Урок математики в 3-м классе. Решение задач

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Закрепить знания таблицы умножения и деления; знания об увеличении и уменьшении чисел на несколько единиц и в несколько раз; знания компонентов при всех математических действиях; отрабатывать умение решать задачи на приведение к 1, на сравнение на несколько единиц и в несколько раз; формировать вычислительные навыки.
  • Развивать и корректировать логическое мышление, восприятие, навыки общения, память, воображение детей, связную речь.
  • Прививать любовь к природе, учить бережному отношению к животному миру; воспитывать дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, любознательность.

Оборудование. Картина «Зимний лес», картинки птиц, диких животных, счетный материал, карточки, запись П.И. Чайковского «Времена года».

Ход урока

I. Орг. момент.

  1. Приветствие
  2. Гимнастика мозга

ii. Математический диктант.

– Математика нужна повсюду. Она нужна не только в решении задач, она нужна нам и в окружающей нас природе. Много разных зверей и птиц истребили люди. В конце концов, они поняли: если не помочь природе, животные будут гибнуть все больше. Чтобы этого не случилось, ученые составили специальную книгу – Красную книгу. В Красную книгу мира уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц, т. е. ведут счет. И тут нужна математика.

Математика – королева наук!
Без нее не летят корабли,
Без нее не поделишь ни акра земли,
Даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь,
Что почем, не узнаешь,
А узнав, не поймешь!

– На какие две группы делятся все птицы?

– Назовите зимующих птиц?

– Дятел – очень важная птица. Он хочет провести с вами интересный диктант.

1. Найти частное чисел 18 и 9. 2 Б
2. Делимое 24, делитель 4. Найти частное. 6 Е
3. Найти произведение чисел 18 и 1. 18 Р
4. Найти разность чисел 21 и 15. 6 Е
5. Во сколько раз 9 <, чем 36? 4 Г
6. На сколько 50 > , чем 40? 10 И

Проверка.

– Перед вами лежит пронумерованный алфавит. Под полученными числами проставьте соответствующие буквы.

– Какое слово у вас получилось? (Выставляю слово БЕРЕГИ)

III. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня мы на уроке математики будем решать задачи и примеры, но урок будет необычный. В чем она проявится, вы скажете сами в конце урока.

– Итак, я предлагаю вам совершить путешествие в зимний лес (Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»). Положите головы на парты и закройте глаза.

Зима... Мы с вами в зимнем лесу. Кругом белым-бело. Вот подул ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями! Беззвучно летят они в тихом воздухе над землей и падают вниз. Снежинки плывут, покачиваются, отыскивая себе дорогу на землю, так как им мешает невидимый воздух. Хорошо прогуляться зимним днем в лесу! Стоит он, засыпанный снегом, тихий, молчаливый, только слышно, как дятел раздалбливает шишку, да снег скрипит под ногами: скрип-скрип, скрип-скрип! Особенно красивы деревья в зимнем лесу. У елей и сосен могучие ветви опустились под тяжестью снега.

– А теперь, ребята, поднимите головы и путешествие по зимнему лесу продолжим вместе с дикими животными.

IV. Решение задач.

  1. Высота ели на переднем плане картины 11 м, а высота ели на заднем плане на 5 м меньше. Какова высота обеих елей вместе?
    – Какой букве соответствует ответ? (П)

  2. Вот пробежал заяц и задел нижнюю ветку – снег осыпался, а юные натуралисты принесли корм для зайцев.
    – А теперь прочитайте задачу 2.
    Шесть зайцев съели 12 морковок. Сколько моркови съедят 9 зайцев? (Анализ, во время которого один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)
    – Какой букве соответствует ответ? (Р)

  3. Физминутка. (Для глаз)

  4. – Но вот зайчик встрепенулся, поджал уши и бросился наутек. Он почувствовал, что кто-то приближается.
    – Угадайте, кто это?
    Хвост пушистый, мех золотистый.
    В лесу живет, в деревне кур крадет. (Вывешиваю рисунок лисы).
    – Вы помните, что заяц убежал с поляны, почуяв лису. Лиса заметила след и начала двигаться по нему. Внимание, задача 3.
    Когда заяц пробежал 90 м., лиса прошла всего 9 м. Во сколько раз больше пробежал заяц, чем прошла лиса? (Коллективное составление краткой записи и самостоятельное решение.)
    – Какой букве соответствует ответ? (И)
    – Мы помогли зайцу убежать от лисы.

  5. – А вот на полянке появился другой зверек. Угадайте, кто он? (Вывешиваю картину с белкой.)
    – Итак, вы знаете, что белка любит орехи. Внимание, задача 4.
    У белки в дупле были орехи. Когда она съела 6 орехов, то у нее осталось в 2 раза больше, чем она съела. Сколько орехов было в дупле? (Выбирают подходящую схему и решают самостоятельно.)
    – Какой букве соответствует ответ? (Р)

  6. Белка орешки грызла, а скорлупки бросала вниз. Они падали на большой сугроб. Вдруг сугроб зашевелился и послышался страшный рев. Белка испугалась и спряталась.
    – Кого разбудила белка?
    Великан в бору живет.
    Он сладкоежка – любит мед.
    Когда испортится погода,
    Ложится спать – да на полгода!

  7. Физминутка.
    – Мы долго путешествуем по лесу и замерзли. Давайте погреем наши пальчики. (Пальчиковая гимнастика.)

  8. – Кажется, уснул медведь. Кого называют лесным санитаром? (Вывешиваю картину с волком.)
    – Волку, как и нам, стало очень холодно, и он решил погреться.

  9. Работа в группах.
    – Сейчас первая группа прочитает задачу 5 и решит ее устно. А вторая группа решит устно задачу 6.
    Задача 5. Медведь съел за лето 50 кг меда, а медвежонок на 34 кг меда меньше. Сколько кг меда съел медвежонок?
    Задача 6. Волку стало очень холодно, и он решил погреться. Сначала он пробежал 30 м, потом остановился, передохнул и прошел в 6 раз меньше. Сколько метров прошел волк после отдыха?
    Проверка.
    – Какая буква соответствует ответу задач 5 и 6? (О Д)

  10. – Но и зверям, как и птицам, нередко бывает холодно. Белка не всегда находит свои запасы, низкие деревца находятся под снегом, и зайцы не могут достать кору. Внимание, задача 7.
    Лесники разложили для подкормки зверей сена 7 кг, а веток лиственных деревьев в 4 раза больше. На сколько кг больше разложили веток, чем сена? (Анализ, во время которого записывается краткое условие, решение с комментированием).
    – Какой букве соответствует ответ? (У)

V. Обобщение.

1. – Чем мы занимались на уроке математики?

+ Мы решали примеры и задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц, на увеличение и уменьшение в несколько раз, на приведение к 1, на сравнение в несколько раз и на несколько единиц.

2. – Посмотрите на доску. Что получилось? (Береги природу!)

– Как надо относиться к природе? (Рассказывают.)

– Правильно, ребята. Если к природе относиться бережно, то и она ответит тебе тем же и научит очень многому.

– Чему же научит нас природа?

– Нас в любое время года учит мудрая Природа.

Птицы учат ПЕНИЮ. Паучок – ТЕРПЕНИЮ.
Пчелы в поле и в саду обучают нас ТРУДУ.
Учит снег нас ЧИСТОТЕ. Учит солнце ДОБРОТЕ
И при всей огромности обучает СКРОМНОСТИ.
Отражение в воде учит нас ПРАВДИВОСТИ.
У Природы круглый год обучаться Нужно.
Нас деревья всех пород –
Весь большой лесной народ — учит крепкой ДРУЖБЕ.

3. – А чем этот урок математики необычный?

+ Узнали много нового о животных, учились бережно относиться к природе.

VI. Геометрический материал. Развитие восприятия. Работа в парах.

– Итак, наше путешествие подходит к концу.

– Какой праздник нас ждет? Что вы наряжаете на этот праздник?

– Ребята, елка растет очень долго. Чтобы не уничтожать живое дерево, лучше пользоваться искусственным. И вот сегодня мы с вами составим елку из геометрических фигур, которые лежат у вас на столах. Вам надо из них выбрать треугольники и составить елку. Работаем в парах.

VII. Оценивание. Домашнее задание.

– Оцените сами работу своих товарищей на уроке. (Комментирование.)

– Домашнее задание написано на доске. [М.И. Моро. Математика. Учебник для 3 класса, часть 1, с. 101 № 5]

– А я хочу закончить урок словами М.М. Пришвина:

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину!

– Спасибо за урок.