Цель: Формировать интерес и создать условия для исследовательской деятельности учащихся.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, интерактивная доска. Раздаточный материал: карточки с заданиями.
Методы и приемы обучения: частично-поисковый, проблемно-исследовательский, перцептивный (сочетание словесного, практического, наглядного, аудиовизуального методов); логические (индуктивный, дедуктивный, метод аналогии).
Задачи:
- Знакомить с видами числительных – количественными и качественными (с последними на резервном уроке);
- Наблюдать за строением слов этой части речи, работать над правильным изменением по падежам сложных и составных числительных ( второй термин не дается);
- Тренировать в правописании ь в числительных.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Семнадцатое января.
Классная работа.
- Назовите слово, которое относится к изученной вчера части речи.
– Что это за часть речи?( имя числительное)
– Расскажите об этом слове (числит., порядковое, простое, словарное).
II. Словарная работа.
СЛАЙД 1.
- Вспомните словарные слова, над которыми мы работаем на этой неделе.(числительные)
- Комментируем и записываем.
– К какой части речи они относятся?
– Какое слово «лишнее»? Почему?(все составные, а оно нет)
– К какой группе относятся? (количественные)
- Составьте предложения с числительными или вспомните из сказок, рассказов, которые читали.
- МОЛОДЦЫ! ХОРОШО.
III. Сообщение темы и цели урока.
IV. Мини-пересказ.
УПР. 342, стр. 10
- Прочитай историю известного слова. ЧИТАЮТ.
– К какой группе каждое имя числительное относится? (порядковые, количественные)
– Какое забавное название известным шапкам дал художник?
– Как художник образовал это слово? (три + ухо)
Числит. Сущ.
– Как он объяснил значение этого слова?
– Что произошло? (чередование)
- Прочитайте еще раз эту историю.
- Сейчас вы будете писать рассказ о шапке-ушанке. Какое местоимение вы напишите после предлога у ? – Почему? (ж.р.)
- Найдите основную мысль истории. Это и будет названием рассказа, который напишите вы.
Проверка мини-рассказа.
- Назовите однокоренные слова, выделите в них корень (треух, три, третье, треух, уха, уши)
– Что произошло в корне эти слов? (чередование Ха – Ша)
Колич. Колич. Порядк.
- Назовите имена числительные. (три, два, третье )
Сколько? Сколько? Который?
ИТОГ: Назовите имена числительные. К какой группе каждое относится?
V. Физминутка.
VI. Составление словосочетаний.
СЛАЙД 2
- Составьте словосочетания числительное + существительное.
- И запишите их в два столбика: 1-й – с числительными ед.ч.; 2-й – с числительными мн. ч. – При составлении каких словосочетаний возникли затруднения?
– Какое имя числительное вы писали в словосочетаниях?
– Как вы изменили имя числительное в 1-м столбике? Почему?(приняло род им. сущ.)
– Какой секрет имен числительных вы узнали?
СЛАЙД № 3. ВЫВОД. Числительное один вынуждено принимать форму множественного числа, принимать род имени существительного, с которым оно связано.
VII. Работа по учебнику.
УПР. № 345, стр. 12. (письменно)
- Прочитайте задание.
- Спишите, подберите проверочные слова, подчеркните главные члены в 1 и 2 предложениях.
ПРОВЕРКА.
– О ком говорится в 3 предложении? (о баранах)
Подлежащее отвечает на вопрос кто? Что? И. п. – барана. – Может так быть? (нет)
– Сколько их ? (два)
- Посмотрите подсказку.
СЛАЙД № 4. Имя числительное вместе с именем существительным, к которому оно относится, составляет один член предложения.
– Что теперь должны знать? ( ЧИСЛИТ. + СУЩ.)
– Какое же в этом предложении подлежащее? (два барана)
– А сказуемое где?
СЛАЙД № 5. УПР. 347, стр. 12.
ПОМНИТЕ?! – Героев какого м/фильма вы видите? (38 попугаев. Удава измеряли сначала попугаями, а потом – слонятами. Но удаву понравился размер больше в попугаях ) – Почему? (больше число) – А что можно сказать о размере удава?
Длину удава измерили (38) попугайчиками и (2) слонами.
(два, двумя, тридцатью, восьми, восьмью, тридцати)
- Прочитайте предложение. Запишите его используя не цифры, а слова.
- Прочитайте какое предложение вы записали.
- Вот видите, как сложно склонять имена числительные. – А числительное 38 какое? (составн.) – Как же склоняются составные числительные? (обе части)
- Запишите словами: 11, 15, 28, 60, 700.
Т.п. одиннадцатью, пятнадцатью, двадцатью, восьмью, шестнадцатью, семьюстами.
VIII. Д/з.
СТР. 12, УПР. № 347 (задание №1)
IX. ИТОГ.
СЛАЙД № 6.
повторим, что вы должны знать об имени числительном:
- Какими бывают имена числительные? (поряд., колич.; простые, сложные)
- Как изменяются имена числительные? (по падеж. – у сложных измен. обе части)
- Какие числительные измен. по родам? (числит. один и два измен. по родам)
- Что можете сказать о числительном ОДИН? (принимает форму множествен. числа)
- Какой новый секрет имен числительных вы узнали? (числительное вместе с существительным, к которому оно относится, составляет один член предложения)