Цель: усвоение социально ценностных норм, коммуникативных навыков, обеспечивающих ребенку эффективную социальную адаптацию.
Задачи:
- образовательная - сформировать систему знаний о влиянии социальной среды на развитие и здоровье человека;
- развивающая - развивать умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий;
- воспитательная - формировать чувство ответственности за совершаемую деятельность.
I. Вступительное слово.
Сегодня мы с вами поговорим о такой проблеме как наркомания.
Долгое время наркомания считалась запретной, и мы делали вид, что этой проблемы в нашем обществе не существует. Однако она была раньше, есть и сейчас. Если по - прежнему закрывать на нее глаза, если не вооружится правдивой информацией об этом заболевании и присущих ему особенностях и не занять активную позицию противодействия - проблема может еще более обостриться и принять размеры, представляющие серьезную опасность для современного общества. Вы должны научиться принимать решения, делать выбор. Эти навыки вам нужны уже сейчас, чтобы не попасть в зависимость от наркотиков и чужой воли, чтобы обезопасить себя от неизлечимых болезней.
Ни для кого из вас не секрет, что в нашей стране, в нашем поселке количество наркотически зависимых людей постоянно увеличивается. Очень часто получается так, что чем-либо помочь этим людям невозможно. Как правило, наркоманы, когда начинают употребление препаратов, могут и не подозревать, что станут зависимыми и не смогут бросить наркотики.
- Что вы знаете об употреблении наркотиков в нашем поселке?
- Как вы получили эту информацию?
- Как вы думаете, какие группы людей употребляют наркотики?
- Как вы считаете, почему они это делают?
- Каковы вредные последствия употребления наркотиков?
- Как вы считаете, если бы люди знали, что употребление наркотиков причиняет вред, это остановило бы их от употребления?
- Какие меры нужно предпринять, чтобы предотвратить употребление наркотиков среди учащихся? На эти и многие другие вопросы мы сегодня попытаемся найти ответ.
II. Основная часть
Наркомания - проблема, от которой каждый из нас хочет отгородиться, думая, что это никогда его не коснется. Чтобы противостоять злу, надо много о нем знать, надо быть сильнее его. Что же мы должны сегодня знать о наркомании?
Выступление агитбригады "Здоровые дети - здоровая нация".
Здравствуйте!
Здравствуйте!
Здравствуйте!
Будьте здоровы и счастливы.
Живите, мечтайте, влюбляйтесь
И от души улыбайтесь.
Но мы - поколение "Next",
И в этом особый контекст.
Жизнь - не прямая дорога,
Ям и ухабов в ней много.
Хватит ли сил не упасть,
В липкий дурман не попасть?
Ира отличницей раньше была,
С мамой и папой счастливо жила.
Спортом она занималась,
Жизни своей улыбалась.
Время пришло, и Иринка влюбилась.
Себя оглядела и удивилась:
Как же я старомодна!
И даже одета не модно.
Вон у Маринки - прическа,
Ее не касалась расческа.
А мини-юбка у Ленки?
Моя же скрывает коленки.
А как они ходят и говорят,
Какой у них наглый, уверенный взгляд.
И все они курят красиво.
Не сок они пьют, а лишь пиво.
Крутые же их поклонники,
Их джином угощают с тоником.
А я, как белая ворона,
С бантом из черного капрона.
Ну, кто со мной станет дружить!
Все - баста, не хочу так жить.
Иринка обрезала юбку,
Помадой накрасила губки.
Прическу свою поменяла,
Но ближе к девчонкам не стала.
Ну, что еще сделать такого,
Чтоб это заметил и Вова.
Ведь он не обычный, он очень крутой,
И цепь у него как рука толщиной.
Уверен в себе и очень красив,
Зачем ему нужен Иришкин прикид?
Он курит только "Мальборо"
И ездит на крутом авто.
Много Иришка потратила сил,
Чтоб он на тусовку ее пригласил,
Забросила спорт и учебу
И пиво пила, словно воду.
Курила с девчонками, как паровоз,
Но кашляла, правда, при этом до слез.
Те приняли Иру в компанию свою,
У всех интеллект там равнялся нулю.
Родители в шоке и учителя
Кто в том виноват? Школа или семья?
Иришке плевать, рядом с нею - любовь!
И алкоголем согретая кровь.
В школу ходить ведь совсем перестала,
Лишь дискотеки она посещала.
Время прошло, Ира стала скучать,
Чем бы еще настроение поднять?
Друг не дремал, он был на чеку:
Ловко ее подсадил на иглу.
В новые краски окрасился мир,
Еще симпатичней стал Вова - кумир.
Но постепенно без чуда укола
Ира и встать-то была не готова.
Вова стал жестким: деньги давай,
Или с тусовки быстрее валяй.
Где же взять деньги девчонке
В мятой короткой юбчонке.
Стала из дома вещички таскать
И за наркотики их отдавать.
Мама хватилась, был жуткий скандал,
Господи- Боже, дочь - наркоман!
Приступ сердечный ее подкосил,
Быстро в старуху ее превратил.
Долго в больнице лежала она,
Но не поправилась, и :умерла.
Как лунь поседел безутешный отец,
Неужто так страшен будет конец?
По счастью у Иры остались мозги,
Себе поклялась она: "Больше ни-ни!"
Полгода лечилась в больнице она,
Со страхом встречая в палате отца.
Он не упрекал, только очень просил,
Лечись, собери ты остатки всех сил.
Ирина старалась, но каждую ночь,
С тоскою глядела мамуля на дочь.
Она ни о чем не просила,
|А только глазами молила.
Полгода прошли и, покинув больницу,
Увидела Ира знакомые лица.
Неужто я раньше слепою была?
На них стать похожей как только смогла?
Помятые лица, потухшие взоры
И цель ведь одна: уколы, уколы!
Ведь могут за них что угодно продать,
А я отдала за них милую мать.
Вот так вместе с папой, снова с нуля,
Ирина второй раз жить начала.
Вернулась и к спорту, и к книжкам
И стала встречаться с мальчишкой.
Хоть не был крутым тот Виталик,
Чудесный батаник - очкарик.
Он Ирочке много стихов посвятил,
По выставкам, театрам, музеям водил.
Оттаяли льдинки в глазах у отца,
А Вова другого дождался конца.
Он в той же больнице, что Ира лежит
И страшен диагноз его. Это - СПИД.
Теперь мы, друзья, обращаемся к вам,
Какую дорогу ты выберешь сам?
Веселую жизнь на несколько лет,
Которая прямо ведет на тот свет!
Иль будешь работать, учиться,
Чтоб в детях своих возродиться.
Для счастья всей нашей Отчизны
Здоровый веди образ жизни.
Ролевая игра.
- В компании друзей вам предлагают наркотики: "Мы уже все пробовали, только ты - новичок, и понятия не имеешь, что это такое!"
Ваша задача не только придумать фразу, которой вы выразите свой отказ, но и показать свои действия: решительный жест отказа ("отстранение" вытянутой рукой), изменение мимики и интонации с шутливой на серьезную, увеличение расстояния между собой и предлагающим (отодвинуться, встать, выйти из комнаты). Обязательно нужно следить за тем, чтобы форма отказа не была оскорбительной для предлагающего: отказ должен быть по возможности вежливым.
Решительный отказ не требует объяснения причин ("не хочу" предпочтительнее, чем "не хочу, потому что мне не разрешают родители"). Так как, попытки разъяснить свою позицию могут вызвать все более изощренные уговоры, и шансов настоять на отказе становится меньше. В сложных ситуациях важны навыки оказания товарищеской поддержки. Необходимо научиться правильно помогать друг другу, демонстрировать реальные возможности, вселять уверенность в собственные силы: "Ты можешь это сделать".
Демонстрация презентации.
Мы с вами посмотрели видеопрезентацию. А сейчас проведем тренинг, который поможет нам приобрести навыки безопасного поведения.
Тренинг "Жизненная цель".
А. Актуализация и обобщение знаний о своем будущем.
Продолжите фразы: "Жизненный выбор моих сверстников зависит от:", "Мое будущее представляется мне: потому что:"
Вывод: существует многообразие жизненных выборов и степени вашей ответственности за свое будущее.
Б. Формирование навыков конструктивного поведения в ситуации сложного выбора.
Сейчас я предлагаю заполнить вам гистограмму "Моя жизнь". Выберите из событий своей жизни 6 наиболее значимых, 3 из которых - радостные, а 3 грустные, и изобразите их в виде кругов. В каждом круге выделите сектор по количеству процентов вероятности (насколько вы сами сможете повлиять на исход каждого события).
Вывод: во многом жизненные события зависят от самого человека. Многие жизненные ситуации связаны с необходимостью делать выбор (это не всегда легко).
Предлагаю продолжить следующую фразу" Когда мне приходится делать выбор, мне трудно, потому что:"
(Наиболее часто повторяющиеся ответы записать на доске).
У каждого человека есть собственные ресурсы, которые он использует в сложных ситуациях, в том числе и в ситуации выбора. Давайте запишем свои положительные качества, помогающие нам в ситуации сложного жизненного выбора.
В. Отработка стратегии поведения в ситуации сложного жизненного выбора.
Планируя жизненную перспективу, взрослые люди опираются на имеющиеся у них ресурсы. Посмотрите на перечень, записанных на доске качеств, приведите примеры.
- Я надеюсь, что каждый из вас выполняя данное задание, задумался над тем, каким он станет в будущем? Возможно, кто-то из вас пересмотрит свои взгляды и изменит свое поведение. Я думаю, каждый из вас хотел бы, и, наверное, надеется в будущем увидеть себя успешным человеком и приложит для этого максимум усилий.
III. Заключительная часть
- Как предупредить наркоманию? Конечно "легче предупредить, чем лечить". Эта широко известная фраза достаточно точно отражает положение вещей. Для каждого человека вопрос о жизни без наркотиков решается по-разному, в зависимости от его характера, интересов, здоровья, жизненных ситуаций. В отношении наркотиков это решение только одно - полное отрицание, в противном случае человек встает на гибельный путь.
Мы должны быть уверены: активные правильные совместные действия людей остановят распространение наркомании и спасут не одну сотню тысяч людей.
Пусть вам, ребята, не грозит
Ни наркомания, ни СПИД.
Ни алкоголь, ни никотин.
Достоин каждый гражданин
Вести здоровый образ жизни.
Чтоб пользу принести Отчизне.
Если ЧП перестанут случаться,
Будет здоровой вся наша нация.
В чем цель работы? Вот вам ответ:
Вредным привычкам скажем мы - Нет!
Все будущее нашей любимой России
Зависит от нас: кем мы будем, какими.
Здоровые, умные, сильные дети
Залог процветанья на нашей планете.
Если желаешь счастья Отчизне,
Веди здоровый образ жизни!
Используемая литература.
- Ерышев О.Ф. Жизнь без наркотиков. - М.:Астрель: АСТ, 2005
- Зигуненко С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. - М.: АСТ: Астрель, 2005 год.
- Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Митькин А.С., Константинова Т.П., Тихомирова А.В., Огурцов П.П. Здоровье. Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе.М.:, "Образование и здоровье", 2005 год.
- Мороз О.П. Группа риска. Просвещение.Москва.1990 год.
- Ураков И.Г. Наркомания: мифы и действительность. Москва Медицина 1990 год.
- Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника. АСТ. Москва.1997 год.
- Сайты сети Интернет.