Тип урока: вводный урок.
Цели урока:
- сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества – всемирной истории, и её первой части – истории Древнего мира;
- способствовать формированию знаний об исторических источниках, их видах;
- воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры;
- продолжить формирование познавательных умений – умения самостоятельно добывать знания, используя различные источники.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, (если есть возможность – интерактивная доска), наборы раздаточного материала для работы в группах.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний по теме.
- Изучение нового материала.
- Закрепление темы.
- Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Сегодня мы начинаем изучать новый предмет – история. Слово это вам знакомо, оно имеет много значений, может быть очень простым или загадочным. Своя история есть у каждого человека, у каждого государства. Давайте вспомним то, что вы знаете об истории, почему её важно изучать, как её изучают, и какую историю мы будем изучать в пятом классе.
II. Актуализация знаний по теме.
Вопросы:
- Что такое история?
- Составьте словосочетания или предложения со словом «история».
- Почему это слово имеет много значений?
- В каком значении мы будем использовать слово «история»?
- Что значит «история Древнего мира»?
- Что она изучает?
- Как люди узнают о прошлом?
- Что такое «следы истории»?
- Что значит «исторический источник»?
III. Изучение нового материала.
- Вводное слово.
- Работа в группах.
- Проверка работы групп.
- Презентация «Исторические источники».
- Беседа по теме и записи в тетради.
1. Вводное слово.
Учитель. Чтобы лучше разобраться с основными вопросами нашей темы, познакомиться с учебником, по которому мы будем заниматься, и выполнить задания, класс разделиться на 4 группы, каждая из которых получит свой пакет материалов.
2. Самостоятельная работа в группах.
Учитель делит класс на 4 группы, которые садятся вместе и получают пакеты с заданиями.
Пакет состоит из заданий 2-х видов:
- первый вид заданий – общие вопросы для всех групп,
- второй вид заданий – индивидуальные задания для каждой группы.
Общие вопросы для всех групп:
- Дайте определение понятия «история» (их может быть несколько) и подчеркните то, которым мы будем пользоваться на уроках.
- Познакомьтесь с оглавлением учебника «История Древнего мира».
- Что изучает история Древнего мира? Какие страны и народы?
- Как мы узнаем о прошлом?
- Что такое исторические источники? Их виды?
Индивидуальные задания для 1 группы:
- Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к вещественным историческим источникам.
- Объясните свой выбор.
- О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?
Индивидуальные задания для 2 группы:
- Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к письменным историческим источникам.
- Объясните свой выбор.
- О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?
Индивидуальные задания для 3 группы:
- Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к устным историческим источникам.
- Объясните свой выбор.
- О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?
Индивидуальные задания для 4 группы:
- Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к произведениям искусства.
- Объясните свой выбор.
- О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?
Во время того, как группы работают, учитель подходит к каждой и дает советы по тому, как лучше выполнить задания, проверяет готовность групп, привлекает к работе каждого ученика.
3. Проверка работы групп.
Выступление групп: сначала ребята отвечают на общие вопросы для всех групп. Каждая группа высказывает свое мнение, отвечая на вопросы первого задания, задает вопросы другим, исправляет ошибки, дополняет ответы. В ходе проверки этого задания, учитель помогает учащимся правильно сформулировать ответы на поставленные вопросы.
4. Беседа по теме и записи в тетради.
Учитель. Все группы справились с вопросами первого задания. Давайте запишем в тетради новые слова и определения.
Записи в тетради:
- история – наука о развитии общества в прошлом и настоящем.
- всемирная история – история народов всего мира.
- история Древнего мира – первая часть всемирной истории, изучающая первобытность, Древний Восток, Древнюю Грецию, Древний Рим.
Учитель. Прежде чем проверить, как вы выполнили второе задание, мы посмотрим презентацию «Исторические источники». По ходу просмотра презентации, проверьте себя, правильно ли вы выполнили задание №2, найдите свои ошибки, если они есть.
5. Просмотр презентации «Исторические источники» (см. приложение)
Показываются слайды с 1 по 10.
Учащиеся проверяют себя, исправляют допущенные ошибки во втором задании. Музыка, которая используется в презентации, расслабляет, снимает напряжение.
В ходе беседы проверяется выполнение второго задания группами: каждая группа выступает по своему виду исторических источников, объясняя, что можно узнать, используя тот или иной вид источников, учитель предлагает продолжить записи в тетради.
Записи в тетради (продолжение):
- исторические источники – источники знаний по истории.
виды исторических источников:
- вещественные,
- письменные,
- устные,
- произведения искусства.
IV. Закрепление темы.
Учитель. Выполните задания из презентации (см. приложение)
Показываются слайды с 11 по 14.
При выполнении заданий, возможно, использовать приемы работы с интерактивной доской:
Задание №1. Определи вид исторического источника (прием - непрозрачный экран).
Задание №2. Подчеркни в тексте вещественные исторические источники (прием – маркер).
Задание №3. Заполни таблицу «Исторические источники» (приемы – шторка, или маркер).
Примечание: при нехватке времени на уроке, задание №3 учащиеся выполняют дома.
V. Итог урока.
Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся:
- О чем мы узнали на уроке?
- Что мы записали в тетради?
- Что мы увидели в презентации?
- Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).
- Поставим оценки за работу в группах (оценки за подготовку заданий).
Рефлексия: Что понравилось? Что не понравилось? Почему?
Домашнее задание:
- Прочитать введение с. 3 (учебник «История Древнего мира», Е.В. Саплина, А.И. Саплин).
- Творческое задание – нарисовать различные виды исторических источников.
- Заполнить таблицу «Исторические источники» (если не заполнили на уроке).
Материал для подготовки к уроку:
- Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 кл.: Методическое пособие к учебнику/Е.В.Саплина, А.И.Саплин. – М., Дрофа, 2002.
- Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 кл.: Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2002.
- Данилов Д.Д., Монченко Л.Н. Методические рекомендации к курсу «История первобытного и Древнего мира». 5 кл. – М.: «Баласс», 2002.
- Интернет-ресурсы:
www.google.ru
www.yandex.ru