Урок обучения грамоте "Буква З, з"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать навыки сознательного, правильного, плавного, выразительного, беглого чтения;
  • учить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные; наблюдать за оглушением согласных в корне; учить подбирать слова для проверки безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне; способствовать развитию фонетического слуха, внимания, мышления, памяти.
  • воспитывать любовь к природе, бережного отношения к животным.

Оборудование:

  • DVD диск. Азбука для малышей "Советы тетушки Совы"
  • Фонограмма (голоса животных)
  • индивидуальные карточки
  • фотографии животных
  • лента букв
  • фотографии животных в зоопарке
  • стенд "Мы знакомимся с экзотическими животными"
  • планшеты
  • книги о животных

Ход урока

1. Организационный момент. (Готовность учащихся к уроку)

- Проверь дружок?
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадки
Все ли правильно сидят
Все ль внимательно глядят
Начинаем мы сейчас
Читать, писать, смекать.

2. Актуализация знаний. (На доске - фотографии животных, лента букв)

- Существует ли такое место, где одновременно можно увидеть диких животных, живущих в разных странах, подойти к ним и рассмотреть.

- Как это место называют?

- Кто из вас бывал в зоопарке?

- А хотите побывать еще раз?

- Приглашаю вас на воображаемую экскурсию в зоопарк. Приятной прогулки!

- Осмотритесь вокруг, что вы видите.

- Отгадайте, кто в какой клетке живет, но не советую перелезать через забор, это очень опасно.

3. Постановка темы и цели урока.

- Я вам прочитаю стихотворение, а вы отгадайте кто это?

- Шелестя, шурша травой, проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.

- Выделите первый звук в слове змея.

- Какой это звук гласный или согласный?

- Как вы определили?

- Мы произносили этот звук с голосом, значит он звонкий.

- А какой звук [з], твердый или мягкий?

- Перед вами на карточке есть схема этого слова. Каким цветом будем разукрашивать первый звук этого слова? (Рисунок №1)

- Сколько слогов в слове?

- Какой слог ударный?

- Молодцы!

- А теперь послушайте еще одну загадку.

- Вот нарядились коняшки в полосатые тельняшки.

- Это зебра!

- Выделите первый звук в слове зебра.

- Какой это звук гласный или согласный?

- Мы произносили с голосом. Какой звук звонкий или глухой?

- Этот звук твердый или мягкий?

- Посмотрите в карточке, на вторую схему, каким цветом будем разукрашивать первый звук?

Вывод: Звуки [з] и [з'] обозначают букву -зе-. На что похожа эта буква?

- Это новая для вас буква.

4. Работа над новым материалом.

Посмотрим, что приготовила для вас тетушка Сова. (Просмотр DVD диска)

- Какие слова запоминали на букву -з- .

- Подберите свои слова.

Вывод: Молодцы! Во всех этих словах мы встретили новую букву -з-.

- Это очередная буква, с которыми мы знакомимся.

- Посмотрите на ленту букв, вот она появилась, а почему на синем поле?

- В паре с какой буквой? С буквой -эс-.

-з - парная согласная.

5. Физминутка.

6. Беседа.

- Ребята! Любой зоопарк интересен своей коллекцией животных, в каждом есть что-то особенное. Например, лев, медведь. Но цель любого зоопарка - не только собирать редких животных, но и спасать их. Люди отстреливают, охотятся на них, и животные становятся редкими и вовсе исчезающими. В зоопарке о них заботятся специалисты: зоологи, ветеринары, врачи. Люди должны беречь и сохранять, а не уничтожать диких животных.

- Продолжим работу над новой буквой.

7. Определение буквы -з- в слове.

- Сейчас мы с вами определим в какой части слова находится буква -з-.

Приготовьте планшеты. Коза, зебра, фазан, козлик, зубр, зоопарк, змея, заяц, зверинец, динозавр;

Вывод: Какие звуки обозначает буква -з-. [з; з'].

Какие они: Согласный; звонкие: звук [з] - твердый; звук [з'] - мягкий.

8. Работа с книгой.

- Что увидели на картинке.

- Каких животных вы знаете?

- Ученики 1 группы будут читать отрывок Валентина Берестова "Парад але". Приступайте.

- Ученики 2 группы работают со мной: приготовились читать вместе. Рассказ "Дети в зоопарке"

9. Ответы на вопросы.

- Какое животное заинтересовало детей?

- Как змеи зимовали?

- Что происходило с наступлением тепла?

10. Физминутка.

11. Правила поведения в зоопарке.

- Ребята, а как людям надо вести себя в зоопарке?

- нельзя кормить зверей.

- не шуметь,

- не перелезать через барьеры.

Любите животных!

12. Вывод.

- С какой буквой сегодня познакомились? -з-

Обозначает звуки [з; з']

Они - согласные; звонкие, парные, -з- - твердый.; -з'- - мягкий.

- Сейчас мы научимся писать букву -з- строчную.

13. Письмо в индивидуальных карточках.

- Начинаю писать букву, как цифру 2, с "головки" закругляю и веду влево и не доводя до строчки, перехожу к написанию петли. Петля пересекается на строчке. Обведем в воздухе.

- А теперь обводим букву з на кальке, сначала элементы, потом букву.

- Обводим слоги, слова, предложение.

14. Итог урока.

- Хотите узнать, какой зоопарк считают крупнейшим и старейшим в нашей стране

- Это Московский зоопарк, ему 142 года. В нем около 800 видов различных животных.

А теперь возвращаемся обратно в класс.

Вам понравилась экскурсия?

- Подведем итоги.

- С какой буквой познакомились? -З-

-З- обозначает звуки [з; з'] - эти звуки согласные; звонкие, парные, -з- - твердый.; -з'- - мягкий.

Перед вами 2 элемента буквы -з-. Сконструируйте букву -з-, приклейте в верхний правый угол и разукрасьте.

- Молодцы.

Приложение 1.