Цель: провести сопоставительный анализ главных членов предложения в русском и немецком языках вследствие сходства объектов изучения в том и другом предметах.
Тип урока: урок сопоставительного анализа.
Оборудование: учебник “Русский язык. Практика. 8 класс”, под ред. Ю.С.Пичугова.- М.: Дрофа, 2008г; учебник “Русский язык: Теория. 5-9 классы”. В.В.Бабайцева , Л.Д.Чеснокова. – М.: Дрофа, 2007г.
Методическое обоснование урока: учащиеся проводят сопоставительный анализ главных членов предложения в русском и немецком языках, так как есть сходства объектов изучения в данных учебных предметах.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Начало урока: сообщается и записывается тема урока.
Введение в ситуацию урока.
Какую ошибку допускает робот, строя предложение следующим образом:
- Лежащая книга на столе прочитана.
- Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ.
Предполагаемый ответ ученика: В предложениях нарушен порядок слов, что делает предложения смешными или даже бессмысленными. Слова становятся членами предложения, когда вступают в смысловую, интонационную и грамматическую зависимость между собой.
III.Актуализация теоретического материала по теме “Главные члены предложения”.
Главные члены предложения – основа грамматики любого языка; сегодня мы поговорим о роли главных членов предложения в русском и немецком языках. И так, давайте вспомним, что такое подлежащее и сказуемое в русском языке.
Задание: продолжи начатую фразу:
а) подлежащее- это главный член
предложения, который обозначает…
б) чаще всего подлежащее выражается…
в) сказуемое – это главный член предложения….
А в немецком языке? Что составляет грамматическую основу предложения?
Предполагаемый ответ первого ученика:
Грамматическая основа в немецком предложении всегда состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого. Сказуемое в немецком предложении занимает постоянное, строго определенное место. В повествовательном предложении это – второе и последнее. Таким образом, сказуемое образует рамку, которая заполняется другими членами предложения.
Предполагаемый ответ второго ученика:
Подлежащее может стоять в немецком предложении либо перед изменяемой частью сказуемого, либо после нее. Подлежащее может выражаться не только именем существительным, но и именем собственным и местоимением.
А теперь проверим, как усвоили этот материал на практике. Проведем сопоставительный анализ главных членов предложения в русском и немецком языках.
IV. Коллективная работа в учебных группах по карточкам.
Задание №1: из предложений выписать только подлежащее, указать способ его выражения.
- Бабушка с внучкой пришли к нам вечером.
- Человек должен беречь себя.
- Анютины глазки росли около дома.
- Die Sommerferien sind die schonste Zeit fur die Kinder.
- Ich will ihm meine Heimatstadt zeigen.
Задание№2: на карточках записаны предложения. На листочке записывать только номера предложений.
а) Указать номера предложений, в которых простое глагольное сказуемое:
- В вышине несутся лебединые стаи.
- Дни стали теплее.
- Их изба была третья с краю.
б) Указать номера, в которых составное глагольное сказуемое :
- Они начнут готовиться к конференции.
- Он будет заниматься с отстающими.
- Я должен был признать свои ошибки.
в) Указать номера, в которых составное именное сказуемое.
- Я был в восхищении от старого чабана.
- Вишнёвый сад теперь мой.
- Девочка слушала объяснение учителя.
- Появление Виктора было некстати.
г) Указать в предложениях сказуемое и подлежащее.
- Du hast diese Ferien auch zu Hause verbracht.
- Die Reise ist interessant.
- Am Sonntag besuchen uns unsere Freunde.
Задание№3: работа с таблицей.
Произвести разбор главных членов предложения.
№ п/п |
Предложение |
Подлежащее |
Способ его выражения |
Сказуемое |
Вид сказуемого |
Способ его выражения |
Несколько повозок въехало во двор гостиницы. |
||||||
Дворец казался островом печальным. |
||||||
Дед с матерью шли впереди всех. |
Задание№4: укажите подлежащее и сказуемое в данных предложениях, определите порядок слов.
- In der ganzen Welt lernen viele Menschen Deutsch.
- Deutschland spielt eine grosse Rolle in Europa.
- Zu den bekantesten Bade- und Ferieninsel gehort Sylt.
Проводится взаимопроверка работы.
V. Подведение итогов урока.
Учитель просит учащихся подвести итоги работы на уроке.
Предполагаемые ответы учеников:
- Грамматическая основа предложения – это фундамент предложения. Очень важно видеть грамматические основы.
- Между русским и иностранным языком существует связь сопоставительного характера вследствие сходства объектов изучения в том и другом предметах.
- С целью лучшего понимания учащимися сущности изучаемого материала в русском языке нужно использовать для наблюдения и сравнения грамматический материал немецкого языка.
- Сопоставление иностранного и русского языков приучает школьников находить общее и подмечать разное в грамматике языков.
- Применение родного языка в преподавании иностранного языка позволяет обучать более экономно и эффективно.
Домашнее задание: продолжить рассказ, используя разные виды сказуемых в предложениях.
Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже потеряли надежду на приход лета, северный ветер внезапно стих…