Урок математики в 1-м классе "Число 6. Состав числа 6"

Разделы: Начальная школа


ТИП УРОКА: «открытие» нового знания

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Мультимедийный комплект (ноутбук, проектор).
  2. Интерактивная доска.
  3. Презентация к уроку (см. прил. 1).

ЦЕЛИ:

  1. Сформировать представление о числе 6, его составе, умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 6.
  2. Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.
  3. Определить уровень обучаемости детей используя диагностику.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ: данный урок разработан и проведен в 1А классе по программе математики для начальной школы 1-4 «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон образовательной системы «Школа 2000…» (см. приложение № 2)

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности

(организационный момент, слайд 1).

На этом этапе у учащихся должен возникнуть положительный эмоциональный настрой.

Дорогие мои ученики, начинаем урок математики. У нас в гостях, наш старый знакомый почтальон Печкин, который принёс письмо, а здесь послание:

Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Вы будете сейчас опять
решать, отгадывать, смекать.
Пожелаю вам удачи,
за работу в добрый час.

Мудрая Сова

А ещё здесь задания от Мудрой Совы, которые мы обязательно выполним. Девизом нашего урока будут слова: «С малой удачи начинается большой успех» (слайд 2).

II. Актуализация знаний.

На данном этапе организуется повторение изученного материала, не обходимого для «открытия» нового знания.

Учитель читает задания, ученики записывают только ответы в рабочих тетрадях.

Задание 1 от Мудрой Совы.

1. Математический диктант:

  1. запишите число, которое состоит на первом месте в натуральном ряду чисел;
  2. число предыдущее для числа 3;
  3. число, которое стоит между 2 и 4;
  4. число следующее за числом 3;
  5. первая часть 2, вторая – 3, запиши целое;
  6. 6+1;
  7. 9-1;
  8. самое большое однозначное число;
  9. следующее за числом 5;
  10. наименьшее, двузначное число.

2. Проверка (слайд 3а). Ученики сравнивают свой числовой ряд с числовым рядом на экране. Выясняется что все справились без ошибок и это позволяет задать вопрос: Внимательно посмотрите, какое число «заблудилось»? (6) Почему? Докажите? (число 6 должно стоять между числами 5 и 7)

3. Что можете рассказать о числе 6? (слайд 3б):

  • обозначается цифрой 6;
  • однозначное;
  • между 5 и 7;
  • если 5+1=6 и 7-1=6;
  • 6>5, 6<7;
  • соседи 5 и 7.

III. Постановка учебной задачи

На этом этапе выясняется, какими знаниями мы еще не владеем для успешного решения примеров и задач.

Тема урока: «Состав числа 6»

Что ещё о числе 6 мы не сказали (состав)?

Это мы узнаем, выполнив следующее задание. (Слайд 5)

Задание 2 от Мудрой Совы (на доске): дети в течение 15 секунд запоминают геометрические фигуры, воспроизводят их по памяти в тетради и разбивают на части по разным признакам.

  • запомнить,
  • нарисовать,
  • разбить на части.

IV. Открытие нового знания

В результате выполнения предыдущего задания дети делают вывод, что число 6 состоит из частей, которые надо запомнить. Это надо запомнить (слайд 6)!

На основе сделанного вывода о составе числа 6, дети записывают равенство в рабочих тетрадях. 

1+5=6 2+4=6 3+3=6
5+1=6 4+2=6 6-3=3
6-1=5 6-2=4  
6-5=1 6-4=2  

V. Первичное закрепление

Задание 3 от Мудрой Совы. Тетрадь Петерсон стр. 53, № 4

см. приложение 3

Выполняя данное задание дети применяют полученные знания о составе числа 6.

физкультминутка

VI. Самостоятельная работа.

Диагностика на определение уровня обучаемости проведена по методике доктора наук, профессора П.И. Третьякова (слайд 10, 11 ) и результаты диагностики (см. приложение 4 ).

Задание 4 от Мудрой Совы.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторений.

На этом этапе ученики решают задачи на сложение и вычитание с использованием полученных знаний о составе числа 6.

Задание 5 от Мудрой Совы (слайд 12).

ЗАДАЧИ

  1. 2 кубика у Маши, 4 – у Наташи. Вы кубики все эти скорее сосчитайте, дети! 2+4=6 кубиков.
  2. На кусте перед забором 6 ярко-красных помидоров. Потом 4 оторвались, а сколько на кусте осталось? 6-4=2 помидора.
  3. В коробке было 3 красных и 3 зелёных шариков. Мальчик взял 4 шарика . Сколько осталось? 3+3-4=2 шарика. Сколько шариков разного цвета мог взять мальчик? (2 красных и 2 зелёных, 3 красных и 1 зелёный, 1 красны и 3 зелёных).
  4. Дополнительно. Записать числа, состоящие только из цифры 6, которые сможете прочитать.

VIII. Итог

Задание 6 от Мудрой Совы (на листочках):

Ученики решают примеры, записывают ответы в порядке возрастания и расшифровывают слово (слайд 14)

6 – 1 = 5 Д 6 – 3 = 3 Л
6 – 5 = 1 М 3 + 3 = 6 Ц
6 + 1 = 7 Ы 6 – 4 = 2 О
6 – 1 = 4 О  

IX. Рефлексия

В конце урока дети рисуют флажки и раскрашивают их: 

Красным – если все получилось отлично

Желтым – все получилось хорошо

Зеленым – только часть заданий выполнено так, как хотелось

Синим – не получилось так, как хотелось.

Из 24 учеников, присутствующих на уроке, красным цветом флажок раскрасили 15 человек, желтым – 7 человек и 2 человека зеленым.