ТИП УРОКА: «открытие» нового знания
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Мультимедийный комплект (ноутбук, проектор).
- Интерактивная доска.
- Презентация к уроку (см. прил. 1).
ЦЕЛИ:
- Сформировать представление о числе 6, его составе, умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 6.
- Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.
- Определить уровень обучаемости детей используя диагностику.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ: данный урок разработан и проведен в 1А классе по программе математики для начальной школы 1-4 «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон образовательной системы «Школа 2000…» (см. приложение № 2)
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности
(организационный момент, слайд 1).
На этом этапе у учащихся должен возникнуть положительный эмоциональный настрой.
Дорогие мои ученики, начинаем урок математики. У нас в гостях, наш старый знакомый почтальон Печкин, который принёс письмо, а здесь послание:
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Вы будете сейчас опять
решать, отгадывать, смекать.
Пожелаю вам удачи,
за работу в добрый час.Мудрая Сова
А ещё здесь задания от Мудрой Совы, которые мы обязательно выполним. Девизом нашего урока будут слова: «С малой удачи начинается большой успех» (слайд 2).
II. Актуализация знаний.
На данном этапе организуется повторение изученного материала, не обходимого для «открытия» нового знания.
Учитель читает задания, ученики записывают только ответы в рабочих тетрадях.
Задание 1 от Мудрой Совы.
1. Математический диктант:
- запишите число, которое состоит на первом месте в натуральном ряду чисел;
- число предыдущее для числа 3;
- число, которое стоит между 2 и 4;
- число следующее за числом 3;
- первая часть 2, вторая – 3, запиши целое;
- 6+1;
- 9-1;
- самое большое однозначное число;
- следующее за числом 5;
- наименьшее, двузначное число.
2. Проверка (слайд 3а). Ученики сравнивают свой числовой ряд с числовым рядом на экране. Выясняется что все справились без ошибок и это позволяет задать вопрос: Внимательно посмотрите, какое число «заблудилось»? (6) Почему? Докажите? (число 6 должно стоять между числами 5 и 7)
3. Что можете рассказать о числе 6? (слайд 3б):
- обозначается цифрой 6;
- однозначное;
- между 5 и 7;
- если 5+1=6 и 7-1=6;
- 6>5, 6<7;
- соседи 5 и 7.
III. Постановка учебной задачи
На этом этапе выясняется, какими знаниями мы еще не владеем для успешного решения примеров и задач.
Тема урока: «Состав числа 6»
Что ещё о числе 6 мы не сказали (состав)?
Это мы узнаем, выполнив следующее задание. (Слайд 5)
Задание 2 от Мудрой Совы (на доске): дети в течение 15 секунд запоминают геометрические фигуры, воспроизводят их по памяти в тетради и разбивают на части по разным признакам.
- запомнить,
- нарисовать,
- разбить на части.
IV. Открытие нового знания
В результате выполнения предыдущего задания дети делают вывод, что число 6 состоит из частей, которые надо запомнить. Это надо запомнить (слайд 6)!
На основе сделанного вывода о составе числа 6, дети записывают равенство в рабочих тетрадях.
1+5=6 | 2+4=6 | 3+3=6 |
5+1=6 | 4+2=6 | 6-3=3 |
6-1=5 | 6-2=4 | |
6-5=1 | 6-4=2 |
V. Первичное закрепление
Задание 3 от Мудрой Совы. Тетрадь Петерсон стр. 53, № 4
см. приложение 3
Выполняя данное задание дети применяют полученные знания о составе числа 6.
физкультминутка
VI. Самостоятельная работа.
Диагностика на определение уровня обучаемости проведена по методике доктора наук, профессора П.И. Третьякова (слайд 10, 11 ) и результаты диагностики (см. приложение 4 ).
Задание 4 от Мудрой Совы.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторений.
На этом этапе ученики решают задачи на сложение и вычитание с использованием полученных знаний о составе числа 6.
Задание 5 от Мудрой Совы (слайд 12).
ЗАДАЧИ
- 2 кубика у Маши, 4 – у Наташи. Вы кубики все эти скорее сосчитайте, дети! 2+4=6 кубиков.
- На кусте перед забором 6 ярко-красных помидоров. Потом 4 оторвались, а сколько на кусте осталось? 6-4=2 помидора.
- В коробке было 3 красных и 3 зелёных шариков. Мальчик взял 4 шарика . Сколько осталось? 3+3-4=2 шарика. Сколько шариков разного цвета мог взять мальчик? (2 красных и 2 зелёных, 3 красных и 1 зелёный, 1 красны и 3 зелёных).
- Дополнительно. Записать числа, состоящие только из цифры 6, которые сможете прочитать.
VIII. Итог
Задание 6 от Мудрой Совы (на листочках):
Ученики решают примеры, записывают ответы в порядке возрастания и расшифровывают слово (слайд 14)
6 – 1 = 5 Д | 6 – 3 = 3 Л |
6 – 5 = 1 М | 3 + 3 = 6 Ц |
6 + 1 = 7 Ы | 6 – 4 = 2 О |
6 – 1 = 4 О |
IX. Рефлексия
В конце урока дети рисуют флажки и раскрашивают их:
Красным – если все получилось отлично
Желтым – все получилось хорошо
Зеленым – только часть заданий выполнено так, как хотелось
Синим – не получилось так, как хотелось.
Из 24 учеников, присутствующих на уроке, красным цветом флажок раскрасили 15 человек, желтым – 7 человек и 2 человека зеленым.