, сельди, кефали, район Канарских островов богат лангустами, анчоусами, в северной части встречаются морские ежи, моллюски. Открыть атласы на странице 34 и . (презентация слайд № 13,14)

По обе стороны океана лежат развитые в хозяйственном отношении страны. Через Атлантику проходят самые важные морские пути. С незапамятных времён Атлантический океан – место интенсивного рыболовного и зверобойного промысла.

Природные условия Атлантики благоприятны для развития жизни, поэтому из всех океанов он самый продуктивный. Большая часть улова рыбы и добычи морских продуктов приходится на северную часть океана Шельфы Атлантического океана богаты месторождениям нефти и других полезных ископаемых. (презентация слайд № 15)

Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями нефти, соли и других полезных ископаемых. Через Атлантический океан проходят самые важные морские пути. . (презентация слайд № 16)

Все это используется людьми. Богатства Атлантического океана используются давно и слишком интенсивно, что уже привело к сокращению рыбных ресурсов. Экология океана, особенно морей, уже требует немедленного вмешательства. Нефтяное загрязнение, загрязнение ядохимикатами и.т.д. (атлас стр. 35) Кроме того моря атлантического океана используются как основное место отдыха: Черное, средиземное, Карибское моря.

3. Обобщение пройденного материала.

Атлантический океан бывает очень разным, этим он и прекрасен. Представляете, а кто-то живет рядом с океаном и каждый день видит это и уже не замечает этой безумной красоты. Хотя мы тоже, не замечаем красоты того, с чем встречаемся каждый день. Может нам быть повнимательнее и тогда мир окажется еще прекрасней.

- Если вам предложат одним прилагательным или существительным сказать об Атлантическом океане, что бы сказали?

Атлантический океан еще много тайн хранит в себе, как и те сундуки с золотом и серебром, лежащие на дне Атлантического океана.

4. Домашнее задание.

Найдите информацию о загадочных и необычных явлениях Атлантического океана и если вы меня сможете удивить, то обещаю вам «5».

Учебник парагр.19

Приложение 1