Цель: раскрыть материал о защитных свойствах организма.
Задачи:
- Образовательная: сформировать понятия: «иммунитет», «лечебная сыворотка», «вакцина», «прививка», «аллергия», «антиген» «антитело». Познакомить учащихся с видами иммунитета.
- Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма на примерах научных открытий; воспитывать бережное, сознательное отношение к своему здоровью.
- Развивающая: развивать интеллектуальные способности, логическое мышление путем решения проблемных задач, умение работать с учебником и дополнительным материалом.
Оборудование: телевизор; видеофильм «Анатомия и физиология человека» часть 1 (Иммунитет), портреты И.И. Мечникова, Л. Пастера.
План урока:
- Организационный момент (1-2 мин);
- Проверка усвоения знаний (5-7 мин);
- Изучение нового материала (25-27 мин);
- Закрепление новых знаний (5-6 мин);
- Домашнее задание (2 мин).
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
2. Проверка усвоения знаний по теме: Эритроциты. Переливание крови. (5-7 мин)
Базовый уровень: выполнение теста
Повышенный уровень: ответ на вопрос: Рассмотрите строение эритроцита человека и лягушки. Сравните изображенные эритроциты. Результаты сравнения запишите.
Высокий уровень: В поликлинике была консервированная кровь 1 и 2 группы. Когда привезли человека, потерявшего много крови, исследования показали, что у него 4 группа крови. Можно ли ему переливать кровь имеющихся групп? Почему? А если бы у пострадавшего была 3 группа крови?
3. Изучение нового материала.
Сегодня мы знакомимся со второй группой клеток крови - лейкоцитами и их функциями.
Пользуясь статьей учебника (стр. 91-92) заполним таблицу
Признаки | Лейкоциты |
Размер | |
Количество в 1 мм3 | |
Форма | |
происхождение | |
Продолжительность жизни | |
Свойства | |
Функции |
Основная задача иммунной системы – контроль за генетическим постоянством внутренней среды организма.
Определение: Иммунитет – способ защиты организма от живых тел и веществ, несущих признаки генетически чужеродной информации (от лат. immunitas- избавление, освобождение от чего-либо).
(просмотр фрагмента видео фильма: Иммунитет)
Одна из важнейших защитных функций – способность к фагоцитозу (беседа по вопросу «Фагоцитоз»):
Рассмотрим рис. 68 на стр. 92 («Реакция воспаления»)
Ответьте на вопросы, пользуясь статьей «Иммунитет» с. 92-93:
- Что такое фагоцитоз?
- Какие клетки называют фагоцитами?
- Что такое воспалительная реакция и ее признаки?
- Что такое гной?
- Что такое антитело?
- Какие клетки участвуют в образовании антител?
Запишем определение: Фагоцитоз – это захват и переваривание бактерий фагоцитами.
Явление фагоцитоза было открыто русским ученым И.И. Мечниковым в 1887 г.
Рассмотрим виды иммунитета.
1. Врожденный иммунитет – генетически закрепленная невосприимчивость, присущая каждому человеку. Например, человек никогда не заболеет чумой крупного рогатого скота.
2. Приобретенный иммунитет – формируется в течение жизни человека и не передается по наследству.
а) естественно приобретенный иммунитет – развивается после перенесенного инфекционного заболевания (корь)
б) искусственно приобретенный иммунитет – состояние невосприимчивости, которое развивается в результате вакцинации и введения иммунных сывороток.
– активно приобретенный иммунитет – развивается после прививки.
Прививка – это введение ослабленных или убитых возбудителей инфекционных заболеваний.
Вакцино- и иммунопрофилактика – важнейший инструмент в борьбе с инфекционными заболеваниями.
Сообщение учащегося о работе Э. Дженнера (3-5 мин)
Сообщение учащегося о работе Л. Пастера (3-5 мин)
– пассивно приобретенный иммунитет – проявляется при введении готовых антител (лечебной сыворотки). Готовые антитела получают из крови животных (лошадей, коров) или людей – доноров после их вакцинации.
Функции иммунной системы могут нарушаться.
Существуют виды нарушения иммунитета:
- Реакции повышенной чувствительности (гиперчувствительности);
- Аутоиммунные реакции;
- Иммунодефициты;
- Реакция «трансплантат против хозяина».
4. Закрепление
Базовый уровень: рассмотрите схему и внесите в нее недостающие сведения
Повышенный уровень: Рассмотрите рисунок 68. Определите, какие клетки выходят из изображенного кровеносного сосуда. Какие клетки остаются в сосуде? Какой процесс изображают тельца в области занозы? Объясните появление гноя около занозы. Как можно объяснить следующие симптомы воспаленного участка: боль, повышенная температура, покраснение, уплотненность кожи на ощупь?
Высокий уровень: В медицинской практике врачами используется как дифтерийная вакцина, так и дифтерийная сыворотка. Что происходит в организме при введении дифтерийной вакцины, а что при введении дифтерийной сыворотки?
Домашнее задание:
- обязательное: параграф 23;
- Творческое необязательное: подготовить сообщения: Роберт Кох; И.И. Мечников; Н.Ф. Гамалея; СПИД; Аллергия; Транспланталогия и иммунитет.
Используемые материалы:
- учебник «Биология. Человек и его здоровье. 8 класс» авт. Любимова З.В., Маринова К.В., изд. Владос, М., 2005.
- Дидактический материал по анатомии, физиологии и гигиене. Авт. Никишов А.И., Рохлов В.С., М., РАУБ.
- Биология. Самостоятельные работы учащихся. Часть 2. Авт. Степанов И.А. , М., 2002.
- Материалы лекции «Наиболее сложные разделы преподавания раздела «Человек и его здоровье» Биология. Первое сентября. №17-24, 2009.