Нетрадиционная форма проведения урока по окружающему миру с элементами интеграции по русскому языку, литературному чтению и ИЗО "Красота человека"

Разделы: Начальная школа


Цель: последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира.

Задачи:

  • учить видеть красоту в окружающем нас мире, в простых предметах; обогащать словарный запас;
  • развивать воображение, речь, умение выделять главные и отличительные признаки предметов и явлений, навыки самоанализа, логического мышления, коммуникативные качества;
  • воспитывать культуру поведения, сознательное отношение к своему здоровью и поступкам .

Оборудование:

  • мультимедийная презентация в формате Power Point;
  • фрагмент DVD мультфильма «Ох и Ах»;
  • запись музыкального произведения «Голоса природы» в формате MP3.

Раздаточный материал:

  • маленькие зеркала;
  • карточка №1 со словами для парной работы;
  • карточка №2 с зашифрованной пословицей;
  • конверты №1 для групповой работы;
  • конверты №2 для индивидуальной работы;
  • учебник «Окружающий мир» 2 класс УМК «Гармония» О.Т. Поглазова;
  • смайлики (весёлый, улыбающийся, грустный);
  • карточка-справка (словарь С.И. Ожегова).

Ход урока

I. Организационный момент.

В нашей школе живет
Любознательный народ.
Приходите в гости к нам,
Свой талант покажем Вам (слайд 2)

– Ребята, вы готовы показать, что в нашей школе живёт любознательный народ?

Фея просит вас закрыть глаза и представить картину к услышанным звукам.

Звучит запись музыкального произведения со звуками природы.

II. Вызов (включение в тему урока).

1) – Какие звуки вы услышали? (пение птиц, шум воды, волшебную и завораживающую мелодию)

– Какие картины вы мысленно представили, услышав эту великолепную музыкальную композицию? (…)

– Какие эмоции, а по-другому можно сказать чувства у вас возникли? Передайте свои ощущения, впечатления от услышанной композиции? (…)

2) Словарная работа: красота, красивый, красный (слайд 3)

– Прочтите слова, изображённые на экране. Что общего у всех этих слов? Как иначе назвать все эти слова? (однокоренные)

Парная работа. Возьмите карточку № 1 со словами (красивый, красота, красный) и выделите, пожалуйста, корень в словах. (Взаимопроверка/ самопроверка).

– Приведите примеры к тому, что красный – красивый (Красная площадь, красная девица, красный день календаря)

Тема урока: «Красота …» (слайд 4)

– Огромный мир, окружающий нас, удивительно красив и многообразен. В нем много звуков, красок, ароматов, которые не оставляют человека равнодушным. Ведь человек – часть природы.

Композиторы, художники, поэты создают свои произведения. Они хотят поделиться своими чувствами, мыслями, сохранить и донести до нас удивительный, богатый, красивый мир.

3) Подготовленный ученик читает стихотворение «Мир велик и прекрасен»

Улыбнись с утра щенку,
И росинке, и цветку,
Пёстрой бабочке в лугах,
Солнцу в лёгких облаках.
Бабочка махнёт крылом,
Солнце – ласковым лучом,
И росинка вспыхнет, радуя
Семицветной чудо-радугой.
И тогда увидишь ты,
Сколько в мире красоты!
Обменявшись добротою,
Будет мир дружить с тобою.

– Какие чувства вызывают эти строки? (…)

– Какую главную мысль хотел донести до нас автор этих строк?

(Обменявшись добротою,
Будет мир дружить с тобою.)

4) Группа учеников озвучивает рассуждения мальчика из произведения Ю. Семендера.

– Ответьте, о чём фантазировал мальчик? (учебник стр. 60)

Меня поразило величие гор.
Любая из них – исполин.
И думал я, глядя в далёкий простор, –
Дойдёшь ли до этих вершин?
А может быть, стать каменистой горой,
Высокой такой, я бы смог?
Сказала Гора, покачав головой:
– Ты будь Человеком, сынок…
Вот стать бы мне лесом, расти до небес,
Жить тысячу лес – это срок!
Но тихо сказал мне задумчивый Лес:
– Ты будь Человеком, сынок…
Вот стану рекой, и тогда сквозь века
Мой путь и широк и далёк.
В глаза мне зеркально взглянула Река:
– Ты будь Человеком, сынок…
(Ю. Семендер)

– Не встретилось ли вам незнакомое слово? (исполин)

Групповая работа. Возьмите конверт №1 (исполин, богатырь, великан) и расставьте слова в порядке возрастания, а поможет вам карточка-справка, которая находится в этом же конверте.

Карточка-справка:

  • Исполин – необычайно большой человек.
  • Богатырь – человек рослый, храбрый, смелый.
  • Великан – человек огромного роста.

(Самопроверка) (слайд 5)

– Что имели в виду Гора, Лес, Река, советуя мальчику быть Человеком? (Человек – часть природы. Если человек бережно будет относиться к природе, значит, он бережно будет относиться к самому себе).

Физ. минутка (слайд 6)

Только в лес
Мы все вошли,
Появились комары.
Топ-топ, хлоп-хлоп.
Дальше по лесу идём.
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два,
Позади уже вода.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за спину кладем
И вразвалочку идем.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседе, шалунишке.
Но закончилась игра,
Поработать нам пора.

III. Осмысление (развернутая работа над темой).

– С помощью сигнала покажите, какое у вас сейчас настроение? (лицо-смайлик)

– Вы показали цвет радости.

1) (слайд 7) – Цвета есть раздражающие, кричащие, спорящие друг с другом.

– Давайте подумает, а как сделать так, чтобы они превратились в успокаивающие и живущие ласково один возле другого. (Надо их подружить с белой краской)

– Посмотрите на волшебное превращение красок (слайд 7)

2) Беседа по картине художника Леонардо да Винчи «Джоконда» (слайд 8)

– Кто изображен на картине? (женщина)

– А знаете ли вы имя этой женщины? (Мона Лиза)

– Обратите внимание на лицо Моны Лизы. (Нежность, красота, светлые черты лица и обаятельная улыбка.)

– Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может копировать природу, может в этом убедиться на примере лица Моны Лизы. Женщина слегка улыбается. Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей… Нежный розовый нос кажется настоящим. Тон рта гармонично совпадает с цветом лица… Складывается впечатление, что Леонардо пригласил музыкантов и артистов, чтобы развлечь скучающую даму. Великий художник Леонардо да Винчи очень точно передал красоту женщины, человека.

Тема: «Красота Человека» (слайд 9)

3) – Великий русский писатель Антон Павлович Чехов говорил: «В человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и тело, и мысли, и поступки» (слайд 10).

– Как вы понимаете эти важные для всех нас слова? (…)

4) – Возьмите зеркальце и посмотрите на себя. Что вам в себе нравится, а что вас немного расстраивает?

– Каждому хочется быть красивым. Это очень хорошо! Но не все понимают, что делает человека красивым.

– Всегда ли красиво одетый человек красив? (…)

Самостоятельная работа. (Работа с учебником стр. 62 № 4)

– Отметь, что ты считаешь важным в человеке, чтобы назвать его красивым. Одежда, форма носа, цвет глаз, рост, ловкость, ум, знания, стройность, умения, доброта, отзывчивость, весёлость, сила, верность, щедрость, правдивость. (Самопроверка/ слайд 11).

– Можно ли считать красивым грубого, невежливого человека? (…)

– Можно ли считать красивым человека, который обижает младших, не уважает старших, смеётся над больным? (…)

– А красив ли, по вашему мнению человек, предавший друга? (…)

5) Народная пословица гласит:

«По одёжке встречают, а по уму провожают» (слайд 12).

–Как вы понимаете эту народную мудрость? (…)

6) И порой надо уметь посмотреть на себя со стороны, как это сделала героиня известной сказки.

– Из какой она сказки? («Королевство кривых зеркал»). (Иллюстрация)

– Кто написал это произведение? (В. Губарев).

– Послушайте отрывок из этого произведения (чтение учителем).

– Кто это вздыхает?
–Я, – негромко ответил красивый звенящий голос – словно ударились друг о дружку хрустальные стёклышки.
– Кто ты? – перевела дыхание Оля. – Здесь никого нет.
– Это я, зеркало, – снова зазвенел голос.
Оля отскочила в сторону и, помедлив, сказала:
– Но ведь вещи не умеют разговаривать…
– А ты представь, что находишься в сказке, – ответил голос.
– Всё равно это очень странно…Я боюсь тебя, зеркало.
– Напрасно, девочка… Я доброе волшебное зеркало. Я не причиню тебе никакого зла. Неправда ли, я тебе нравлюсь? Ты так любишь смотреть в моё стекло!
– Это правда, – сказала Оля, осмелев и делая шаг к зеркалу.
А голос звучал:
– Бабушка часто говорит, что хотела бы, чтобы ты увидела себя со стороны…
– Но разве это возможно? – удивилась Оля.
– Ну конечно, возможно. Только для этого тебе нужно побывать по ту сторону зеркала.
– Ах, как интересно! – воскликнула Оля. – Разреши мне, пожалуйста, побывать по ту сторону зеркала!
Голос ответил не сразу, как будто зеркало погрузилось в задумчивость.
– С твоим характером, - произнёс, наконец звенящий голос, – опасно очутиться по ту сторону зеркала.
– Разве у меня плохой характер?
Снова раздался вздох:
– Видишь ли, ты, конечно, хорошая девочка… Я вижу добрые глаза – значит, и сердечко у тебя доброе. Но у тебя есть недостатки, которые могут помешать тебе в трудную минуту.

Ребята, вы, конечно же, помните, что случилось дальше с девочкой Олей; как она встретилась в волшебном Зазеркалье со своим отражением – девочкой Яло и увидела со стороны все свои недостатки. Давайте попробуем поговорить со своим внутренним голосом и посмотреть, есть ли у вас недостатки? Индивидуальная работа (конверт №2).

– Подчеркни, что тебе не нравится в себе: болтливость, трусость, жадность, неряшливость, мало читаю, много сижу у телевизора, мало чего умею, не занимаюсь спортом, мало помогаю маме.

7) – Девочка Яло прислала вам поздравление.

– Ещё Яло прислала вам необычное послание, которое можно прочитать только с помощью зеркала.

(Карточка № 2, пословица написана в зеркальном отображении – Жизнь дана на добрые дела)

– Как вы понимаете сказанное в послании?

Физ. минутка для глаз.

8) Придумай диалоги к рисункам, используя вежливые слова (слайд 13…)

  • Спасибо.
  • Извините.
  • Пожалуйста.
  • Простите.
  • Позвольте мне пройти.
  • Счастливого пути.

9) Фрагмент из мультфильма «Ох и Ах» (слайд 14)

–Кто из героев вам понравился и чем?

– Почему заболел Ох?

– Какие черты характера вам не понравились?

–А могли бы мы с вами помочь Оху?

IV. Домашнее задание

– Выполнить в группах коллаж, где вы изображаете, как вы помогаете Оху, но в виде картинок. Можно использовать периодическую печать (журналы, газеты, комиксы).

V. Рефлексия (итог урока)

– Понравилась ли вам работа на уроке?

– Что вы поняли из сегодняшнего разговора?

– Давайте покажем своё настроение. У вас в конвертах есть разные лица-смайлики. Выберите, пожалуйста, то личико, которое сейчас передаёт ваше настроение.

– Объясните свой выбор. (Дети объясняют, а учитель выкладывает на доске улыбку с помощью лиц.)

– Вы все выбрали смеющиеся и улыбающиеся лица, и у нас получилась огромная, весёлая, жизнерадостная улыбка. Давайте подарим её всем присутствующим в этом зале.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда!
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!

– Вы так замечательно сегодня работали и я предлагаю вам, придя домой, подарить свою улыбку родным и близким, они подарят своим знакомым и так весь мир будет добрым, весёлым и красивым. Спасибо за работу (слайд 15).