Русские христианские обычаи

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Классное руководство


При проведении цикла уроков  и мероприятий «Традиции Русской церкви» решаются многие задачи, например:

  • Знакомство учащихся с историей возникновения постов, в частности – с Великим постом.
  • Воспитание уважения к народным христианским традициям.
  • Воспитание культуры поведения во время постов.
  • Умение решать проблемные задачи: составление рационального и питательного меню в дни поста.
  • Умение составлять экономический расчет блюд, давать им экологическую оценку.
  • Формирование знаний, умений и навыков при кулинарной обработке продуктов.
  • Соблюдение правил санитарии, гигиены и техники безопасности при первичной и тепловой обработке продуктов.
  • Воспитание аккуратного и бережного отношения к продуктам, кухонному инвентарю и оборудованию.
  • Воспитание у учениц чувства коллективизма и товарищества, ответственность за качество приготовленных блюд и чистоту рабочего места.

Наглядные пособия: таблицы «Первичная обработка продуктов», «Техника безопасности при кулинарных работах» , «Приготовление салатов», «Посуда для сервировки стола»; технологические карточки «Картофельные зразы с луком и грибами», «Морковный салат с кириешками», «Кисель ягодный», «Сервировка стола».

Оборудование и инвентарь: электропечь с духовкой, противень, две сковороды, две большие миски, две большие ложки, кастрюля эмалированная. Доски разделочные «О.С.», «О.В.», «Х.», ножи «О.С.», «О.В.», санитарная одежда – фартук, косынка, полотенце.

Столовые принадлежности и посуда: скатерти, салфетницы, салатники, хлебницы, тарелки столовые мелкие, вилки столовые, стаканы.

Набор продуктов: картофель отварной – 2 кг, лук репчатый – 1 кг, грибы маринованные – 0, 5 кг, чеснок – 6 зубчиков, панировочные сухари – 100 г, масло растительное – 50 г, морковь – 1 кг, кириешки – 150 г, кисель ягодный – 250 г, хлеб – 450 г. Выход - 15 порций.

Рекомендации по проведению мероприятия

1. Учитель во время мероприятия

  • осуществляет контроль за соблюдением правил безопасности труда, санитарии и гигиены;
  • наблюдает за организацией рабочих мест в соответствии с требованиями культуры труда;
  • следит за соблюдением последовательности приготовления блюд и отдельных технологических операций;
  • следит за выполнением правильных приемов работы с инструментами и приспособлениями;
  • следит за соблюдением трудовой дисциплины;
  • поощряет учащихся и помогает решить возникшие непредвиденные проблемы.

2. Среди учащихся выбирают «хозяйку». Она приглашает всех присутствующих к столу для дегустации блюд.

План  урока

  1. Организационный момент:
  2. Сообщение темы, цели урока.
  3. Сообщение нового материала.
  4. Практическая работа в бригадах.
  5. Сервировка стола. Защита приготовленных блюд.
  6. Дегустация приготовленных блюд. Оценка работы.
  7. Домашнее задание.
  8. Приведение в порядок рабочих мест.

Ход урока

1. Оргмомент. Проверка готовности учащихся к уроку, отметка в журнале отсутствующих (возможность решить проблемную ситуацию). Приветствие гостей.

2. Тема урока:  «Постные блюда в Дни Великого Поста».

3. Цель урока: познакомить учащихся с постными блюдами.

4. Новый материал. Вступление. Выступают 4 ученицы с дополнительным домашним заданием. Фоном может звучать церковное песнопение и фотоснимки на экране.

1 ученица. Вот и отшумели зимние ветры, сковавшие землю. Она облегченно вздохнула, чуя приближение весны. Весна для православных христиан – время святое, ибо вместе с ней приходит к ним Великий пост. Как свершает в мире благое изменение весна, изобилуя талыми водами, капелью, ручьями, журчаньем своим призывающими к пробуждению сонную природу, так и Святая Четыредесятница творит чудо возрождения с человеческими душами.

2 ученица. На календаре весна и солнце пригревает по-весеннему. Прошли дни веселой масленницы. Для христиан наступает время испытаний – Великий пост. Ради послушания Богу и его церкви православные христиане будут семь недель строго поститься, особенно в первую и последнюю (страстную) неделю. Все, что служило для утешения и веселья, токладывается до праздника Пасхи, которая в этом году будет …

3 ученица. Те, кто истинно желают послужить Господу, теперь отказываются и от телевизора (кроме новостей), и от застолий, и от музыки, и песен. Крайне неосторожно поступают те, кто женится во время поста, потому, что грех родителей неприменно скажется на детях.

4 ученица. По церковному уставу в Великий Пост  во все дни разрешается только растительная пища, а в субботы и воскресенья пост послабляется и разрешается растительное масло. Мясо, молоко, яйца, сметана, творог, животное масло, сдобные булки и тому подобное в этот пост не благославляются. Кроме того, на первой седмице, (неделе) в первые пять дней соблюдается сухоядие, т.е. постная холодная пища без масла и неподогретое питье.

1 ученица. Главная цель христианского поста заключается в том, чтобы тело и душу поставить на должные соответствующие места. Часто бывает так: тело – господин, а душа для тела раба послушная. А требуется как раз наоборот, чтобы тело покорялось душе. Вот пост и восстанавливает равновесие в человеке: поскольку ослабляет тело (внешний человек), постольку приобретает силу душа (внутренний человек). Посредством поста Св. Церковь подготавливает христиан к достойной встрече и празднованию великих праздников.

2 ученица.  И посты и праздники Установлены Господом Богом для нашего назидания и спасения. Польза от истинного поста превелика. Пост тело освежает, очищает, покоряет его душе, дает отдых органам тела, способствует восстановлению здоровья. Пост во многих случаях есть самое верное и самое дешевое лекарство, указанное нам природой.

3 ученица.  Но истинный пост заключается еще и в том, чтобы приложить частую молитву с усиленными земными поклонами, малоспасение и хождение в храм к богослужению. Следовательно, нужно соединить два поста телесный и духовный.

4 ученица.  Началу  Великого поста предшествует Прощенное Воскресенье. Христиане в этот день просят прощения: дети у родителей,  родители у детей, младшие у старших, старшие у младших.

1 ученица. Как свежо бывает в природе после летнего дождя, а каждая травинка, каждый листочек, покрытые каплями влаги, выпрямляются и сверкают в лучах показавшегося солнца, так обновляются души человеческие, находящиеся в этот «прощенный» вечер в храме!

2 ученица. В мгновение ока отходят от сердца обиды и злопамятство. Чувства всепрощения, любви и радости вливаются в душу  струями живой воды. Таким может быть только действие Божией благодати, так являет себя в нашем бренном естестве воскресший из мертвых Господь Иисус Христос.

3 ученица. Силы утроились, удесятерились, душа, согретая теплом и светом Духа Господня, выходит на встречу Четыредесятнице с твердым  намерением одержать победу над бесплотными врагами и поклониться Христову Воскресению, достичь Святой Пасхи.

5. Закрепление нового материала.

  • Какой весенний Светлый Праздник отмечают  церковь и христиане?
  • Что предшествует Празднику Пасха?
  • Что такое Великий пост?
  • Для чего необходим Великий пост?
  • Как правильно соблюдать пост?
  • Какие продукты исключены из меню во время поста?
  • Какие блюда можно рекомендовать для соблюдения Великого поста?

6. Защита творческих работ: «Меню в дни поста», «Экономический расчет блюд для поста», «Выбор продуктов для приготовления блюд в Великий пост», «Экологическая оценка кулинарных блюд», «Сервировка стола в великий пост».

7. Практическая часть урока. Фоном могут звучать церковные мелодии и песнопения.

  • Вводный инструктаж по правилам санитарии, гигиены и безопасности при кулинарных работах с использованием таблиц.
  • Выбор задания. Бригадиры вытаскивают из «сюрпризного мешочка» технологическую карточку. Объясняют задание членам бригады.
  • Распределение обязанностей в бригаде.
  • Подбор необходимых продуктов, инвентаря и инструментов.
  • Выполнение задания по технологическим картам.
  • Сервировка стола.
  • Дегустация приготовленного блюда, его оценка.

8.  Дегустация и оценка блюда членами жюри (гости)

9. Домашнее задание

Подобрать материал о Светлом Празднике Пасха.

Приложение