Цель: совершенствование практических умений и навыков учащихся при разложении многочлена множители путем вынесения общего множителя за скобки.
Задачи:
- создать ситуацию успеха на уроке, условия для самостоятельной деятельности учащихся на уроке;
- способствовать пониманию учебного материала урока;
- воспитывать коммуникативность и толерантность в отношениях учащихся между собой.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент.Приветствие учащихся.
2. Актуализация опорных знаний.-
Индивидуальная работа по карточкам №1, №2, №3 (3 учащихся).
-
Фронтальная работа с классом:
Задание 1. Продолжите фразу:
- Одним из способов разложения многочлена на множители является… (вынесение общего множителя за скобки);
- При вынесении общего множителя за скобки применяется… (распределительное свойство);
- Если все члены многочлена содержат общий множитель, то…(этот множитель можно вынести за скобки)
Задание 2.
-
Какой числовой множитель будет общим в следующих выражениях: , , .
-
Какую степень множителей и можно вынести за скобки
-
Сформулировать алгоритм вынесения общего множителя.
-
Укажите общий множитель в данных выражениях: , , , ,
-
Разложите на множители: , , , , .
Задание 3. (повторение ранее пройденного)
-
Вычислите: ; ;
-
Назовите выражение, противоположное данному ;
-
Представьте в виде произведения: .
На предыдущем уроке учащиеся уже познакомились с одним из способов разложения многочлена на множители – вынесение общего множителя за скобки. Рассматривался случай, когда за скобки выносили общий множитель, представленный в виде одночлена. Данный урок предполагает совершенствование практических умений и навыков при вынесении общего множителя за скобки, где общий множитель является многочленом.
Пример 1: Разложите на множители многочлен .
В данном выражении мы видим, присутствует один и тот же множитель , который можно вынести за скобки. Итак, получим:
Выражения и являются противоположными, поэтому в некоторых случаях можно пользоваться данным равенством .
Пример 2: Разложите на множители многочлен
Здесь присутствуют противоположные выражения и , воспользовавшись предыдущим тождеством мы получим следующую запись:
А теперь мы видим, что общий множитель можно вынести за скобки:
.
4. Закрепление.-
Работа учащихся по заданию карточки № 4 у доски и в тетрадях.
-
Работа двоих учащихся у доски по заданию карточки №5, остальные выполняют работу самостоятельно по вариантам, затем выполняется проверка и обсуждаются ошибки.
-
Работа по заданию карточки № 6.
Учащимся предлагается выполнение самостоятельной работы обучающего характера в виде теста, с последующей самопроверкой (карточка №7), правильные ответы можно расположить на оборотной стороне доски.
6. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.Примеры карточек.
Карточка №1. Вынесите общий множитель за скобки: |
Карточка №2. Вынесите общий множитель за скобки: |
Карточка №3. Вынесите общий множитель за скобки: |
Карточка №4. Разложите на множители: |
Карточка №5. |
|
ВАРИАНТ 1 Разложите на множители: |
ВАРИАНТ 2 Разложите на множители: |
Карточка №6. Разложите на множители: |
Карточка №7. Вынесите общий множитель за скобки и выберите верный ответ: а) ; б) ; в) ; г) . а); б) ; в) ;г) . а) ; б) ; в) ; г) . а) ; б) ; в) ; г) .
|