Интегрированный урок (математика + физика). Физико-математический ринг

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Повторить основные математические и физические термины, понятия.
  2. Развивать практический интерес к предмету, творческий потенциал учащихся, умение анализировать и сопоставлять.
  3. Воспитывать уверенность в собственных возможностях, коммуникабельность, взаимоуважение.

 Этапы урока:

  1. Представление команд.
  2. Разминка.
  3. Игра «Пойми меня».
  4. Ассоциации.
  5. Конкурс «Экспериментатор – артист – художник - поэт».
  6. Конкурс «Угадай мелодию».
  7. Подведение итогов и награждение команд.

1 ЭТАП: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД.

Команды получают домашнее задание: оформить стол, используя как можно больше математических понятий и физических явлений.

Жюри учитывает и качество оформления стола, и представление команды, и физико- математическое содержание выступление.

2 ЭТАП: РАЗМИНКА.

Обеим командам предлагаются ситуации:

- Вы не готовы к уроку физики. Что нужно сделать, чтобы учитель забыл о своем предмете?

- Вы первый раз в жизни выучили урок математики, а учитель вас не спросил. Ваши действия?

Через 1 минуту команды показывают свои ответы.

3 ЭТАП: ИГРА «ПОЙМИ МЕНЯ».

В игре участвуют по 5 человек от каждой команды. Необходимо 4 пары наушников, подключенных к магнитофонам или плеерам. Ребята должны объяснить друг другу по одному математическому и одному физическому термину, не повторяя слов, названных ранее. Один игрок начинает объяснять, а в это время остальные слушают музыку через наушники.

Время на объяснение 2 минуты.

Математические термины: трапеция, круг, параллельность, перпендикулярность.

Физические термины: диффузия, инерция, переменный ток, электромагнитная индукция.

Нельзя показывать руками, нужно объяснять.

4 ЭТАП: АССОЦИАЦИИ.

Капитану каждой команды нужно написать 4 слова, с которыми у него ассоциируются такие словосочетания, как: урок физики, урок математики, контрольная по физике, контрольная по математике.

Затем за 1 минуту команда называет свои ассоциации.

Жюри учитывает количество совпадений.

5 ЭТАП: КОНКУРС «ЭКСПЕРИМЕНТАТОР-АРТИСТ- ХУДОЖНИК-ПОЭТ».

В конкурсе участвуют 8 человек от каждой команды.

Экспериментаторам выдается карточка, на которой написано физическое явление.

- Электризация электроскопа (эбонитовая палочка, шерсть, электроскоп).

- Реактивное движение (запуск воздушного шарика). - Колебания Математического и пружинного маятника (маятники).

- Работа двигателя внутреннего сгорания (модель ДВС).

- Законы отражения в плоском зеркале (плоское зеркало, лазер игрушка).

Художники (2 чел.) уходят.

Артисты (2 чел.) смотрят эксперимент, не зная содержания карточки.

Когда возвращаются художники, артисты показывают им содержание эксперимента с помощью жестов, без слов, и художники с помощью рисунка объясняют, что они поняли. За время показа поэты должны написать стихи об этом физическом явлении.

Содержание карточки знают только экспериментаторы.

6 ЭТАП: КОНКУРС «УГАДАЙ МЕЛОДИЮ».

Командам даются подсказки, с помощью которых они должны угадать песню и исполнить ее.

- Песня об одном из агрегатных состояний воды («Тучи»)

- Песня про отсутствие движения наземного воздушного транспорта в город русской глубинки. («Мальчик хочет в Тамбов»)

- Песня про подарок в форме незатейливой геометрической фигуры, ограниченной двумя концентрическими окружностями. («Колечко»).

- Песня о звезде, удаленной от нас на1астронамическую единицу. («Солнечный круг»)

- Песня, в которой многократно повторяется числительное, соответствующее греческой приставке МЕГА. («Миллион алых роз»).

- Песня о кристаллическом теле и явлении гравитации. («Снег кружится»)

- Песня о вращении геометрического тела правильной формы, падение которого привело бы к краху. («Крутится, вертится шар голубой»)

- Песня о любимце человека, который общается с сородичами с помощью ультразвука. («Дельфин и русалка»)

- Песня про обман зрения, который приводит к личным переживаниям. («Девочка-видение»)

- Песня о двух агрегатных состояниях воды, одно из которых привело к гибели Титаника. («Айсберг»)

7. ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.