Процесс вхождения школы в мировое образовательное пространство требует совершенствования, а также серьезную переориентацию компьютерно-информационной составляющей. Лавинообразный рост объемов информации принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности. Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения.
Проведение уроков математики с использованием информационных технологий - это мощный стимул обучения. Мультимедийные средства обучения нового поколения объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий, выводят процесс обучения на новый уровень. Они соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции.
Лучшее, что существует на сегодняшний день из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом - это интерактивные доски. В них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации.
Посредством уроков, на которых используется интерактивная доска, активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.
Интерактивная доска открывает неограниченные возможности выполнения принципа наглядности. Учитель и ученик могут наносить на интерактивную доску дополнительные знаки, рисунки, надписи; сохранять или удалять их.
Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам обеспечивает эффективное усвоение учащимися учебного материала.
Интерактивная доска позволяет учащимся сопоставлять, анализировать факты, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их, делать выводы, одним словом мыслить.
Работа в интерактивном режиме стимулирует эмоциональное отношение к предмету, повышает мотивацию ученика, формирует познавательный интерес к обучению, создает ситуацию успеха. Методический инструментарий расширяет кругозор, развивает мышление и воображение.
Интерактивная доска помогает не только видеть изображения, но и управлять ими с помощью панели инструментов. Одновременное использование нескольких кнопок панели инструментов вооружает учителя мощным средством, позволяющим организовать практическую деятельность учащихся. Подобные приемы повышают динамику учебного процесса, делают урок эмоционально насыщенным, что является неоспоримым средством оптимизации учебного процесса.
Школьникам - и младшим, и старшим - просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно.
Самое же важное - это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом.
Таким образом, интерактивная доска не только современное средство обучения, но и инструмент для активизации познавательной деятельности учащихся.
Интерактивная доска может быть полезна при организации контроля: первичного, текущего, итогового.
Таким образом, информационные технологии на уроках математики - это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность учащихся, увеличить эффективность урока.
Предлагаемый нами урок, проводится с использованием интерактивной доски.
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОСЕННЕМУ МАТЕМАТИЧЕСКОМУ ЛЕСУ
ДЕВИЗ УРОКА: "В математику тропинку одолеем без запинки!"
ТЕМА УРОКА: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
ЦЕЛИ УРОКА:
- образовательные: повторить, обобщить, закрепить изученный материал по данной теме; развивать вычислительные навыки, навыки работы на интерактивной доске.
- воспитательные: воспитывать прилежность, дисциплинированность, трудолюбие умение выслушать других, ответственность за порученное дело; привить интерес к предмету;
- развивающие: развивать математический кругозор, мышление, письменную и устную математическую речь, внимание, умение задавать вопросы.
ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, компьютер.
ПЛАН УРОКА.
Станция "Загадочная" Станция "Отвечайка"
Станция "Соображайка"
Привал
Станция "Грибная"
Станция "Вычислительная"
Станция "Конечная"
Решение примеров Устная работа, ответы на вопросы
"Найди ошибку!"
Творческая домашняя работа
Решение уравнений
Эстафета, решение примеров
Решение задачи, подведение итогов урока, задание на дом.
ХОД УРОКА
Учитель. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по осеннему математическому лесу. Во время путешествия посетим несколько станций, на которых повторим правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, смешанных чисел, вспомним, как решаются задачи с помощью уравнений, решим примеры.
Какой вид транспорта мы выберем для путешествия? Это мы узнаем на первой станции, станции "Загадочной" с которой и начнем наше путешествие.
Станция "Загадочная" (Слайд 3)
Учитель. На этой станции необходимо решить примеры, выбрать среди предложенных вариантов ответов - правильный, ему будет соответствовать буква. Из открытых букв, необходимо составить слово.
(Шесть примеров записаны на обычной доске, шесть человек решают примеры и постепенно открывают буквы на слайде, остальные учащиеся работают в тетрадях)
? | О | ? | П | К | ? | ? | ? | М | ? | Е | Ш |
1 8/35 | 1 17/34 | 4/15 | 1 1/2 | 3/18 | 1/6 | 7/40 |
Учитель. Какое слово получилось? ПЕШКОМ. Итак, мы сегодня будем путешествовать пешком. Молодцы, хорошо поработали, мы приближаемся к следующей станции "Отвечайка".
Станция "Отвечайка" (Слайд 4-6)
Учитель. На этой станции работаем устно "Закончи фразу!"
- Обыкновенная дробь состоит из ...
- При сравнении дробей с одинаковыми знаменателями сравнивают ...
- Черту дроби можно заменить ...
- Знаменатель дроби показывает ...
- Числитель дроби показывает ...
- Дробь, в которой числитель меньше знаменателя называется ...
- Дробь, в которой знаменатель меньше числителя или равен ему, называется:
- Число, которое состоит из целой и дробной части:
Молодцы, идем дальше. Мы прибыли на станцию "Соображайка".
Станция "Соображайка" (Слайд 7)
Учитель. "Найди ошибку!". Задание на внимательность. Проанализировав ход решения найти ошибку и исправить ее.
(Исправления вносят учащиеся на слайде, примеры записываются в тетрадь)
Все ошибки мы исправили, молодцы!
Шли мы долго и устали, давайте устроим привал.
Привал. (Слайд 8-9). Занимательные задания по математике.
Учитель. Кто знает, что такое привал? Привал - это остановка во время путешествия для отдыха. Отдохнем и поиграем.
Вы все, конечно же, играли в игру "Слова". Например, из букв слова ГРАМОТЕИ составляют новые слова: ТЕМА, ТОМ, РОТ и т.д. это интересная игра. Что-то подобное можно придумать и в математике. В словах мы видим набор букв, а в математике набор цифр.
Домашнее задание такое, из цифр 1; 2; 5; 7 составить как можно больше правильных дробей. Например: , причем одна и та же цифра должна встречаться в дроби один раз.
Каждый получит карточку, в которой нужно заполнить пропуски. Проанализировав ход решения, нужно вместо знака "?" поставить число, так чтобы выполнялось равенство.
Итак, отдохнули? Идем дальше. Мы приближаемся к станции "Грибной".
Станция "Грибная" (Слайд 10)
Учитель. Посмотрите, какие здесь растут грибы, будем собирать грибы в корзинку, но прежде чем грибок попадет в корзину нужно решить уравнение, которое написано на шляпке.
Мы собрали все грибочки, пошли дальше. Прибыли на станцию "Вычислительная".
Станция "Вычислительная" (Слайд 11)
Два варианта проведения эстафеты:
Эстафета на скорость.
Учитель. На этой станции мы проведем эстафету на скорость. Первые трое учеников правильно выполнившие задание получат отметки. Во время эстафеты некоторые ребята будут работать по карточкам и тоже получат отметки.
Работа с пультами.
Эстафета проводится с помощью системы интерактивного опроса. Решение оформляется в тетрадях, выбор ответов выполняется с помощью пультов, при этом каждый учащийся может получить отметку и проверить правильность своего решения.
Учитель. Наше сегодняшнее путешествие подходит к концу, мы прибыли на станцию "Конечная"
Станция "Конечная". (Слайд 12-13)
Учитель. На этой станции мы решим задачу, подведем итоги урока.
Задача.
Масса кролика и петуха 5 кг. Кролик тяжелее петуха на 1,4 кг. Какова масса каждого животного?
(Краткая запись к задаче, ход решения обсуждается на уроке, если времени будет не достаточно, то оформление решения дается на дом)
Учитель. Вам понравилось наше путешествие? Что мы сегодня сделали за урок?
(Подводятся итоги урока. Выставляются отметки)
Домашнее задание. (Слайд 14)
Каждому ученику выдается карточка с домашним заданием.
Из цифр 1; 2; 5; 7 составить как можно больше правильных дробей. Например: причем одна и та же цифра должна встречаться в дроби один раз.
Заполнить пропуски, проанализировав ход решения, вместо знака "?" поставить число, так чтобы выполнялось равенство.