Цель урока: Формирование духовной культуры учащихся в интегрированной связи с казахским и русским фольклором. Обобщение полученных знаний в течении учебного года.
Задачи урока: Воспитание духовно-нравственной культуры учащихся, сохранение народных традиций.
Принципы:
-
единства обучения, воспитания и развития
-
связи музыки с жизнью
-
тематического построения урока
-
увлеченности
-
активности, самостоятельности и сознательности
Методы:
-
словесный
-
наглядный
-
практический
-
показательный
Формы:
-
викторина
-
музыкальная игра
-
видеопросмотр
-
пение по ролям
-
загадки
-
пение караоке
ТСО: синтезатор, DVD плеер, телевизор, музыкальный центр, дискеты , CD.
Музыкальный материал: песни из мультфильмов, П.И. Чайковский «Баба Яга», М.Дунаевский «Частушки Бабок Ежек»,М.Давыдова «Баба Яга в школе», Е Крылатов песни к фильму «Приключения Электроника».
Литературный и худ. материал: Н.Носов «Незнайка в солнечном городе»,худ фильмы «Морозко» и «Новогодние приключения Маши и Вити»
Тип урока: урок – обобщение
Ход урока
1. Вступительная беседа о роли музыки в сказке. (3 минуты)
Ребята, вот и заканчивается учебный год. Мы с вами прошли все учебные темы и сегодня можем немного отдохнуть. Наш урок называется «Музыкальное путешествие в сказку».
Мы сегодня побываем в гостях у ваших любимых сказочных героев и конечно вспомним песни и музыку, которая звучит в сказках…
Назовите, пожалуйста свои любимые сказки (ответы детей)
А теперь назовите своих любимых сказочных героев (ответы детей)
А знаете ли вы сказочных героев казахских сказок? (ответы)
Молодцы, много назвали сказок и героев из них, а сейчас я предлагаю вам отправиться в магазин… Не удивляйтесь, он не простой, а волшебный, ведь сегодня у нас на уроке все волшебное.
2. Повторение пройденного материала (5 минут)
А теперь вспомните, о каком магазине мы с вами пели в песне Ю. Энтина и Е. Крылатова?
Конечно это ваша любимая песня «Заводные игрушки».Кто сегодня будет Роботом, а обезьянкой? А утятами? (пение по ролям)
А в каком волшебном фильме прозвучала впервые эта песня? (Ответы) Конечно – это замечательный фильм «Приключения Электроника».
А какие еще песни из этого фильма вам хочется спеть? (Ответы)
Давайте споем песню «Мы –маленькие дети», она как раз подходит для окончания учебного года.
3. Мультивикторина. (7 минут)
Молодцы, ребята, хорошо спели. А теперь мы продолжаем наше сказочное путешествие и оправляемся в страну Мультяшку. Сейчас вы услышите музыкальные загадки из мультипликационных фильмов. Достаточно назвать название фильма и вы получаете 1 балл. Для того, чтобы начать мультивикторину мы разделимся на 2 команды и они конечно тоже будут сказочными. Первая команда называется «Лилипуты», вторая команда называется «Великаны».Поприветствуте друг друга! (Проводится игра «Великаны и лилипуты» по теме «Тембр». Далее дети слушают муз. фрагменты из мультфильмов: Улыбка, Чунга-чанга, Облака, Луч солнца золотой, Летучий корабль и т.д.)
4. Караоке. (7 минут)
Мы с вами прибыли в волшебное государство с таким знакомым названием Караоке! В течение учебного года мы с вами учились работать с микрофоном, фонограммой и петь караоке. Итак, кто самый смелый и начнет первым? ( Пение тех же песен, которые только что угадывали)
5. Видеопоказ (8 минут)
А сейчас, ребята, мы с вами отправимся в киносказку. Послушайте загадку про героиню, которую вы сейчас увидите.
В облаках, не по земле
Летит баба на метле
Страшная и злая
Кто она такая? (ответы детей)
Конечно – это Баба-Яга! Посмотрите, какая она в фильме «Морозко»
Дети, а кто знает есть ли Баба яга в казахских сказках? (Ответы)
Правильно, ее зовут Жалмауыз Кемпир.
А всегда ли Баба-Яга злая в сказках и фильмах? А вот и нет она бывает и вот такая, как в фильме «Новогодние приключения Маши и Вити» ( просмотр муз. фрагмента, где Баба Яга поет «Я мальчиков и девочек очень люблю»)
А сейчас ребята мы с вами услышим какая «БабаЯга» у Петра Ильича Чайковского, великого русского композитора. Исполнит нам эту пьесу ученица 5 класса нашей музыкальной школы Рыбалко Настя.
6. Слушание музыки (3 минуты)
А какой характер был у Бабы Яги в этой пьесе? (ответы)
Музыка рисует ее звуками короткими, острыми, даже злыми. Такой, мы ее чаще всего видим в сказках.
Наверное было бы интересно, если бы Баба Яга пришла к нам в гости? Сейчас вокальная группа «Забава» покажет нам как Баба Яга пришла в школу к ребятам. Послушайте как музыка передает характер Бабы Яги. Написала этот разговор с волшебницей композитор Маргарита Давыдова на стихи поэтессы Ирины Агаповой.
7. Театрализованная песня «Баба Яга в школе» (3 минуты)
Спасибо, девочки за интересное исполнение, а мы попадаем с вами в книжное королевство.
8. Загадки (5 минут)
Писатель В.Носов написал для вас ребята замечательну. Сказку про Незнайку и его друзей. Послушайте, как Незнайка сочинял стихи о музыкальных инструментах. Ваша задача выбрать правильно написанные музыкальные инструменты и помочь Незнайке.(На доске открываются названия инструментов, звучащих в стихах, чтобы дети могли их исправить)
Послушай стихи и запомни дружок:
Баян, чемодан, рожок, пылесос,
Скрипка и скрепка, гитара, матрос,
Волынка, картинка, свисток, балалайка….
Какие назвал инструменты Незнайка? (ответы детей)Незнайка свой блокнот открыл
И вот, что дальше сочинил:
Скрепка, контрубас,буян, траба и барибан,
Ваулинчель, фугот, трюмбон,литувры и акрдеон
Тарулки,флайта, булилоайка…
Опять все путает Незнайка? (Дети исправляют ошибки Незнайки)
9. Итоги урока (3 минуты)
Вот и закончилось наше сказочное путешествие, вы хорошо потрудились и отличные отметки получают все, кто принимал участие во всех этапах нашего урока. Желаю вам отлично отдохнуть на каникулах, не забывать о музыке, внимательно слушать звуки природы, узнавать новые песни и танцы и принести их осенью в школу.