Цели:
- формировать навыки сознательного, правильного, плавного, выразительного, беглого чтения;
- учить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные; наблюдать за оглушением согласных в корне; учить подбирать слова для проверки безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне; способствовать развитию фонетического слуха, внимания, мышления, памяти.
- воспитывать любовь к природе, бережного отношения к животным.
Оборудование:
- DVD диск. Азбука для малышей "Советы тетушки Совы"
- Фонограмма (голоса животных)
- индивидуальные карточки
- фотографии животных
- лента букв
- фотографии животных в зоопарке
- стенд "Мы знакомимся с экзотическими животными"
- планшеты
- книги о животных
Ход урока
1. Организационный момент. (Готовность учащихся к уроку)
- Проверь дружок?
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадки
Все ли правильно сидят
Все ль внимательно глядят
Начинаем мы сейчас
Читать, писать, смекать.
2. Актуализация знаний. (На доске - фотографии животных, лента букв)
- Существует ли такое место, где одновременно можно увидеть диких животных, живущих в разных странах, подойти к ним и рассмотреть.
- Как это место называют?
- Кто из вас бывал в зоопарке?
- А хотите побывать еще раз?
- Приглашаю вас на воображаемую экскурсию в зоопарк. Приятной прогулки!
- Осмотритесь вокруг, что вы видите.
- Отгадайте, кто в какой клетке живет, но не советую перелезать через забор, это очень опасно.
3. Постановка темы и цели урока.
- Я вам прочитаю стихотворение, а вы отгадайте кто это?
- Шелестя, шурша травой, проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.
- Выделите первый звук в слове змея.
- Какой это звук гласный или согласный?
- Как вы определили?
- Мы произносили этот звук с голосом, значит он звонкий.
- А какой звук [з], твердый или мягкий?
- Перед вами на карточке есть схема этого слова. Каким цветом будем разукрашивать первый звук этого слова? (Рисунок №1)
- Сколько слогов в слове?
- Какой слог ударный?
- Молодцы!
- А теперь послушайте еще одну загадку.
- Вот нарядились коняшки в полосатые тельняшки.
- Это зебра!
- Выделите первый звук в слове зебра.
- Какой это звук гласный или согласный?
- Мы произносили с голосом. Какой звук звонкий или глухой?
- Этот звук твердый или мягкий?
- Посмотрите в карточке, на вторую схему, каким цветом будем разукрашивать первый звук?
Вывод: Звуки [з] и [з'] обозначают букву -зе-. На что похожа эта буква?
- Это новая для вас буква.
4. Работа над новым материалом.
Посмотрим, что приготовила для вас тетушка Сова. (Просмотр DVD диска)
- Какие слова запоминали на букву -з- .
- Подберите свои слова.
Вывод: Молодцы! Во всех этих словах мы встретили новую букву -з-.
- Это очередная буква, с которыми мы знакомимся.
- Посмотрите на ленту букв, вот она появилась, а почему на синем поле?
- В паре с какой буквой? С буквой -эс-.
-з - парная согласная.
5. Физминутка.
6. Беседа.
- Ребята! Любой зоопарк интересен своей коллекцией животных, в каждом есть что-то особенное. Например, лев, медведь. Но цель любого зоопарка - не только собирать редких животных, но и спасать их. Люди отстреливают, охотятся на них, и животные становятся редкими и вовсе исчезающими. В зоопарке о них заботятся специалисты: зоологи, ветеринары, врачи. Люди должны беречь и сохранять, а не уничтожать диких животных.
- Продолжим работу над новой буквой.
7. Определение буквы -з- в слове.
- Сейчас мы с вами определим в какой части слова находится буква -з-.
Приготовьте планшеты. Коза, зебра, фазан, козлик, зубр, зоопарк, змея, заяц, зверинец, динозавр;
Вывод: Какие звуки обозначает буква -з-. [з; з'].
Какие они: Согласный; звонкие: звук [з] - твердый; звук [з'] - мягкий.
8. Работа с книгой.
- Что увидели на картинке.
- Каких животных вы знаете?
- Ученики 1 группы будут читать отрывок Валентина Берестова "Парад але". Приступайте.
- Ученики 2 группы работают со мной: приготовились читать вместе. Рассказ "Дети в зоопарке"
9. Ответы на вопросы.
- Какое животное заинтересовало детей?
- Как змеи зимовали?
- Что происходило с наступлением тепла?
10. Физминутка.
11. Правила поведения в зоопарке.
- Ребята, а как людям надо вести себя в зоопарке?
- нельзя кормить зверей.
- не шуметь,
- не перелезать через барьеры.
Любите животных!
12. Вывод.
- С какой буквой сегодня познакомились? -з-
Обозначает звуки [з; з']
Они - согласные; звонкие, парные, -з- - твердый.; -з'- - мягкий.
- Сейчас мы научимся писать букву -з- строчную.
13. Письмо в индивидуальных карточках.
- Начинаю писать букву, как цифру 2, с "головки" закругляю и веду влево и не доводя до строчки, перехожу к написанию петли. Петля пересекается на строчке. Обведем в воздухе.
- А теперь обводим букву з на кальке, сначала элементы, потом букву.
- Обводим слоги, слова, предложение.
14. Итог урока.
- Хотите узнать, какой зоопарк считают крупнейшим и старейшим в нашей стране
- Это Московский зоопарк, ему 142 года. В нем около 800 видов различных животных.
А теперь возвращаемся обратно в класс.
Вам понравилась экскурсия?
- Подведем итоги.
- С какой буквой познакомились? -З-
-З- обозначает звуки [з; з'] - эти звуки согласные; звонкие, парные, -з- - твердый.; -з'- - мягкий.
Перед вами 2 элемента буквы -з-. Сконструируйте букву -з-, приклейте в верхний правый угол и разукрасьте.
- Молодцы.