"Откуда берутся снег и лед?"

Разделы: Начальная школа


Цель: Познакомить учащихся со свойствами снега и льда.

Оборудование: 2 стакана с теплой водой, набор цветной бумаги, снег, лед тонкий и кусочками, газета, кусочек стекла, интерактивная доска

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. Новая ТЕМА - вступительная беседа

1. - Кто сегодня принес нам конверт с загадками? Отгадайте:

Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза - угольки,
Руки – сучки.
Холодный, большой-
Кто я такой?
(Снеговик)

Появляется рисунок Снеговика, конверт с загадками.

- Если вы отгадаете загадки, вы сможете назвать тему сегодняшнего урока

Всю зиму смирно лежит,
А весной убежит.
( Снег)

Не драгоценный камень, а светится.
(Лед)

Появляются карточки:

СНЕГ ЛЕД

- Кто назовет тему урока?

- Итак, сегодня мы поговорим, откуда берутся снег и лед. Но прежде чем ответить на этот вопрос, Снеговик предлагает нам изучить свойства снега и льда.

2. ОПЫТ: На учительском столе стоят 2 стакана с теплой водой, снег, кусочки льда. Ученик подходит к столу и на ощупь определяет температурное различие снега, льда и стаканов с водой.

- Что произойдет со снегом и льдом, если они попадут в теплую воду? (Они растают)

Проверим ваше предположение, (кладем в стаканы снег и лед. Снег и лед быстро тают.

- Какой вывод можно сделать? Во что превратились снег и лед? ( В воду.)

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

-Сравнение снега и льда по цвету.

Дети определяют, что снег белый.

-Можно ли сказать, что лед белый? ( Путем прикладывания цветной бумаги. Затем взять кусочек стекла и сравнить цвет стекла и цвет льда. Дети приходят к выводу, что лед и стекло не имеют цвета, т.е. бесцветные. Вывод читают в учебнике.

-Сравнение снега и льда по прозрачности

На газету положить тонкий слой снега и попытаться рассмотреть текст. Текст не видно.

Затем смотрят на газету через пластинку льда – текст виден

Как называются предметы, через которые все видно? Прозрачными

Что скажите о снеге? Снег не прозрачный

Что скажите о льде? Лед прозрачный

Сравнение снега и льда по плотности.

Дети сжимают в одной руке комочек снега, а в другой – кусочек льда. Снег сжимается – он рыхлый, лед не сжимается – он плотный. Лед раскалывается, значит, лед хрупкий. Вывод читают в учебнике

III. РАБОТА В ПАРАХ.

- В каком столбике описаны свойства снега, а в каком свойства льда.

Проверка на доске

СНЕГ

БЕЛЫЙ

НЕПРОЗРАЧНЫЙ

РЫХЛЫЙ

    ЛЕД

БЕСЦВЕТНЫЙ

ПРОЗРАЧНЫЙ

ХРУПКИЙ

IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Солнце землю греет слабо.
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной Бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится, снег кружится
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.

V. БЕСЕДА о том, откуда берутся снег и лед

- Как вы думаете, откуда берутся снег и лед?

-Снег и лед имеют различные свойства. Но что общего у снега и льда? СНЕГ И ЛЕД ПРИ ТАЯНИИ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ВОДУ.

- Снег и лед образуют при таянии воду. А если вода замерзнет, что она образует? ЛЕД

Где вы видели лед? НА РЕКЕ, В ЛУЖЕ.

- Можно ли дома увидеть лед?

-Как в домашних условиях можно воду превратить в лед? ПОСТАВИТЬ ВОДУ В МОРОЗИЛЬНУЮ КАМЕРУ

-А когда из воды образуется снег? ЗИМОЙ. ЭТО СНЕЖИНКИ, КОТОРЫЕ ПАДАЮТ С НЕБА.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Работа в тетради стр. 20 задание 2

VI. КОНКУРС «ОТГАДАЙ-КА»

С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек-
Тонких, как стекло.
Звездочки холодные,
А земле тепло. Снежинки

Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет. Снег

На всех садятся,
Никого не боятся. Снежинки

Рыбам зиму жить тепло
Крыша – толстое стекло. Лед

По снегу покатите – я подрасту.
На костре согрейте – я пропаду. Снежный ком.

VII. ИТОГ УРОКА

-Назовите основные свойства снега и льда.

- Что такое снег и лед?

Приложение