Планируемые результаты: Учащиеся прослеживают связь между особенностями строения и жизнедеятельности Паукообразных и наземной средой обитания.
Методы обучения: поисковый
Вид урока: комбинированный
Элементы ОМСО:
Знать:
- Особенности строения и жизнедеятельности связанные с наземным образом жизни
- Происхождение Паукообразных
- Значение в природе и жизни человека
- Клещи возбудители и переносчики заболеваний
Уметь:
- Распознавать разные виды Паукообразных
- Выявлять основные признаки по таблице
- Объяснять особенности их организации.
- Проводить профилактику заболеваний
Оснащенность урока:
- Компьютерная презентация – поддержка
- Кадры из видеофильма «Человек-паук» и «Василиса Прекрасная»
- Карточки с заданиями самопроверки
- Карточки - пазл для определения и характеристики отрядов
Ход урока (45 минут):
1. Организационный момент (1 мин) Приветствие, проверка учеников. К уроку приготовлены: компьютер, проектор, экран.2. Вступительная часть (2 мин) Форма диалога: учитель – ученик.
Учитель: мы начинаем новую тему, изучать которую будем в необычной форме. Внимание на экран, вы увидите фрагменты знакомых вам фильмов. Смотрите и запоминайте, это вам поможет в дальнейшем ответить на вопросы в течение урока. (На экране появляются кадры из фильма «Человек-паук» и «Василиса Прекрасная»)
Учитель: Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке?
Ученики: О пауках!
Учитель: (слайд № 1) Соберите и прочитайте правильное название темы урока
Ученики: Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности.
Учитель: (слайд № 2) Запишите тему урока в тетрадь
3. Ознакомление с новыми понятиями и терминами (2 мин)Учитель: (слайд № 3) Назовите науки изучающие организмы, изображенные на картинках.
Ученик: Перечисляют названия наук: БОТАНИКА, ЗООЛОГИЯ, а вот эти науки мы знаем по фильмам ЭНТОМОЛОГИЯ и ОРНИТОЛОГИЯ.
Учитель: (слайд № 4) (На доске прикреплены магнитами разбитое на слоги название науки о пауках – АРА-ХНО-ЛО-ГИЯ.) Вы знаете, как называется наука, изучающая пауков? (вызываем одного ученика к доске, и предлагаем ему собрать из слогов название науки, остальные собирают по слайду № 4) Как же называется наука, изучающая пауков?
Ученик: АРАХНОЛОГИЯ (на доске и слайде № 5 появляется название науки)
Учитель: правильно (рассказывает легенду о Арахне и предлагает записать определение в тетрадь)
4. Повторение и закрепление пройденного материала. Начало изучения нового материала (10 мин)
Учитель: (слайд № 6-9) (на слайде появляется текст сказки) Вы любите сказки? Слушайте внимательно! (акцентируем на слове внимательно, учитель читает вслух, можно чтобы читал ученик, если позволяет время)
Почему ни один жених не подошел для принцессы кроме паука-серебрянки?
Ученик: Все женихи практически имели общие признаки представителей Типа Членистоногие, но не имели вместе признаки, перечисленные царем Омаром. Только у паука-серебрянки, потому что он живет на суше и под водой, дышит атмосферным воздухом и домовитый то, что необходимо принцессе.
Учитель: Посмотрите на паука-серебрянку (слайд № 9), его так назвали, потому что в воде он серебристый. Давайте, сравним строение речного рака и паука, чтобы доказать их родство.
Ученик: (слайд № 10) идет сравнение и описание по картинке Класс Ракообразные и Класс Паукообразные (перечисляют признаки сходства и различия).
Учитель: (слайд № 11) Запишите характерные признаки Класса Паукообразные связанные с обитанием на суше.
5. Групповая работа (10 мин)
Учитель: (раздаются карточки – пазлы, с лицевой стороны представитель отряда, а с обратной характеристика отряда). Прежде чем, изучать строение Паукообразных, необходимо знать о ком пойдет речь. Перед вами лежат пазлы, соберите картинку и определите, кто на ней изображен. (Ученики собирают и определяют, к какому отряду относится и сами рассказывают о нем всему классу, перевернув картинку на оборот)
Ученик: (называют представителя отряда, изображенного на картинке) На картинках изображены: скорпион, паук, сенокосец и клещ (если не перечисляют можно перевернуть картинку и прочитать)
Учитель: (слайд № 12) Как видите перед вами представители Паукообразных. Запишите в тетрадь, какие отряды объединяются в класс Паукообразные.
6. Рассказ с элементами беседы (10 мин)
Учитель: Какими признаками в отличие от всех Членистоногих обладают только пауки? (предложить вспомнить просмотренный фильм в начале урока)
Ученик: Пауки плетут паутину и бывают ядовитые.
Учитель: (слайд № 13) (показывает, где расположены ядовитые и паутинные железы) А кто из вас заметил научную неточность в фильме «Человек – паук»?
Ученик: Паутинная железа расположена на задних лапках, а не на передних.
Учитель: (открыт рис. 124 учебника) Внимательно рассмотрите коготки и ответьте на вопрос: Все ли пауки плетут одинаковую паутину? Почему?
Ученик: Нет, у всех паутина разная. Это связано с видами пауков, которые её плетут.
Учитель: (слайд № 14) (Рассказ учителя о свойствах и значение паутины) Как мы выяснили, пауки используют паутину не только как ловчую сеть, но и как место для выведения потомства.
Ученик: Например, Мешконосец на рис. 125 несет за собой кокон с яйцами.
Учитель: Совершенно верно. Многие слышали о кровожадной Черной вдове, которая съедает самца после оплодотворения (рассказ учителя о размножении, делают записи в тетради слайд № 15). Большинство пауков хищники. Пищеварение наружное (слайд № 16). Встречаются и паразиты - это отряд Клещи (кровососущие). Они возбудители переносчики заболевания ЭНЦЕФАЛИТ. Ребята, а вы знаете, как надо себя вести, если вас укусил клещ? (слайд № 17) рассказ учителя о вреде клещей и мерах предосторожности во избежание заболевания. Первая медицинская помощь.
Ученик: (Могут дополнить рассказ своими знаниями из области профилактики ЭНЦЕФАЛИТА.) Как необходимо себя вести в лесу.
Учитель: (слайд № 18) Отряд сенокосцы (рассказ о местообитании сенокосцев). Как появилось такое необычное название?
Ученик: Потому что оторванная ножка способна двигаться движениями похожими на кошение травы косой.
Учитель: Вы знаете, этот процесс самокалечения называется АУТОТОМИЯ. Запишите определение в тетрадь.
(слайд № 19) Отряд Скорпионы. Прямые потомки первых членистоногих ракоскорпионов (рассказ о древних ракоскорпионах, то, что они водные обитатели). Какие особенности образа жизни скорпионов вы знаете?
Ученик: (могут вспомнить о том, что скорпионы кусают сами себя хвостом)
Учитель: Давайте подведем итоги, какими же признаками наземных организмов обладают Паукообразные? (Перечисляют признаки)
7. Самопроверка и закрепление материала по карточкам (10 мин)
Учитель: Давайте проверим свои знания. (Раздаются заранее подготовленные карточки, с разноуровневыми заданиями) Перед вами карточка, где вы должны ответить на вопросы, по окончанию работы проверяем себя и оцениванием по слайду № 20
Ученик: (Выполняют задания и передают листочки на первые парты)
Учитель: Тем, кто работал на уроке, выставляются отметки. Домашнее задание (слайд № 21).
8. Если остается время на выбор можно взять задание по науке БИОНИКА
(СЛАЙД № 22-23) или провести музыкальное задание по ТАРАНТЕЛЛЕ (СЛАЙД № 24-26)