Задачи урока:
- образовательные: сформировать представления о систематике, ее задачах и принципах классификации живых организмов; расширить представления о таксономических категориях (рангах);
- развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, классифицировать, определять и объяснять понятия, работать в группе;
- воспитательные: создать условия для формирования уважительного отношения к точке зрения оппонентов.
Оборудование: гербарии «Отделы растений», «Систематика растений», листы бумаги и маркеры для представления работ групп, мультимедийное оборудование.
Этапы урока:
1. Обучающиеся делятся на группы по 5-6 человек. Каждая группа получает гербарии и задание.Учитель:
- Используя гербарии, вам необходимо классифицировать, т.е. распределить по группам, данные организмы.
- Вопросы есть?
Дети:
- Нет или да (если возникли вопросы, обсуждается понятие «система»)
Учитель:
- На выполнение задания отводится 10 минут. Вы будете представлять работу группы, используя схему, которая появится в результате вашей работы, поэтому подготовьте докладчика.
2. Дети:Работа в группах (10 мин).
3. Дети:Представление каждой группой результатов работы (3 мин).
4. Учитель и дети:Обсуждение результатов, представленных каждой группой (1-2 мин).
Учитель:
- Почему все работы получились разные?
Дети:
- Потому что каждая группа классифицировала растения по разным признакам.
Учитель:
- Как вы действовали?
Дети:
- Предлагают критерии, по которым нужно классифицировать растения.
5. Учитель и дети:
Фиксация критериев, предложенных группами на доске в таблице и их обсуждение (1-2 мин).
Учитель:
- Какие критерии вы считаете верными? Может должен быть другой критерий?
- Представьте, что вместо растений вам нужно классифицировать людей. По каким критериям вы это будете делать?
Дети:
Работают в группах и представляют результат (1 мин).
Учитель: фиксирует на доске критерии.
- Перед вами два списка критериев. Сравните их и сделайте вывод.
Дети:
Работают в группах и представляют результат (1 мин).
Учитель:
- Большинство признаков являются случайными. Все ли они случайные? Есть признаки, которые поменять нельзя, они передаются по наследству. Значит, происхождение – признак, от которого зависят другие.
- Ученые тоже при классификации пользовались разными критериями (слайд 1).
- Какой классификацией воспользовались вы?
- Попробуйте объяснить, что такое систематика
Дети:
Работают в группах и представляют результат (1 мин).
Учитель:
Сравним ваше определение с научным (слайд 2).
- Построение естественной системы органического мира является непрерывным процессом, что связано с бесконечной серией все углубляющихся и усложняющихся исследований. Естественно, что системы органического мира, построенные в различные времена или разными учеными, существенно отличались друг от друга, как и системы, представленные вашими группами. Создателем научной систематики по праву является шведский натуралист К.Линней (слайд3). Принцип линнеевской системы – иерархия, соподчиненность, подобно тому, как в армии солдаты объединяются в отделения, отделения во взводы и т.д.
- Составление схемы на доске.
Система К.Линнея была искусственной, т.к. в основу классификации он положил не истинное родство организмов, а их внешнее сходство.
- Современная классификация отражает общность происхождения организмов и включает в себя следующие таксономические категории: вид, род, семейство, отряд, класс, тип (отдел для растений), подцарство, царство (слайд 4).
- - Как вы думаете, почему вид получает двойное наименование? Почему видовые названия даются на латинском языке?
Дети:
Обсуждение в группах и высказывание предположений (1 мин).
Учитель:
Благодаря работам К.Линнея окончательно утвердилось применение бинарной номенклатуры (первое слово – название рода, второе – видовое название) (слайд5).
6. Учитель:Составьте синквейн по теме урока.
Дети:
Работают в группах и представляют результат (1-2 мин).
7. Учитель:Задание на дом (проработать статью учебника «Что такое систематика»).
Приложение