Урок алгебры в 7-м классе "Вынесение общего множителя за скобки"

Разделы: Математика


Цель: совершенствование практических умений и навыков учащихся при разложении многочлена множители путем вынесения общего множителя за скобки.

Задачи:

  1. создать ситуацию успеха на уроке, условия для самостоятельной деятельности учащихся на уроке;
  2. способствовать пониманию учебного материала урока;
  3. воспитывать коммуникативность и толерантность в отношениях учащихся между собой.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

2. Актуализация опорных знаний.
  1. Индивидуальная работа по карточкам №1, №2, №3 (3 учащихся).

  2. Фронтальная работа с классом:

Задание 1. Продолжите фразу:

- Одним из способов разложения многочлена на множители является… (вынесение общего множителя за скобки);

- При вынесении общего множителя за скобки применяется… (распределительное свойство);

- Если все члены многочлена содержат общий множитель, то…(этот множитель можно вынести за скобки)

Задание 2.

  1. Какой числовой множитель будет общим в следующих выражениях: , , .

  2. Какую степень множителей и можно вынести за скобки

  3. Сформулировать алгоритм вынесения общего множителя.

  4. Укажите общий множитель в данных выражениях: , , , ,

  5. Разложите на множители: , , , , .

Задание 3. (повторение ранее пройденного)

  1. Вычислите: ; ;

  2. Назовите выражение, противоположное данному ;

  3. Представьте в виде произведения: .

3. Изучение нового материала.

На предыдущем уроке учащиеся уже познакомились с одним из способов разложения многочлена на множители – вынесение общего множителя за скобки. Рассматривался случай, когда за скобки выносили общий множитель, представленный в виде одночлена. Данный урок предполагает совершенствование практических умений и навыков при вынесении общего множителя за скобки, где общий множитель является многочленом.

Пример 1: Разложите на множители многочлен .

В данном выражении мы видим, присутствует один и тот же множитель , который можно вынести за скобки. Итак, получим:

Выражения и являются противоположными, поэтому в некоторых случаях можно пользоваться данным равенством .

Пример 2: Разложите на множители многочлен

Здесь присутствуют противоположные выражения и , воспользовавшись предыдущим тождеством мы получим следующую запись:

А теперь мы видим, что общий множитель можно вынести за скобки:

.

4. Закрепление.
  1. Работа учащихся по заданию карточки № 4 у доски и в тетрадях.

  2. Работа двоих учащихся у доски по заданию карточки №5, остальные выполняют работу самостоятельно по вариантам, затем выполняется проверка и обсуждаются ошибки.

  3. Работа по заданию карточки № 6.

5. Самостоятельная работа.

Учащимся предлагается выполнение самостоятельной работы обучающего характера в виде теста, с последующей самопроверкой (карточка №7), правильные ответы можно расположить на оборотной стороне доски.

6. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.

Примеры карточек.

 Карточка №1.

Вынесите общий множитель за скобки:

 Карточка №2.

Вынесите общий множитель за скобки:

Карточка №3.

Вынесите общий множитель за скобки:

 

Карточка №4.

Разложите на множители:

 

Карточка №5.

ВАРИАНТ 1

Разложите на множители:

ВАРИАНТ 2

Разложите на множители:

 

Карточка №6.

Разложите на множители:

Карточка №7.

Вынесите общий множитель за скобки и выберите верный ответ:

  1. а) ; б) ; в) ; г) .

  2. а); б) ; в) ;г) .

  3. а) ; б) ; в) ; г) .

  4. а) ; б) ; в) ; г) .

а) ; б) ; в) ; г) .