Интегрированный урок русского языка и немецкого языка по теме "Главные члены предложения"

Разделы: Русский язык, Иностранные языки


Цель: провести сопоставительный анализ главных членов предложения в русском и немецком языках вследствие сходства объектов изучения в том и другом предметах.

Тип урока: урок сопоставительного анализа.

Оборудование: учебник “Русский язык. Практика. 8 класс”, под ред. Ю.С.Пичугова.- М.: Дрофа, 2008г; учебник “Русский язык: Теория. 5-9 классы”. В.В.Бабайцева , Л.Д.Чеснокова. – М.: Дрофа, 2007г.

Методическое обоснование урока: учащиеся проводят сопоставительный анализ главных членов предложения в русском и немецком языках, так как есть сходства объектов изучения в данных учебных предметах.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Начало урока: сообщается и записывается тема урока.

Введение в ситуацию урока.

Какую ошибку допускает робот, строя предложение следующим образом:

  • Лежащая книга на столе прочитана.
  • Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ.

Предполагаемый ответ ученика: В предложениях нарушен порядок слов, что делает предложения смешными или даже бессмысленными. Слова становятся членами предложения, когда вступают в смысловую, интонационную и грамматическую зависимость между собой.

III.Актуализация теоретического материала по теме “Главные члены предложения”.

Главные члены предложения – основа грамматики любого языка; сегодня мы поговорим о роли главных членов предложения в русском и немецком языках. И так, давайте вспомним, что такое подлежащее и сказуемое в русском языке.

Задание: продолжи начатую фразу:

а) подлежащее- это главный член предложения, который обозначает…
б) чаще всего подлежащее выражается…
в) сказуемое – это главный член предложения….

А в немецком языке? Что составляет грамматическую основу предложения?

Предполагаемый ответ первого ученика:

Грамматическая основа в немецком предложении всегда состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого. Сказуемое в немецком предложении занимает постоянное, строго определенное место. В повествовательном предложении это – второе и последнее. Таким образом, сказуемое образует рамку, которая заполняется другими членами предложения.

Предполагаемый ответ второго ученика:

Подлежащее может стоять в немецком предложении либо перед изменяемой частью сказуемого, либо после нее. Подлежащее может выражаться не только именем существительным, но и именем собственным и местоимением.

А теперь проверим, как усвоили этот материал на практике. Проведем сопоставительный анализ главных членов предложения в русском и немецком языках.

IV. Коллективная работа в учебных группах по карточкам.

Задание №1: из предложений выписать только подлежащее, указать способ его выражения.

  1. Бабушка с внучкой пришли к нам вечером.
  2. Человек должен беречь себя.
  3. Анютины глазки росли около дома.
  4. Die Sommerferien sind die schonste Zeit fur die Kinder.
  5. Ich will ihm meine Heimatstadt zeigen.

Задание№2: на карточках записаны предложения. На листочке записывать только номера предложений.

а) Указать номера предложений, в которых простое глагольное сказуемое:

  • В вышине несутся лебединые стаи.
  • Дни стали теплее.
  • Их изба была третья с краю.

б) Указать номера, в которых составное глагольное сказуемое :

  • Они начнут готовиться к конференции.
  • Он будет заниматься с отстающими.
  • Я должен был признать свои ошибки.

в) Указать номера, в которых составное именное сказуемое.

  • Я был в восхищении от старого чабана.
  • Вишнёвый сад теперь мой.
  • Девочка слушала объяснение учителя.
  • Появление Виктора было некстати.

г) Указать в предложениях сказуемое и подлежащее.

  • Du hast diese Ferien auch zu Hause verbracht.
  • Die Reise ist interessant.
  • Am Sonntag besuchen uns unsere Freunde.

Задание№3: работа с таблицей.

Произвести разбор главных членов предложения.

№ п/п

Предложение

Подлежащее

Способ его выражения

Сказуемое

Вид сказуемого

Способ его выражения

 

Несколько повозок въехало во двор гостиницы.

         
 

Дворец казался островом печальным.

         
 

Дед с матерью шли впереди всех.

         

Задание№4: укажите подлежащее и сказуемое в данных предложениях, определите порядок слов.

  • In der ganzen Welt lernen viele Menschen Deutsch.
  • Deutschland spielt eine grosse Rolle in Europa.
  • Zu den bekantesten Bade- und Ferieninsel gehort Sylt.

Проводится взаимопроверка работы.

V. Подведение итогов урока.

Учитель просит учащихся подвести итоги работы на уроке.

Предполагаемые ответы учеников:

  • Грамматическая основа предложения – это фундамент предложения. Очень важно видеть грамматические основы.
  • Между русским и иностранным языком существует связь сопоставительного характера вследствие сходства объектов изучения в том и другом предметах.
  • С целью лучшего понимания учащимися сущности изучаемого материала в русском языке нужно использовать для наблюдения и сравнения грамматический материал немецкого языка.
  • Сопоставление иностранного и русского языков приучает школьников находить общее и подмечать разное в грамматике языков.
  • Применение родного языка в преподавании иностранного языка позволяет обучать более экономно и эффективно.

Домашнее задание: продолжить рассказ, используя разные виды сказуемых в предложениях.

Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже потеряли надежду на приход лета, северный ветер внезапно стих…

Презентация

Приложения