Я уверена, что всех учителей постоянно тревожит вопрос: как сделать так, чтобы развить и сохранить у детей стремление к знаниям. Почему бывает на уроке скучно, неинтересно? Думаю, что это возникает тогда, когда учащийся не занят делом. Внутренняя энергия, не находя себе применения, превращается в отчуждение от происходящего на уроке, в лучшем случае, в худшем ученик начинает мешать окружающим.
Чтобы искоренить это, при организации учебной деятельности учащихся необходимо создать следующие условия:
- Для каждого ученика на уроке нужно организовать дело, основанное на деятельности самого ученика.
- Вызвать интерес ученика к уроку – этот интерес может быть тогда, когда он занят на уроке деятельностью.
- Внутренняя энергия каждого ребенка может найти положительное применение лишь тогда, когда он занят на уроке увлекающей его работой.
С психологической точки зрения можно сказать, что деятельность это вид активной формы преобразования того учебного материала, с чем соприкасается мышление ребенка. Науке давно известно, что ребенок развивает, воспитывает, строит себя сам и достигает ровно того, на что хватает его собственных сил и своевременной помощи извне. Собственно в этой помощи и заключается все дело образования и воспитания. По мнению психологов, тем источником, который должен помочь ребенку реализоваться, являются потребности. Каковы же они?
Наиболее значимая в начальной школе потребность, это конечно же быть защищенным. Бесспорно, в любом возрасте, растущий человек нуждается в атмосфере тепла, понимания, сочувствия. Если ученик будет знать, что после неудачного ответа его ожидают насмешки товарищей или бестактное замечание учителя, он, скорее всего не будет поднимать руку, не будет отвечать, стараться быть первым. Его развитие замедлится. Вспомним, как блестят глаза у первоклассников, как тянут они руки, как хотят, чтобы их спросили и как пассивны уже в 6-7-х классах. Поэтому одна из задач – создание особого микроклимата не только на уроке, но и в школе в целом. Общий психологический климат школы, самочувствие ребенка и учителя, стиль отношений в ней – это условия для развития личности, Ребята должны расти в атмосфере доброжелательности, побуждая интерес к уроку, учитель должен показать, что он верит в способности своих учеников.
Вторая, наиболее важная потребность человека – способность в самореализации. Это ярко прослеживается в стандартах второго поколения. И если педагогу удастся создать условия для самореализации и самосовершенствования, то многие проблемы сегодняшнего образования могут быть решены. В частности, такую важную проблему, как учение без внешнего принуждения. Для этого необходимо создать определенные условия:
– осознание школьниками целей, задач и
возможностей своего развития;
– участие в самостоятельной творческой
деятельности;
– соответствующие задачам стиль и методы
внешних воздействий: условия обучения, методы и
формы работы учащихся.
Школьники должны усвоить теоретические основы самосовершенствования, обрести практический опыт в этом направлении. Учитель должен «научить учиться» с помощью различных памяток, алгоритмов, включая ребят в самостоятельную творческую группу, коллективных творческих дел и т.д.
Задача педагога – наблюдая за детьми, понять их центры интереса, опираясь на эти центры, при необходимости осторожно направляя, обучать детей. В классе находятся дети с разным уровнем развития. Необходимо объяснять детям, то все люди разные. Сильные дети должны понимать, что в жизни рядом с ними могут быть люди с проблемами, чтобы у них сформировался навык учитывать особенности таких людей и естественно им помогать. Чтобы слабые не становились слабее и чувствовали себя равными. Учащиеся начальной школы охотно стремятся помогать отстающим детям.
Чтобы развивать познавательный интерес, необходимо учитывать принципы доступности, сознательности, активности, самостоятельности. Необходимо учитывать особенности уровня учебной подготовленности, специфику мышления, запоминания. Однако не стоит забывать и то, что интеллектуальные способности могут развиваться только тогда, когда ребенок постоянно напрягается. В педагогической технологии известен принцип: чтобы ученик полностью реализовал себя, свои способности, активизировал свою деятельность время от времени ему необходимо предлагать задания, несколько превышающие уровень его развития. Пусть что-то не получится – не беда. Главное, что он был устремлен к достижению все новых и новых высот в учебной деятельности. Важно не найти недостатки, а увидеть крупицы успеха и определить перспективу на будущее. Учитель должен спокойно относится к ошибкам детей, как естественному продукту учебной и мыслительной деятельности, признавать за учеником право на собственную точку зрения. Педагог, объективно оценивая и эффективно корректируя свою деятельность, способен решить поставленную задачу, сформировать, развить и поддержать познавательный интерес, стремление к познанию.
Ученики в ходе овладения знаниями используют различные способы учебной работы. Одни легче усваивают учебный материал зрительно, другие вслух, в ходе манипулирования учебными объектами, неоднороден их интерес к видам работы. Одни любят работать с красочной наглядностью, другим нужны условные обозначения. Учитель должен учитывать индивидуальные особенности детей и при проверке усвоения и изложения знаний, оценивания не только результативную, но и процессуальную сторону овладения знаниями. Для этого необходимо иметь набор учебных заданий отличающихся как уровнем сложности, так и формой воспроизведения (знаковой, словесной, графической).
Думаю, что это проблема не только сугубо педагогическая, но и социально-экономическая, о некоторых детях нельзя сказать, что они растут, осознавая себя в этом мире нужными и желанными. Такие дети изначально обречены на неудачу в обучении, по причине заброшенности, отсутствия воспитательного и образовательного воздействия со стороны семьи. В таком случае учитель должен сделать все от него зависящее, чтобы улучшить жизнь детей, ставших волею судьбы жертвою социальных условий.
Среди детей есть такие, которые изначально ко всему относятся с большим интересом и наоборот. Интерес у ребенка пропадает тогда, когда он не может сам дойти сущности или же когда ему объясняли, показывали, но он не смог уловить ход объяснения или ход действия.
Таким образом, рассмотрев причины утраты и возникновения интереса, можно ответить на вопрос: каким образом можно вызвать интерес учащихся к обучению? Первое, что нужно сделать – установить точки утраты интереса и выявить причины этого. После выяснения для себя этих моментов можно приступить к восстановлению интереса.
И, наконец, главное, поддержать в себе внутренний контроль. Что означает индивидуальную заботу и ответственность каждого учителя, как за свои успехи, так и собственные провалы и неудачи. Как можно чаще, задаваться следующими вопросами: Что мы хотим? Какие уроки мы извлекли? Какого успеха удалось добиться? Забота о качестве предполагает период проб и ошибок, поиска путей и все таки в результате мы набираемся опыта.
Надо сказать, что профессиональный уровень учителей, позволяет постоянно обновлять дидактический материал, активно искать формы и методы обучения, творчески применять элементы новых технологий, позволяющих не только разнообразить процесс усвоения знаний, а развивать и поддерживать интерес к учению.