Задачи:
-
Образовательные:
-
изучить особенности строения, жизнедеятельности растений отдела плауновидных, усложнение организации плаунов в ходе эволюции;
-
выявить роль плауновидных в природе и их практическое значение.
Развивающие:
-
развивать общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся;
-
продолжить формирование умений сравнивать, решать проблемные вопросы, делать выводы, работать с гербариями и рисунками.
Воспитательные:
-
формировать естественно-научное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе, на примере значения плауновидных в природе и жизни человека;
-
воспитывать чувство любви к природе, понимание ее хрупкости, необходимости защиты.
Оборудование: гербарные экземпляры мхов и плаунов, презентация.
Ход урока
1. Проверка знаний и умений.
Вставь пропущенные слова:
Мхи появились на нашей планете около______ млн. лет назад. Их предками были_____ . Моховидные – это многолетние растения, обычно ______, приспособленные к обитанию во _______ местах. Мхи вызывают _____; отмирая, они образуют ______ .
У моховидных имеется характерная особенность – чередование половых поколений. Половое поколение - _______, представляющий собой _____ с _______ и образующий половые клетки ______, больше выражен, чем бесполое- ______, на котором формируются споры.
2. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие с целью изучения строения, местообитания, размножения и значения плаунов и совершим остановки на станциях: историческая, исследовательская, промышленная, экологическая.
После посещения каждой станции учащимся необходимо ответить на вопросы.
В утро мира, на просторе сером
Первозданных отмелей и гор,
Звери не гнездились по пещерам,
человечий не пылал костер.Шли леса, и отступали степи
Перед их щетинистой стеной,
Шли леса во всем великолепье
Диких сил и щедрости земной.Но избытку жизни нет пощады;
На земные, буйные сады
Ринулись моря, как водопады,
Северные яростные льды.Замело песками разрушенье,
И земля сомкнула черный зев,
Где легли могучие растенья,
Под пятой веков окаменев.
В. Рождественский
I. Станция «Историческая». Приложение. Слайд1-2.
Общие сведения об отделе Плауновидные: распространение, многообразие видов, происхождение.
В северных хвойных лесах легко зацепиться ногой за стелющееся по земле длинное растение. Вы его приподнимаете , а оно тянется без конца. Называется это растение плаун, или ликоподий, что обозначает «волчья нога».
Плаун – вымирающий потомок древнейших на земле деревьев. Предки плауна – вымершие лепидодендроны –чешуедревы, деревья высотой около 30 метров и до 2 метров в поперечнике. Много тысяч лет назад покрывали землю сплошным лесом. По отпечаткам на горных породах и каменном угле ученые восстановили общий вид предков плауна. Это были деревья с купой шиловидных листьев наверху, сидящих на стволе спиралью. Нижние листья постепенно опадали и оставляли ромбические следы. Поэтому весь ствол лепидодендронов словно разграфлен и несколько напоминает вафлю. Потомок мощного дерева лепидодендрона – наш современный плаун – выродился в малозаметное, стелющееся по земле растение.
Вопросы: Приложение. Слайд 3.
В чем причина вымирания большинства древовидных споровых растений в конце каменноугольного периода?
Какие растения являются предками современных плауновидных?
II. Станция «Исследовательская». Приложение. Слайд 4.
1. Особенности строения плауна, их расположение.
Плауны – многолетние, вечнозеленые травянистые растения с прямостоячими и ползучими побегами и отходящими от них корнями.
У растения длинный стебель с отходящими веточками, густо покрытый мелкими различной формы листочками. В июле, августе на концах ветвей, поднимаются к верху, три-пять колосков со спорангиями, из которых сыплется мелкий желтый порошок - споры.
Практическая работа. Приложение. Слайд 5.
«Сравнение внешнего строения плауна булавовидного и кукушкина льна»
Оборудование: гербарии мхов и плаунов.
1. Изучите внешнее строение плауна. Найдите подземные и надземные вегетативные органы, кратко опишите их. Сравните внешнее строение плаунов со строением мхов. В чем их сходство и различие?
2. Рассмотрите спороносные колоски. Каково значение спор в жизни плаунов?
3. Обоснуйте принадлежность плаунов к папоротникообразным растениям.
У плауновидных, в отличие от моховидных, имеются покровные, механические и проводящие ткани. Проводящие ткани представлены водопроводящей системой – древесиной (ксилема) и лубом (флоэма). Проводящие ткани корня и побега образуют вместе единый центральный цилиндр – стелу (от греч. стеле – "столб", "колонна"). Он окружен механическими и паренхимными (основными) тканями и занимает центральное место в стебле и корне. По стеле осуществляется восходящий ток воды с минеральными солями (по древесине) и нисходящий ток органических веществ (сахаров и пр.) по лубу. Развитие тканей (проводящей, механической и покровной) у плауновидных объясняется их приспособленностью к существованию на суше. Этим же объясняются и крупные размеры их органов. Споры развиваются в спорангиях, собранных в колоски.
2. Особенности бесполого и полового размножение плаунов, мужские и женские половые органы особенности созревания половых клеток.
Бесполое размножение плаунов осуществляется спорами и с помощью укоренения жизнеспособных фрагментов.
В июле, августе в колосках созревают споры. Споры плауна не впитывают воду и плавают на ее поверхности.
В благоприятных условиях из споры развивается маленькая пластинка – заросток. Вскоре на нижней поверхности заростка в особых органах – гаметангиях – формируются мужские и женские половые клетки (гаметы). У плауновидных женские половые органы, образующие яйцеклетку, называют архегонием (от греч. архе – "начало", гоне – "рождение"), а мужские половые органы – антеридием (от греч. антерос – "цветущий"). С помощью воды (при таянии снега или дождя) мужские гаметы – сперматозоиды доставляются к яйцеклеткам. После оплодотворения из образовавшейся зиготы на заростке появляются маленькие побеги с придаточными корнями. Со временем они развиваются в крупное зеленое растение, живущее много лет. Спустя некоторое время на листьях растения образуются споры в особых органах – спорангиях. Поэтому данную фазу жизненного цикла называют спорофитом, а стадию заростка – гаметофитом. Спорофит – многолетняя фаза в их развитии.
Сравните: у моховидных спорофит – коробочка, которая не имеет хлорофилла и живет очень недолго; гаметофит – зеленое побегоносное растение, живущее длительное время. У плауновидных наоборот: гаметофит – маленькая пластинка-заросток, а спорофит – зеленое многолетнее растение, имеющее корень, стебель и листья.
У плауна булавовидного на образование из споры гаметофита и развитие из него спорофита требуется свыше 20 лет.
Вопросы: Приложение. Слайд 6.
Докажите, что плауны имеют более высокую организацию, чем мхи, что позволяет им существовать в более сложных климатических условиях?
Почему половое размножение плаунов происходит только при наличии капельной воды, а бесполое происходит и в сухую погоду?
Составьте схему жизненного цикла плауна булавовидного и сравните ее со схемой жизненного цикла мха.
III. Станция «Промышленная».
Многообразие плаунов. Приложение. Слайд 7-9.
Практическое значение плаунов.
В таежных лесах России, среди мхов и травы, во влажных местах встречается баранец обыкновенный (или плаун-баранец). На сухих, светлых, сухотравных местах еловых и сосновых лесов произрастает плаун булавовидный. Оба вида используются как лекарственные растения.
В некоторых местах земного шара леса лепидодендронов превратились в каменный уголь. В горных породах и в пластах каменного угля можно найти отпечатки коры и листьев этих древних деревьев.
Плаун ценен своими спорами. Споры содержат 49 % жира и 2 % сахара. Споры употребляются в аптеках для пересыпки пилюль, чтобы они не становились влажными, и как присыпка для грудных детей.
Споры плауна издавна использовались в театрах для световых эффектов: при зажигании они дают яркую вспышку. Их употребляют для изготовления ракет, применяемых для сигнализации.
Тропические виды разводят в оранжереях как красивые декоративные растения.
Особое значение споры плауна имеют в литейном деле при отливке мельчайших деталей: ими обсыпают формы.
Как корм плауны никакой ценности не имеют, они практически не поедаются животными.
Вопрос: Приложение. Слайд 9.
Как человек использует плауны?
IV. Станция «Экологическая» Приложение. Слайд 10.
Почти все плауны занесены в Красную книгу России, находятся под охраной как древние, вымирающие растения.
В Красную книгу Иркутской области включены три вида растений отдела плауновидных: плаун можжевельниковый, полушник щетинистый, полушник озерный.
Полушник озерный – вид находящийся под угрозой исчезновения. Очень редкий вид, единственное местонахождение в Восточной Сибири в Тальцинском заливе на р. Ангара близ п. Большая Речка. Очень требователен к чистоте водоема.
Полушник щетинистый – редкий уязвимый вид, требователен к чистоте и прозрачности воды.
Плаун можжевельниковый – редкий вид, растет в зеленомошных сосновых лесах, на лесных опушках, окраинах болот. Многолетник с ползучими горизонтальными корневищами и светло- зелеными многократно ветвящимися кустовидными надземными побегами высотой 10-25 см. Листья линейно-ланцетные изогнутые вверх. Спороносные колоски сидячие, 1-3 см длиной.
Лимитирующие факторы: вырубка лесов, осушение болот.
Вопросы: Приложение. Слайд 11.
Почему плауны занесены в Красную книгу?
Какие плауновидные занесены в Красную книгу Иркутской области?
V. Закрепление знаний
Читая предложения, выберете признаки: 1 вариант - характерные для моховидных,
2 вариант - для плауновидных.
- Высшее растение.
- Имеет побег.
- Есть придаточные корни.
- Стебель ползучий.
- Взрослое растение- гаметофит.
- По способу питания – автотроф.
- Взрослое растение – спорофит.
- Плохо развиты проводящие ткани.
- Могут иметь ризоиды.
- Для оплодотворения нужна вода.
- Возможно, предками были псилофиты.
VI. Задание на дом. Приложение. Слайд 11.
Стр. 56.