Цели урока:
- Закрепить знания таблицы умножения и деления; знания об увеличении и уменьшении чисел на несколько единиц и в несколько раз; знания компонентов при всех математических действиях; отрабатывать умение решать задачи на приведение к 1, на сравнение на несколько единиц и в несколько раз; формировать вычислительные навыки.
- Развивать и корректировать логическое мышление, восприятие, навыки общения, память, воображение детей, связную речь.
- Прививать любовь к природе, учить бережному отношению к животному миру; воспитывать дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, любознательность.
Оборудование. Картина «Зимний лес», картинки птиц, диких животных, счетный материал, карточки, запись П.И. Чайковского «Времена года».
Ход урока
I. Орг. момент.
- Приветствие
- Гимнастика мозга
ii. Математический диктант.
– Математика нужна повсюду. Она нужна не только в решении задач, она нужна нам и в окружающей нас природе. Много разных зверей и птиц истребили люди. В конце концов, они поняли: если не помочь природе, животные будут гибнуть все больше. Чтобы этого не случилось, ученые составили специальную книгу – Красную книгу. В Красную книгу мира уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц, т. е. ведут счет. И тут нужна математика.
Математика – королева наук!
Без нее не летят корабли,
Без нее не поделишь ни акра земли,
Даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь,
Что почем, не узнаешь,
А узнав, не поймешь!
– На какие две группы делятся все птицы?
– Назовите зимующих птиц?
– Дятел – очень важная птица. Он хочет провести с вами интересный диктант.
1. | Найти частное чисел 18 и 9. | 2 | Б |
2. | Делимое 24, делитель 4. Найти частное. | 6 | Е |
3. | Найти произведение чисел 18 и 1. | 18 | Р |
4. | Найти разность чисел 21 и 15. | 6 | Е |
5. | Во сколько раз 9 <, чем 36? | 4 | Г |
6. | На сколько 50 > , чем 40? | 10 | И |
Проверка.
– Перед вами лежит пронумерованный алфавит. Под полученными числами проставьте соответствующие буквы.
– Какое слово у вас получилось? (Выставляю слово БЕРЕГИ)
III. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня мы на уроке математики будем решать задачи и примеры, но урок будет необычный. В чем она проявится, вы скажете сами в конце урока.
– Итак, я предлагаю вам совершить путешествие в зимний лес (Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»). Положите головы на парты и закройте глаза.
Зима... Мы с вами в зимнем лесу. Кругом белым-бело. Вот подул ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями! Беззвучно летят они в тихом воздухе над землей и падают вниз. Снежинки плывут, покачиваются, отыскивая себе дорогу на землю, так как им мешает невидимый воздух. Хорошо прогуляться зимним днем в лесу! Стоит он, засыпанный снегом, тихий, молчаливый, только слышно, как дятел раздалбливает шишку, да снег скрипит под ногами: скрип-скрип, скрип-скрип! Особенно красивы деревья в зимнем лесу. У елей и сосен могучие ветви опустились под тяжестью снега.
– А теперь, ребята, поднимите головы и путешествие по зимнему лесу продолжим вместе с дикими животными.
IV. Решение задач.
-
Высота ели на переднем плане картины 11 м, а высота ели на заднем плане на 5 м меньше. Какова высота обеих елей вместе?
– Какой букве соответствует ответ? (П) -
Вот пробежал заяц и задел нижнюю ветку – снег осыпался, а юные натуралисты принесли корм для зайцев.
– А теперь прочитайте задачу 2.
Шесть зайцев съели 12 морковок. Сколько моркови съедят 9 зайцев? (Анализ, во время которого один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)
– Какой букве соответствует ответ? (Р) -
Физминутка. (Для глаз)
-
– Но вот зайчик встрепенулся, поджал уши и бросился наутек. Он почувствовал, что кто-то приближается.
– Угадайте, кто это?
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадет. (Вывешиваю рисунок лисы).
– Вы помните, что заяц убежал с поляны, почуяв лису. Лиса заметила след и начала двигаться по нему. Внимание, задача 3.
Когда заяц пробежал 90 м., лиса прошла всего 9 м. Во сколько раз больше пробежал заяц, чем прошла лиса? (Коллективное составление краткой записи и самостоятельное решение.)
– Какой букве соответствует ответ? (И)
– Мы помогли зайцу убежать от лисы. -
– А вот на полянке появился другой зверек. Угадайте, кто он? (Вывешиваю картину с белкой.)
– Итак, вы знаете, что белка любит орехи. Внимание, задача 4.
У белки в дупле были орехи. Когда она съела 6 орехов, то у нее осталось в 2 раза больше, чем она съела. Сколько орехов было в дупле? (Выбирают подходящую схему и решают самостоятельно.)
– Какой букве соответствует ответ? (Р) -
Белка орешки грызла, а скорлупки бросала вниз. Они падали на большой сугроб. Вдруг сугроб зашевелился и послышался страшный рев. Белка испугалась и спряталась.
– Кого разбудила белка?
Великан в бору живет.
Он сладкоежка – любит мед.
Когда испортится погода,
Ложится спать – да на полгода! -
Физминутка.
– Мы долго путешествуем по лесу и замерзли. Давайте погреем наши пальчики. (Пальчиковая гимнастика.) -
– Кажется, уснул медведь. Кого называют лесным санитаром? (Вывешиваю картину с волком.)
– Волку, как и нам, стало очень холодно, и он решил погреться. -
Работа в группах.
– Сейчас первая группа прочитает задачу 5 и решит ее устно. А вторая группа решит устно задачу 6.
Задача 5. Медведь съел за лето 50 кг меда, а медвежонок на 34 кг меда меньше. Сколько кг меда съел медвежонок?
Задача 6. Волку стало очень холодно, и он решил погреться. Сначала он пробежал 30 м, потом остановился, передохнул и прошел в 6 раз меньше. Сколько метров прошел волк после отдыха?
Проверка.
– Какая буква соответствует ответу задач 5 и 6? (О Д) -
– Но и зверям, как и птицам, нередко бывает холодно. Белка не всегда находит свои запасы, низкие деревца находятся под снегом, и зайцы не могут достать кору. Внимание, задача 7.
Лесники разложили для подкормки зверей сена 7 кг, а веток лиственных деревьев в 4 раза больше. На сколько кг больше разложили веток, чем сена? (Анализ, во время которого записывается краткое условие, решение с комментированием).
– Какой букве соответствует ответ? (У)
V. Обобщение.
1. – Чем мы занимались на уроке математики?
+ Мы решали примеры и задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц, на увеличение и уменьшение в несколько раз, на приведение к 1, на сравнение в несколько раз и на несколько единиц.
2. – Посмотрите на доску. Что получилось? (Береги природу!)
– Как надо относиться к природе? (Рассказывают.)
– Правильно, ребята. Если к природе относиться бережно, то и она ответит тебе тем же и научит очень многому.
– Чему же научит нас природа?
– Нас в любое время года учит мудрая Природа.
Птицы учат ПЕНИЮ. Паучок – ТЕРПЕНИЮ.
Пчелы в поле и в саду обучают нас ТРУДУ.
Учит снег нас ЧИСТОТЕ. Учит солнце ДОБРОТЕ
И при всей огромности обучает СКРОМНОСТИ.
Отражение в воде учит нас ПРАВДИВОСТИ.
У Природы круглый год обучаться Нужно.
Нас деревья всех пород –
Весь большой лесной народ — учит крепкой ДРУЖБЕ.
3. – А чем этот урок математики необычный?
+ Узнали много нового о животных, учились бережно относиться к природе.
VI. Геометрический материал. Развитие восприятия. Работа в парах.
– Итак, наше путешествие подходит к концу.
– Какой праздник нас ждет? Что вы наряжаете на этот праздник?
– Ребята, елка растет очень долго. Чтобы не уничтожать живое дерево, лучше пользоваться искусственным. И вот сегодня мы с вами составим елку из геометрических фигур, которые лежат у вас на столах. Вам надо из них выбрать треугольники и составить елку. Работаем в парах.
VII. Оценивание. Домашнее задание.
– Оцените сами работу своих товарищей на уроке. (Комментирование.)
– Домашнее задание написано на доске. [М.И. Моро. Математика. Учебник для 3 класса, часть 1, с. 101 № 5]
– А я хочу закончить урок словами М.М. Пришвина:
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину!
– Спасибо за урок.