Пояснительная записка
«Детство – это огромный край, откуда приходит каждый...»
Антуан де Сент -Экзюпери
Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни.
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы нравственного воспитания, а также вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка, и развития его творческих способностей.
Развитию творческого потенциала детей педагогический коллектив уделяет большое значение. Педагоги дополнительного образования единодушно считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание.
Анализ здоровья воспитанников лагеря свидетельствует о том, что больше половины из них имеют различные болезни. Самые распространенные из них: сколиоз, простудные заболевания, ослабленное зрение и т.д. Доказано, что если ребенок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.
Необходимо также учитывать, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда. Большинство воспитанников лагеря живут в неполных, неблагополучных семьях. Даже в половине семей доходы составляют лишь прожиточный минимум. Отсюда и скудное, нерациональное питание, ограниченные возможности оздоровления детей.
Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По опросам детей, родители многих из них ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание, массаж и др.
По результатам анкетирования 61% детей считают, что ведут здоровый образ жизни, остальные не придают этому вопросу большого значения. Однако все воспитанники считают, что здоровье важно для будущего поколения.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Этому в полной мере способствует пребывание детей в школьном летнем лагере. За несколько месяцев до начала работы лагеря, проводится большая подготовительная работа.
Данная программа по своей направленности является комплексной, то есть включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха, нравственно-патриотического воспитания детей в условиях лагеря, а также является частью воспитательной системы, которая помогает реализовать долгосрочные задачи, стоящие перед педагогическим коллективом школы. Основной состав лагеря – учащиеся нашей школы в возрасте 6–16 лет. В лагере 5 отрядов по 26 человек.
По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены.
Нормативно-правовая основа разработки реализации
- Конституция Российской Федерации.
- 3акон РФ «Об образовании».
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Устав школы.
- Локальные акты школы.
Цель и задачи программы
Цель: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление, нравственное и патриотическое воспитание, творческое развитие.
Задачи:
- организовать систему оздоровительных мероприятий, связанных с профилактикой распространенных заболеваний и способствующих укреплению здоровья детей;
- формировать практические умения и навыки безопасного поведения на дорогах;
- воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за Отечество.
- способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, предоставляя возможность для самореализации и саморазвития.
Принципы реализации программы
- Участие детей во всех делах – строго добровольное.
- Сочетание индивидуального и коллективного включение детей в различные формы деятельности.
- Систематическое информирование о результатах состязаний, об условиях участия в том или ином деле, организация различных видов стимулирования детей.
- Многообразие предлагаемых форм деятельности (право выбора наиболее посильного участия в детей).
- Возрастной подход к разработке занятий, состязаний, заданий.
Механизм реализации программы
Все участники смены, становятся жителями деревни Простоквашино и отправляются в путешествие полное, приключений, испытаний и побед. Ребята будут путешествовать по четырем временам года: Лето, Осень, Зима, Весна. Каждому времени года присвоен свой секрет здоровья: Лето – закаливание; Осень – витаминный; Зима – спортивный; Весна – гигиенический.
Участникам предлагается исследовать все времена года и открыть их секреты. Путешествуя, дети и взрослые становятся участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Игра заканчивается, когда будут открыты и поняты секреты четырех времен года.
Игра продолжается во все периоды смены, в каждом из которых она имеет свои особенности:
Организационный период: «запуск» игры (объяснение сути игры, выбор ролей, органов самоуправления).
Основной период:
- сюжет игры – раскрытие секретов здоровья поочередно;
- подведение итогов, награждение;
- подготовка отрядов к следующему времени года.
Итоговый период: подведение итогов игры, анализ участия в ней каждого, награждение организаторов и активных участников.
Деревня Простоквашино делится на 5 улиц по возрастному признаку (младшие, средние, старшие) и по месту жительства (№ кабинета), на которых проживают «Друзья Дяди Федора», «Галчата», «Матроскины»...
Формы реализации программы
Познавательная деятельность:
- познавательные игры;
- выставка музея воинской славы.
Творческая деятельность:
- конкурс проектов;
- конкурс рисунков на асфальте;
- творческая мастерская;
- КТД.
Физкультурно-спортивная деятельность:
- утренние зарядки;
- эстафеты;
- соревнования;
- спартакиада;
- спортивные игры.
Воспитательно-профилактическая деятельность:
- конкурсы;
- беседы;
- тематические праздники.
Развлекательная деятельность:
- праздники;
- ярмарка;
- конкурсы;
- развлекательные программы.
Санитарно-оздоровительная деятельность:
- акция;
- операция «Уют»;
- закаливание.
Кадровое обеспечение
Воспитание и оздоровление детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
В реализации программы участвуют опытные педагоги школы, вожатые, педагоги дополнительного образования, медицинский работник.
Материально-техническое обеспечение
Помещение:
- отрядные комнаты;
- спортивный зал;
- актовый зал;
- кабинет музыки;
- тир.
Оборудование:
- телевизор;
- видеомагнитофон;
- музыкальный центр;
- мультимедийная установка.
Инвентарь:
- мячи;
- скакалки;
- бадминтон;
- кегли;
- настольные игры.
Перечень используемых материалов:
- ватман;
- краски;
- кисти;
- цветная бумага;
- фломастеры;
- бумага для рисования;
- маркеры;
- мелки;
- карандаши;
- гуашь.
Критерии эффективности реализации программы
- Самочувствие ребенка в лагере (создание положительного психолого-педагогического климата).
- Сформированность физического потенциала (критерий здоровья).
- Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива).
- Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
- Подготовленность к жизни (критерий времени).
- Критерий «открытости школы».
- Критерий системности работы.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации программы «Отдых в Простоквашино» мы планируем получить следующие результаты.
- Укрепление здоровья воспитанников.
- Приобретение детьми реальных практических навыков и теоретических знаний по ПДЦ.
- Повышение творческой активности.
- Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве.
- Рост уровня адаптации и терпимости детей друг к другу.
План-сетка смены
Лето | Осень | Зима | Весна |
4 июня (среда)
· «Вперед, Простоквашино!» (летняя спартакиада) |
11 июня (среда)
· Праздник «День независимости в Постоквашино» · Конкурс рисунка на асфальте «Наше счастливое детство» |
17 июня (вторник)
· Дядя Федор приглашает в театр (просмотр спектакля театра кукол «Арлекин) |
24 июня (вторник)
· Акция простоквашинцев: «Чистый двор, улица, деревня...» · «Советы доктора» – познавательная игра (открытие секрета здоровья весны) |
5 июня (четверг)
· «Русские народные игрища в деревне Простоквашино» · «Большая семейная фотография» (фотография в студии Шарика, диагностика) |
13 июня (пятница)
· Осенний марафон в Простоквашино» (спортивный праздник) · «Мы великие артисты» (цирковое представление, развлекательная программа) |
18 июня (среда)
· КТД «Теле-ассорти в Простоквашино» (конкурс на лучшую телепрограмму, в программе «Здоровье» принимает участие врач-нарколог) |
25 июня (среда)
· «Один дома» (познавательная игра по основам безопасности жизнедеятельности) · «Фильм, фильм, фильм...» (простоквашинцы идут в кино) |
6 июня (пятница)
· Конкурс проектов «ЗОЖ в Простоквашино» (выпуск газет) · КИД «Праздник, который придумали мы!» |
14 июня (суббота)
· Конкурс проектов «Природа и мы» (изготовление поделок) · Ярмарка «Простоквашинские огороды» (открытие осеннего секрета) |
19 июня (четверг)
· Выезд жителей Простоквашино в город (посещение и просмотр спектакля в театре кукол «Арлекин», беседа по правилам дородного движения при поездке по городу) |
26 июня (четверг)
· Конкурс «Невесты почтальона Печкина» (КТД) |
20 июня (пятница)
· Праздник «Новый год в Простоквашино» (открытие зимнего секрета здоровья) |
27 июня (пятница)
· Праздник «До свидания, простоквашинцы!» (закрытие лагеря) |