Цели урока:
- Повторить основные математические и физические термины, понятия.
- Развивать практический интерес к предмету, творческий потенциал учащихся, умение анализировать и сопоставлять.
- Воспитывать уверенность в собственных возможностях, коммуникабельность, взаимоуважение.
Этапы урока:
- Представление команд.
- Разминка.
- Игра «Пойми меня».
- Ассоциации.
- Конкурс «Экспериментатор – артист – художник - поэт».
- Конкурс «Угадай мелодию».
- Подведение итогов и награждение команд.
1 ЭТАП: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД.
Команды получают домашнее задание: оформить стол, используя как можно больше математических понятий и физических явлений.
Жюри учитывает и качество оформления стола, и представление команды, и физико- математическое содержание выступление.
2 ЭТАП: РАЗМИНКА.
Обеим командам предлагаются ситуации:
- Вы не готовы к уроку физики. Что нужно сделать, чтобы учитель забыл о своем предмете?
- Вы первый раз в жизни выучили урок математики, а учитель вас не спросил. Ваши действия?
Через 1 минуту команды показывают свои ответы.
3 ЭТАП: ИГРА «ПОЙМИ МЕНЯ».
В игре участвуют по 5 человек от каждой команды. Необходимо 4 пары наушников, подключенных к магнитофонам или плеерам. Ребята должны объяснить друг другу по одному математическому и одному физическому термину, не повторяя слов, названных ранее. Один игрок начинает объяснять, а в это время остальные слушают музыку через наушники.
Время на объяснение 2 минуты.
Математические термины: трапеция, круг, параллельность, перпендикулярность.
Физические термины: диффузия, инерция, переменный ток, электромагнитная индукция.
Нельзя показывать руками, нужно объяснять.
4 ЭТАП: АССОЦИАЦИИ.
Капитану каждой команды нужно написать 4 слова, с которыми у него ассоциируются такие словосочетания, как: урок физики, урок математики, контрольная по физике, контрольная по математике.
Затем за 1 минуту команда называет свои ассоциации.
Жюри учитывает количество совпадений.
5 ЭТАП: КОНКУРС «ЭКСПЕРИМЕНТАТОР-АРТИСТ- ХУДОЖНИК-ПОЭТ».
В конкурсе участвуют 8 человек от каждой команды.
Экспериментаторам выдается карточка, на которой написано физическое явление.
- Электризация электроскопа (эбонитовая палочка, шерсть, электроскоп).
- Реактивное движение (запуск воздушного шарика). - Колебания Математического и пружинного маятника (маятники).
- Работа двигателя внутреннего сгорания (модель ДВС).
- Законы отражения в плоском зеркале (плоское зеркало, лазер игрушка).
Художники (2 чел.) уходят.
Артисты (2 чел.) смотрят эксперимент, не зная содержания карточки.
Когда возвращаются художники, артисты показывают им содержание эксперимента с помощью жестов, без слов, и художники с помощью рисунка объясняют, что они поняли. За время показа поэты должны написать стихи об этом физическом явлении.
Содержание карточки знают только экспериментаторы.
6 ЭТАП: КОНКУРС «УГАДАЙ МЕЛОДИЮ».
Командам даются подсказки, с помощью которых они должны угадать песню и исполнить ее.
- Песня об одном из агрегатных состояний воды («Тучи»)
- Песня про отсутствие движения наземного воздушного транспорта в город русской глубинки. («Мальчик хочет в Тамбов»)
- Песня про подарок в форме незатейливой геометрической фигуры, ограниченной двумя концентрическими окружностями. («Колечко»).
- Песня о звезде, удаленной от нас на1астронамическую единицу. («Солнечный круг»)
- Песня, в которой многократно повторяется числительное, соответствующее греческой приставке МЕГА. («Миллион алых роз»).
- Песня о кристаллическом теле и явлении гравитации. («Снег кружится»)
- Песня о вращении геометрического тела правильной формы, падение которого привело бы к краху. («Крутится, вертится шар голубой»)
- Песня о любимце человека, который общается с сородичами с помощью ультразвука. («Дельфин и русалка»)
- Песня про обман зрения, который приводит к личным переживаниям. («Девочка-видение»)
- Песня о двух агрегатных состояниях воды, одно из которых привело к гибели Титаника. («Айсберг»)
7. ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.