Цвет сам по себе что-то обозначает -
от этого нельзя отказываться. Это надо
использовать.
Винсент Ван Гог
Вспомните, многие из нас в детстве развлекались, прикладывая к глазам цветные стеклышки: синее - мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое - все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие? Нет!
Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.
Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того как они взрослеют. Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом.
Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.
В поведении детей - логопатов преобладают эмоциональная неустойчивость, тревожность, протесты, отказы. Кроме того, наблюдения логопедов-практиков говорят о том, что дети, страдающие тяжелыми нарушениями речи, испытывают трудности в определении цвета предметов, не дифференцируют цветовую гамму окружающей действительности.
Все это натолкнуло меня на то, что с такими детьми, необходимо проводить специальную работу по развитию цветового восприятия и цветоразличения.
Изучив специальную литературу, поставила перед собой цель - способствовать развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения для расширения границ общения с миром, творческого воображения и способности фантазировать.
Поставленная мною цель обусловила выбор задач:
- Развивать у детей наблюдательность, внимание и зрительную память.
- Расширять представления о разных цветах, развивать умения их различать, способность тонко чувствовать цвет.
- Способствовать развитию творческих проявлений детей.
- Совершенствовать коммуникативные качества, развивать умение гармонично взаимодействовать с партнерами и предметами.
Восприятие цвета предмета отличается тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок (как, например восприятие формы и величины). Цвет нужно обязательно увидеть, т.е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной, перцептивной ориентировкой. Поэтому систему работы по развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения разделила на три этапа. На каждом этапе мы предлагали детям развивающие игры с определенным содержанием.
I этап - учить детей различению цветов
На этом этапе детям предлагаются игры и задания, основанные на зрительном различении предметов по цвету при непосредственном их сближении. Вначале при определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость, при этом, еще не владея восприятием цвета.
Первые игры и упражнения мы проводили с предметами, резко различными по цвету, что давало детям возможность осуществить выбор по образцу. Мы побуждали детей к самостоятельности при выполнении задания, постоянно меняли предметы по цвету, чтобы дети ориентировались не на их форму, а на цвет.
На этом этапе работы мы использовали следующие игры: "Цветные кубики", "Найди цветок для бабочки", "Привяжи ленточки к шарикам", "Спрячь кошечку", "Закрой в домике окошки", "Разноцветные ленточки". Эти игры помогли детям выделить цвет как отличительный признак и совершенствовали зрительное восприятие: у детей постепенно формировался устойчивый образ цветового тона.
Ребенок, правильно выполнивший задание, получал удовлетворение от одобрения воспитателя и сверстников, приобретал уверенность в своих возможностях.
Вот какая красота,
Правильно нашли цвета!
Если кто-то из детей ошибался, мы шутливо говорили ему: "Иди, иди, иди и снова поищи!".
II этап - формировать умение зрительно соотносить цвета
Зрительное соотнесение цветов происходит не только тогда, когда предметы находятся рядом, но и на расстоянии. В основе такого соотнесения лежит не просто различение, а восприятие цвета. Действуя с цветом, дети начинают запоминать и сами цвета, и их названия. Однако бессмысленно говорить им название цвета, если они не выделяют его зрительно, не отличают от другого.
Игры и упражнения на этом этапе подбирали так, чтобы дети сначала вычленяли цвет как значимый признак и выполняли задание: "Найди такого же цвета". Только после этого мы называли цвет. Сначала давали названия основных цветов: желтого, красного, зеленого, синего, а также белого и черного, а затем дополнительных цветов и оттенков.
На этом этапе работы мы играли с детьми в следующие игры: "Бегите ко мне", "Найди свою пару", "Оденем кукол", "Лото" (узнавание цвета), "Ищи свой дом".
С помощью этих игр мы учили детей различать цветовые тона путем сравнения образца с другим предметом, причем различение цветовых тонов производилось только глазами, на расстоянии. Часть игр носила подвижный характер, т.е. решение умственной задачи сочеталось с движением, которое приносило детям радость и служило естественной эмоциональной разрядкой.
III этап - способствовать запоминанию, связанному с представлением о цвете
Игры данного этапа основаны на том, что было усвоено детьми при проведении дидактических игр с использованием цвета на предыдущих этапах. Постепенно у детей формировались представления о цвете, которые закреплялись в слове-названии. Предлагаемые мною игры, помогли научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Кроме того, правильное называние цвета являлось условием игрового общения со сверстниками и взрослыми.
На этом этапе работы мы предлагали детям следующие игры: "Узнай и назови", "Что бывает такого цвета", "Цветные часы", "Разноцветные краски", "Подбери картинку", "Я рисую", а также игры, предложенные в книге Г.С. Швайко "Игры и игровые упражнения для развития речи".
Различение цветовых тонов в первую очередь должно быть значимо для самих детей. Поэтому знакомство с цветом мы связывали с активными их действиями и с привлекательными для них предметами. В одних случаях цвет выполнял роль сигнала, побуждающего к определенным игровым действиям, в других различение цветов было условием получения привлекательного предмета. Мы учитывали и тот факт, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом конкретного предмета: зеленый - трава, елочка; желтый - солнышко, цыпленок; синий - море и т.д. Поэтому, при работе по развитию цветового восприятия главное - использование предметов естественных цветов.
Нам было важно научить детей пользоваться представлениями о цвете в повседневной жизни, научить оперировать ими не только в реальных действиях, но и мысленно. Благодаря сформированным представлениям о цвете, дети могли не только применять его в своей деятельности (изобразительной, игровой, трудовой), но и использовать цвет как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора).
Расширяя представления дошкольников о цвете, мы использовали опыт логопедов-практиков: Н.В.Нищевой, предложенный в книге "Разноцветные сказки" и Н.М. Погосовой, описанный в книге "Цветовой игротренинг".
Закрепляя знания детей о разных цветах, мы опробовали систему занятий по цвету. На каждом занятии сказочная фея приглашала детей в путешествие, например: в "желтую страну". "В этой стране все желтое-прежелтое. Здесь живут желтые люди, растут желтые растения, летают желтые птицы и светит желтое солнце". Так, дети становились жителями "желтой страны" и знакомились с желтой сказкой. Стихи любимых детских авторов помогли им познакомиться с разнообразием предметов желтого цвета.
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.
В конце занятия фея устраивает "Бал осенних листьев": "Возьмите листики, которые вы выбрали в начале занятия. Они отправятся на бал, а вы посмотрите, как они будут танцевать". Использование этого приема позволило раскрыться самым застенчивым и нерешительным: ведь для детей - это был танец листьев, а мы радовались тому, как наши дети выполняли движения под музыку, учились чувствовать ритм и темп заданной мелодии.
Для проведения занятий по цвету не нужно какой-то особенной организации. Желательно:
- создать непринужденную обстановку (дети располагаются на коврике по кругу или за большим столом так, чтобы каждому были видны пособия, которые демонстрируются по ходу разворачивания сюжета);
- использовать фоновую музыку в ходе деятельности детей;
- сформировать доверительные отношения между педагогом и детьми.
Наша увлеченность цветом расширялась постепенно. Так в группе появились разноцветные баночки, в которые мы собрали предметы разного цвета. Дети с увлечением брали в руки бусы, пуговицы, крышки, нитки, мелкие игрушки, камни, картинки, кусочки тканей; выполняли с ними разнообразные действия, разыгрывали различные ситуации: "Давай познакомимся", - говорит синяя пуговица синему колпачку от фломастера. Все действия проговаривались детьми. И вот результат: самые бросовые, казалось бы, материалы полюбились детьми больше, чем самая красивая игрушка и оказали нам неоценимую услугу при составлении цветных сказок. Воображение ребенка превращало кусочек ткани в полянку или постель, кубик - в горку или домик, палочку - в мостик или дорожку... Следует добавить, что такие упражнения как превращение в предмет или одушевление предмета имели большое значение для развития творческих способностей наших детей
На занятиях и в свободное время мы давали детям возможность самим сочинять сказки, а это помогло разбудить воображение, развить мыслительные способности детей. Воспроизводя жизненные ситуации в цветной сказке, сталкивая своих героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, дети приобретали веру в себя и чувство защищенности.
(Настя Д., 5 лет)
Один веселый паучок бежал по дорожке и увидел желтые краски. Взял паучок эти краски, взвалил их на спину и понес домой, чтобы покрасить в желтый цвет паутину. Там были и другие краски, но он захотел именно желтые, потому что у него было веселое, радостное настроение.
Хотелось бы сказать несколько слов об использовании на занятиях такого момента, как "самовыражение в цвете". Это своеобразные задания по изодеятельности с одним небольшим, но существенным отступлением от правил: мы ничему не обучали, а разрешали детям творить и выражать себя всеми возможными способами. Например,
Тема: "Желтый цвет. Автопортрет" - аппликация с элементами рисования (желтый листок).
Материалы: вырезанные из желтой бумаги листочки разной формы, напоминающие листья деревьев и разноцветные карандаши.
Задание: дети выбирают листок любой формы и наклеивают на бумагу. Листок может быть головой, туловищем, платьем или чем-либо другим. Цветными карандашами дети дорисовывают все необходимое, чтобы получился автопортрет. (Если ребенок отказывается изображать себя, то он может изобразить с помощью листочка, что ему хочется и кого хочется).
Очень часто эти задания мы давали на дом и тогда дети выполняли его вместе с родителями, старшими братьями, сестрами.
Таким образом, использование развивающих игр на занятиях и в свободной деятельности привело к формированию у детей устойчивого зрительного образа цветового тона, что позволило им правильно различать и называть цвета предметов в самых разных условиях. "Разноцветные сказки", в свою очередь подарили детям яркие образы, доставили им радость, помогли воспитанию художественного вкуса, формированию эстетических чувств: умения видеть прекрасное и ценить красоту. Сочинение сказок детьми способствовало активизации их творческих способностей и фантазии, развитию коммуникативных навыков; помогло расширению представлений детей об эмоциях, воспитанию добрых чувств.
Литература.
- Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия // Дошкольное воспитание.-2002.-№12.
- Желуницына М. Развиваем восприятие цвета // Дошкольное воспитание.-2001.-№2.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М.: "БУК-МАСТЕР", 1983.
- Леханова О. Цветообозначение в работе по развитию семантической стороны речи и обогащению эмоционального словаря детей с ОНР // Дошкольное воспитание. - 2008.-№1.
- Нищева Н.В. Разноцветные сказки: Цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста. - Издательство "Детство-Пресс", 1999.
- Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. - СПб.: Речь, 2007.
- Постоева Л.Д., Лукина Г.А. Разноцветный мир // Ребенок в детском саду. - 2008.-№3.