Цель:
- Ознакомить учащихся с изменением глагола по временам; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мышление;
- Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: компьютер,
Ход урока
Организационный момент
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
-Доброе утро – солнцу и птицам! (слайд 1)
- Доброе утро улыбчивым лицам! (слайд 2)
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
-Для чего люди друг другу желают добра?
-Да, добрые отношения влияют на здоровье, работоспособность. Я вам пожелала добра , подарила улыбку. Улыбнитесь и вы мне и друзьям и мы начнём урок.
Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся, ребята, скорей за работу.
Чтобы времени много зря не терять,
О том, как мы трудились дома
Поспешим всем рассказать.
- Назовите глаголы, которые вы выписали из словаря.
- Я тоже работала со словарём великого языковеда Даля. Посмотрите, какое объяснение глаголу я нашла там. (слайд 3)
-А какое современное толкование дадите вы? Что такое глагол?
- Я говорила, что вас ждёт дорога. Хотите отправиться в страну Глаголию? (слайд 4)
- Нашим проводником будет знаток русского языка – Пишичитай. Он обещал проводить нас во дворец Времён и показать как изменяются глаголы по временам. Но сначала нам надо пересечь плоскогорье Неопределённой формы. (слайд 5)
Вот и первое испытание: замени предложение одним словом – глаголом неопределённой формы.
- Почему эти глаголы получили такое название?
- Как докажите, что это глаголы неопределённой формы?
(Слайд 6)
- Ещё одно испытание: мы должны вспомнить времена глаголов и умеем изменять их.
Пишичитай даёт вам по 2 предложения и по 2 слова глагола к ним. Сложность в том, что слова похожи между собой по смыслу. Как называются такие слова?
Итак, будьте внимательны и , главное, не торопитесь. Запишите эти предложения. Определите время глаголов.
(слайд 7) Скажите , в форме какого времени глаголы называют действия
- в момент речи ?
- до момента речи?
- после момента речи?
Физминутка (слайд 8)
Поработаем самостоятельно (слайд 9). Стр. 64, упр.31
Слово – отгадка – словарное. Сверьтесь со словарём!
-Что интересного заметили в словаре? Какие однокоренные слова увидели? Запишите, выделите корень.
Вот и показался дворец Времени глаголов. Туда заходят глаголы неопределённой формы, а выходят преобразовавшиеся красавцы в форме. Берут они эту форму в сундуках
(слайд 10)
Упр. 32, прочитайте продолжение стихотворения С.Воскресенского и выберите глаголы неопределённой формы.
- Проверьте себя (слайд 11)
Упр. 33 , пронаблюдайте и сделайте выводы.
- Какие глаголы имеют все три формы времени?
- На какой вопрос они отвечают в неопределённой форме?
- Какое у этих глаголов будущее время (простое или сложное)?
Итог урока
-Ребята, мы хорошо сегодня потрудились, многое повторили, узнали новое. А теперь каждый из вас пусть даст оценку своей работе. На какую ступень знаний вы взошли сегодня? (слайд 12)
- Умение изменять глаголы совершенного и несовершенного видов будем вырабатывать на следующих уроках. Это очень сложно, но я уверена, мы справимся, если будем внимательны.
- Домашнее задание (слайд 13)
- Спасибо за урок! (слайд 14)