Урок по русскому языку в 4-м классе по программе "Гармония. Имя числительное"

Разделы: Начальная школа


Цель: Формировать интерес и создать условия для исследовательской деятельности учащихся.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, интерактивная доска. Раздаточный материал: карточки с заданиями.

Методы и приемы обучения: частично-поисковый, проблемно-исследовательский, перцептивный (сочетание словесного, практического, наглядного, аудиовизуального методов); логические (индуктивный, дедуктивный, метод аналогии).

Задачи:

  • Знакомить с видами числительных – количественными и качественными (с последними на резервном уроке);
  • Наблюдать за строением слов этой части речи, работать над правильным изменением по падежам сложных и составных числительных ( второй термин не дается);
  • Тренировать в правописании ь в числительных.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Тип урока: объяснение нового материала.

Приложение.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Семнадцатое января.

Классная работа.

  • Назовите слово, которое относится к изученной вчера части речи.

– Что это за часть речи?( имя числительное)

– Расскажите об этом слове (числит., порядковое, простое, словарное).

II. Словарная работа.

СЛАЙД 1.

  • Вспомните словарные слова, над которыми мы работаем на этой неделе.(числительные)
  • Комментируем и записываем.

– К какой части речи они относятся?

– Какое слово «лишнее»? Почему?(все составные, а оно нет)

– К какой группе относятся? (количественные)

  • Составьте предложения с числительными или вспомните из сказок, рассказов, которые читали.
  • МОЛОДЦЫ! ХОРОШО.

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Мини-пересказ.

УПР. 342, стр. 10

  • Прочитай историю известного слова. ЧИТАЮТ.

– К какой группе каждое имя числительное относится? (порядковые, количественные)

– Какое забавное название известным шапкам дал художник?

– Как художник образовал это слово? (три + ухо)

Числит. Сущ.

– Как он объяснил значение этого слова?

– Что произошло? (чередование)

  • Прочитайте еще раз эту историю.
  • Сейчас вы будете писать рассказ о шапке-ушанке. Какое местоимение вы напишите после предлога у ? – Почему? (ж.р.)
  • Найдите основную мысль истории. Это и будет названием рассказа, который напишите вы.

Проверка мини-рассказа.

  • Назовите однокоренные слова, выделите в них корень (треух, три, третье, треух, уха, уши)

– Что произошло в корне эти слов? (чередование Ха – Ша)

Колич. Колич. Порядк.

  • Назовите имена числительные. (три, два, третье )

Сколько? Сколько? Который?

ИТОГ: Назовите имена числительные. К какой группе каждое относится?

V. Физминутка.

VI. Составление словосочетаний.

СЛАЙД 2

  • Составьте словосочетания числительное + существительное.
  • И запишите их в два столбика: 1-й – с числительными ед.ч.; 2-й – с числительными мн. ч. – При составлении каких словосочетаний возникли затруднения?

– Какое имя числительное вы писали в словосочетаниях?

– Как вы изменили имя числительное в 1-м столбике? Почему?(приняло род им. сущ.)

– Какой секрет имен числительных вы узнали?

СЛАЙД № 3. ВЫВОД. Числительное один вынуждено принимать форму множественного числа, принимать род имени существительного, с которым оно связано.

VII. Работа по учебнику.

УПР. № 345, стр. 12. (письменно)

  • Прочитайте задание.
  • Спишите, подберите проверочные слова, подчеркните главные члены в 1 и 2 предложениях.

ПРОВЕРКА.

– О ком говорится в 3 предложении? (о баранах)

Подлежащее отвечает на вопрос кто? Что? И. п. – барана. – Может так быть? (нет)

– Сколько их ? (два)

  • Посмотрите подсказку.

СЛАЙД № 4. Имя числительное вместе с именем существительным, к которому оно относится, составляет один член предложения.

– Что теперь должны знать? ( ЧИСЛИТ. + СУЩ.)

– Какое же в этом предложении подлежащее? (два барана)

– А сказуемое где?

СЛАЙД № 5. УПР. 347, стр. 12.

ПОМНИТЕ?! – Героев какого м/фильма вы видите? (38 попугаев. Удава измеряли сначала попугаями, а потом – слонятами. Но удаву понравился размер больше в попугаях ) – Почему? (больше число) – А что можно сказать о размере удава?

Длину удава измерили (38) попугайчиками и (2) слонами.

(два, двумя, тридцатью, восьми, восьмью, тридцати)

  • Прочитайте предложение. Запишите его используя не цифры, а слова.
  • Прочитайте какое предложение вы записали.
  • Вот видите, как сложно склонять имена числительные. – А числительное 38 какое? (составн.) – Как же склоняются составные числительные? (обе части)
  • Запишите словами: 11, 15, 28, 60, 700.

Т.п. одиннадцатью, пятнадцатью, двадцатью, восьмью, шестнадцатью, семьюстами.

VIII. Д/з.

СТР. 12, УПР. № 347 (задание №1)

IX. ИТОГ.

СЛАЙД № 6.

 повторим, что вы должны знать об имени числительном:

  • Какими бывают имена числительные? (поряд., колич.; простые, сложные)
  • Как изменяются имена числительные? (по падеж. – у сложных измен. обе части)
  • Какие числительные измен. по родам? (числит. один и два измен. по родам)
  • Что можете сказать о числительном ОДИН? (принимает форму множествен. числа)
  • Какой новый секрет имен числительных вы узнали? (числительное вместе с существительным, к которому оно относится, составляет один член предложения)