Цель: формировать знания об изготовлении игрушек с символом сердце.
Задачи:
1. Познакомить со значением символа "сердце".
2. Познакомить с возможными способами оформления изделий символом "сердце".
3. Закрепить навык симметричного вырезания.
4. Развивать навыки конструирования.
5. Расширять кругозор.
6. Активизировать творческую фантазию учащихся.
7. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
8. Воспитывать чуткость к окружающим, близким людям.
Объект труда: рамочка для фотографии.
Материалы: листы бумаги (для эскизов и выкроек), ткань различных цветов, в том числе и красного, нитки, картон.
Инструменты: простые карандаши, ластики, ножницы, иглы, линейки, циркули.
Дидактический материал: изделия с изображением сердец, симметричные и несимметричные выкройки, технологические карты.
Ход занятия
I. Организационный этап
Проверка готовности учащихся к занятию
II. Подготовительный этап
Повторение
- Найдите среди данных выкроек симметричные. Как вы это определили? (Они имеют линию симметрии, по которой можно сложить выкройку пополам и обе половинки совпадут.)
- Если нам необходимо сделать симметричную выкройку, сможем ли мы это выполнить "на глаз", просто нарисовав ее на бумаге? (Нет. Необходимо сложить лист бумаги пополам, нарисовать половину выкройки, вырезать ее, не разрезая линии симметрии.)
III. Основной этап
Объяснение нового материала
- Предлагаю вам сегодня заняться исследовательской деятельностью. Подумаем, почему символ "сердце" часто используется в оформлении изделий, и что он обозначает. С какими понятиями у вас ассоциируется "сердце"? (Любовь, жизнь.)
- Другими словами, символ "сердце" обозначает "любовь". Хорошо, давайте рассмотрим некоторые изделия и подумаем, что хотел показать автор, каков был его замысел? (Любовь к человеку, признание: в любви.)
(Любовь к городу, своей Родине.)
(Я люблю смотреть "Северный город" - любовь к передаче.)
- Посмотрите на кружку, на ней интересная надпись. Казалось бы, все сказано словами, для чего же использованы символы "сердечки"? (Для того чтобы усилить впечатление.)
- Посмотрите, любовь - очень емкое понятие. Это и любовь к человеку, любовь к городу, Родине. Что еще можно любить? (Праздники, животных, какие-то предметы и др).
Руководитель берет у некоторых учащихся интервью: "Что ты любишь?", "Кого ты любишь?".
- И все же чаще всего символ "сердце" используется, когда хочется показать свою любовь какому-либо человеку. Давайте подумаем, почему символом любви выбрано именно сердце, а не, допустим, глаза или губы? Наверное, в сердце есть что-то особенное?
- Считается, что чувства человека живут в сердце: и любовь, и страх, и радость, и гнев, и восхищение... Как будто что-то происходит с сердцем, вы, наверное, замечали, то оно учащенно бьется, то замедляет свое биение, а иногда кажется, что оно бьется так громко, что его слышат окружающие.
- Почему же сердце - символ именно любви, а не какого-нибудь другого чувства?
- Любимым хочется подарить весь мир, самое дорогое, что у тебя есть. Подарить сердце - подарить самое ценное, что есть у человека. Согласны ли вы и почему? (Без сердца человек не может жить.)
- Верно, а жизнь - это самая большая человеческая ценность. Люди создали специальный день любви. Как он называется? (День Святого Валентина.)
- Как его празднуют?
- Кому можно признаться в любви? (Любимому человеку, родным, друзьям.)
- Но не обязательно ждать праздника. Это можно сделать в любой момент. Когда вы в последний раз говорили своим родным, что любите их?
Первичное закрепление
- Давайте вспомним, что обозначает символ "сердце"?
- Почему сердце - символ любви?
- Как называется праздник влюбленных и когда он празднуется?
Анализ образца
- Предлагаю вам сделать рамочку для фотографии. Чью фотографию можно поместить в такую рамочку? (Человека, который вам дорог.)
- Почему вы так решили? (Потому что рамка для фотографии сделана в виде сердечка.)
- К какому виду изделий можно отнести данную работу? (Плоскостная).
- Почему? (Находится в одной плоскости, имеет только длину и ширину, она совсем не набивается, внутрь вставляется картонный каркас.)
- Какие материалы используются для изготовления рамки? (Картон, ткань.)
- Какого цвета ткань используется для изготовления элементов аппликации? (Красная, розовая, бордовая.)
- Какого цвета может быть фон? (На котором будут ярко выделяться элементы аппликации, при этом ткань должна быть однотонная.)
- Какую форму можно выбрать для основы рамки? (Овал, ромб, круг, квадрат, прямоугольник или любая другая форма.)
- В какой технике выполнена рамка? (Аппликация.)
- Какие швы используются для соединения деталей? ("Назад иголку" - при изготовлении основы рамочки, петельный шов - при нашивании сердечка.)
- Мы используем шов "назад иголку" при пошиве основы рамки, какие особенности раскроя данной детали мы будем учитывать? (Детали основы рамки будем вырезать с припуском на шов.)
- Какие инструменты вам понадобятся? (Простые карандаши, линейки, циркули, ножницы, иглы).
- Какие правила ТБ необходимо соблюдать при работе иглами и ножницами? (Иглы и булавки, если мы не шьем, должны находиться только в игольнице. Нитки не перекусываем зубами, используем ножницы. Ножницы во время работы должны лежать на столе справа кольцами к себе. Передаем ножницы за сомкнутые лезвия кольцами вперед.)
Планирование работы
Работа над рамочкой рассчитана на два занятия. Сегодня нам необходимо изготовить основу рамки.
1. Создание эскиза.
2. Создание выкроек.
3. Раскрой деталей.
4. Изготовление основы рамки.
Практическая работа
Осуществляется текущий инструктаж, фронтальный инструктаж проводится при массовых, типичных ошибках. Кроме того, в течение занятия учащиеся пользуются технологическими картами по изготовлению рамочки (приложение 1)
1. Создание эскиза
- На листе бумаге вам необходимо нарисовать эскиз своего будущего изделия. Попробуйте нарисовать несколько вариантов, потом выберите лучший.
2. Создание выкроек
- Сначала начертите выкройку фона. Для этого воспользуйтесь чертежными инструментами: линейкой, угольником или циркулем в зависимости от формы рамочки.
- Далее сделаем выкройки аппликации. Чтобы вырезать деталь сердца воспользуйтесь правилами вырезания симметричных деталей. Если в оформлении изделия у вас запланированы дополнительные детали оформления, сделайте их выкройки.
3. Раскрой деталей
- Обведите 2 детали фона на ткани и вырежьте их с припуском на шов, 1 деталь из картона и вырежьте ее по контуру. Детали оформления обведите на ткани и вырежьте по контуру.
4. Изготовление основы рамки
- Прошейте детали фона швом "назад иголку" по нарисованной линии, оставив отверстие для того, чтобы вывернуть заготовку и вставить внутрь картон.
- В сшитую заготовку вставьте картон и зашейте отверстие потайным швом.
Целевые обходы:
1. Проверка готовности рабочих мест и соблюдения правил ТБ.
2. Проверка правильности выполнения трудовых и технологических приемов.
3. Проверка правильности размеров и осуществления самоконтроля.
4. Предварительный просмотр изделий, их оценка.
IV. Итоговый этап
Оценка работ
Оценивается качество выполненных швов, аккуратность работы, четкость контуров фона.
Итог занятия
- Какую проблему мы сегодня исследовали?
- Что нового вы сегодня узнали?
Домашнее занятие
- На следующем занятии мы с вами изготовим элементы аппликации, нашьем их на основу, декорируем готовую рамку. А потому вам необходимо принести на следующее занятие бисер, ленты, пайетки и фотографию, которую вы хотите разместить в рамке.