Содержание
Введение.
Основная часть.
· Амгинская средняя школа в годы Великой Отечественной войны.
· Учителя на фронтах Великой Отечественной.
Заключение.
Использованная литература.
Введение
Любая война всегда трагедия. А Великая Отечественная война, унесшая миллионы жизней, является наиболее страшной и разрушительной. С памятной даты ее окончания прошло уже шестьдесят четыре года и, к сожалению, меняется отношение к ней. Выросло то поколение, которое слушало рассказы о войне на коленях дедушек и бабушек. Сейчас молодежь выносит из школы маленькие крупицы, обрывки знаний. Для них дата Великой Отечественной становится лишь одной из череды этих самых дат в учебниках. Многие даже не подозревают о том, что кто-то из их родственников участвовал в войне.
Мы родились и выросли в Амге, в Якутии, на территории, на которой не произошло ни одного сражения, и которая никогда не была оккупирована немцами. Но это не значит, что население республики не участвовало в Великой Отечественной. Воевала вся страна. И учителя наравне со всеми встали на защиту Родины.
Цель нашей работы:
1. Увековечивание памяти учителей – участников ВОВ.
2. Привлечение интереса учащихся к английскому языку посредством краеведческого материала.
Для достижения цели были выполнены следующие задачи:
1. Ознакомиться с архивными материалами музея истории школы и собрать материалы о школе, учителях в годы ВОВ.
2. Сделать перевод с русского на английский язык для использования на уроках английского языка.
3. Повысить свой уровень знаний по овладению языком.
4. Создать презентацию на английском языке для дальнейшего запуска в сайт.
В связи с тем, что в грядущем году мы будем праздновать 65-летие Великой Победы, и тем, что следующий год объявлен Годом Учителя, мы решили посвятить нашу работу учителям – воинам, участвовавшим в Великой Отечественной Войне, чтобы увековечить память о них для молодого поколения.
Амгинская средняя школа в годы Великой Отечественной войны
Вспомним всем до боли известные и знакомые строки, посвященные событиям Великой Отечественной войны:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой,
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
На рассвете 22 июня 1941 года мирный труд советского народа был прерван вероломным нападением фашистской Германии на нашу Родину. Агрессор поставил цель: молниеносно разгромить Красную Армию, захватить до Урала территорию нашей страны, ликвидировать завоевания Октябрьской Революции, поработить народы Советского Союза.
Коммунистическая партия и Советское правительство с первого дня войны призвали весь народ на защиту своей Родины. Была объявлена всеобщая мобилизация. Учителя всегда были в переднем ряду в судьбоносных, решающих событиях в жизни народа и страны. Из учителей Амгинской средней школы уже в августе 1941 года в Красную армию были призваны Семен Иванович Неустроев, Анатолий Александрович Снарский, Гаврил Прокопьевич Артемьев и другие. Именно тогда, в страшные и трудные месяцы 1941 года, сформировались те силы и условия, которые в конечном итоге определили победу. Те, кто ушел на фронт в первый год войны, не вернулись.
В ходе войны были призваны в ряды действующей армии многие учителя школы. На разных фронтах Отечественной войны славно сражались:
Васильев Иннокентий Николаевич, учитель начальных классов;
Иванов Николай Павлович, учитель математики;
Иванов Иван Илларионович;
Кайдалов Георгий Фомич, учитель военного дела;
Климонтов Василий Лукич, учитель начальных классов;
Немчинов Петр Николаевич, учитель начальных классов;
Никитин Тарас Еремеевич, учитель военного дела;
Окороков Иван Иванович, учитель начальных классов;
Онуфриев Семен Петрович, учитель начальных классов;
Пахомов Алексей Дмитриевич, учитель начальных классов;
Романов Иннокентий Иванович, учитель физики;
Яковлев Петр Ионович, учитель начальных классов.
Пали смертью храбрых на полях сражений учителя:
Борисов Семен Дмитриевич, учитель русского языка и литературы;
Васильев Петр Сергеевич, учитель географии;
Купцов Александр Алексеевич;
Ларионов Терентий Петрович, работал в АСШ в 1933–1939 гг.;
Михайлов Алексей Николаевич, учитель географии, биологии и химии;
Павлов Михаил Дмитриевич, учитель математики в 1939–1941 гг.;
Пестерев Савва Ильич, работал в АСШ в 1935–1936 гг.;
Рязанский Василий Петрович, учитель якутского языка и литературы;
Слепцов Николай Прокопьевич, завуч школы;
Степанов Петр Петрович, директор школы в 1940-1941 гг., заведующий Амгинским РОНО;
Тимофеев Николай Николаевич, учитель начальных классов;
Ядрихинский Иннокентий Романович, учитель математики.
С самого начала войны мысли о грядущей Победе, страстное стремление приблизить ее и уверенность в ее неизбежном приходе руководили поступками и действиями тех, кто работал для победы в тылу. А письма с фронта давали им силу вытерпеть и вынести нечеловеческие тяготы.
В тяжелые годы войны воюющие учителя с фронта обращались к своим ученикам со словами уверенности в победе над злейшим врагом, вселяли надежду на победу, призывали учащихся и учителей мобилизовать все силы на борьбу с фашистскими оккупантами.
В музее школы хранится письмо учителя географии, биологии и химии Алексея Михайловича Михайлова, призванного в Красную Армию в 1942 году, оно содержит обращение учителям, работавшим с ним в одной школе, и ученикам: “Передайте привет школьникам, и как отличник боевой и политической подготовки призываю их на социалистическое соревнование – учиться только на отлично и вести себя дисциплинированно. Пусть закаляют себя, растут выносливыми и боевыми, пусть учатся смело преодолевать трудности”. Письмо было написано 5 мая 1942 года, адресовано матери учителя-солдата (Расторгуев М.А. История Амгинской средней школы имени В.Г. Короленко. С. 24).
В архиве школьного музея хранятся фронтовые письма, написанные учителями Г.Ф. Кайдаловым и П.Н. Немчиновым, эти письма были напечатаны в газете “Социалистическая Якутия” 22 апреля 1942 года. Приводим их полностью.
Оолоор, билигин киhи – аймах утуо ойо-санаата уопсай остооу, немецко-фашистскай сиэхситтэри суох онорууга тумулуннэ. Маныаха ким барыта кыттар, бэйэтин кууhун-кудэин кыайыы ипин биэрэр эбээпинэстээх.
О5олоор, эпиги кытаатын уорэххитин. Отгон биhиги кытаатыахпыт, остооу кыайыахпыт – эhиги учууталгыт Г.Ф. Кайдалов.
Кунду оолор!
Эhиэхэ Кыhыл Армияттан ээрдэни ыытабыт. Фронна мин ийэ дойдум иннигэр охсуhарым курдук уорэнэргитигэр баарабын.
Туйгун уонна учугэй сыаналарга уорэнин. Мин эпиэхэ кыайыынан тиийиэим, онуохо диэри бырапаайдарын. П.Н. Немчинов. 7/IХ.
Читая письма с фронта, школьники старались учиться лучше. Отлично учились Протопопова Настя, Семенов Леонид, Иванов Касьян, Григорьев Юрий, Иванова Катя, Артемьева Тамара. Хорошо учились Габадулин Мансур, Гаврильев Ким.
Учащиеся не только хорошо учились, но трудились так, что о них писали в газете и в письмах на фронт. Учащиеся после уроков помогали в сельскохозяйственной работе: осенью собирали колосья, проводили снегозадержание, уничтожали вредителей сельского хозяйства. Школьники активно помогали фронтовикам, готовили и отправляли подарки, в фонд обороны собирали деньги, организовали подписку на госзаем. Помогали семьям, детям фронтовиков, собирали теплую одежду от населения и отправляли на фронт.
Война против немецко-фашистских захватчиков создавала большие трудности в жизни школы. Учителям категорически запрещалось даже в летнее время выезжать из района куда бы то ни было без санкции РОНО. В годы войны из Амгинского района на фронт было призвано 1752 человека. Не все они хорошо владели русским языком. Учителя А.Н. Кириллин, Г.Н. Артемьев, Е.И. Максимов, М.Р. Капитонов, А.Ф. Никитина ежедневно по три часа занимались с призывниками.
В 1942 году открыт интернат, куда принимались дети-сироты и дети фронтовиков. Для интерната отведена в конце улицы Партизанской контора районного отдела милиции. В интернате жили Дуня Егорова, Нина Гурьева, Нина Старостина и Еля Чемезова, Ваня Гурьев и другие. Интернат содержали на полном самообслуживании самими воспитанниками. Дрова заготовляли сами и возили на быках и лошадях. Благодаря интернату многие сироты смогли закончить школу. После уроков учителя и дети трудились на полях, на распиловке дров.
Так в трудные годы войны своим самоотверженным трудом весь педагогический коллектив и учащиеся помогали фронту, приближали День Победы.
С победой вернулись с фронта и взялись за прерванный войной учительский труд:
Климентов Василий Лукич – лейтенант, кавалер ордена Красной Звезды;
Иванов Николай Павлович – лейтенант, кавалер ордена Красной Звезды;
Онуфриев Семен Петрович – младший лейтенант, награжден медалью “За отвагу”, “За освобождение Чехословакии”;
Немчинов Петр Николаевич – сержант, награжден медалями “За оборону Ленинграда”, “За отвагу”;
Кайдалов Георгий Фомич – сержант, награжден медалями “За оборону Ленинграда”, “За отвагу”;
Иванов Иван Илларионович – рядовой, награжден орденом “Знак почета”.
Учителя на фронтах Великой Отечественной войны
Призванные в ряды Советской Армии учителя Амгинской средней школы прошли славный боевой путь солдатами, сержантами, офицерами, проявляя при этом героизм и мужество в борьбе с фашистами.
Михайлов (Иванов) Алексей Николаевич (1920–1943). Алексей Николаевич родился 19 января 1920 года в Чемойкинском наслеге Амгинского района ЯАССР в семье Николая Петровича и Анны Елисеевны Михайловых. В 1928 году поступил в школу и в 1935 году, закончив семь классов, поступил в дошкольное отделение Якутского педагогического техникума, которое окончил в 1937 году. В 1937/1938, 1938/1939 учебных годах работал учителем Алтайской неполной средней школы. С самого начала трудовой деятельности показал себя как всесторонне развитый учитель – профессионал с глубокими знаниями почти по всем учебным предметам. Им восхищались его ученики. Все умел: пел, танцевал, играл на музыкальных инструментах, любил спорт. Организовывал среди учащихся походы, экскурсии. В летнее время работал начальником пионерского лагеря. Обладал особым даром заинтересовывать проводимыми мероприятиями, увлекать детей на новые достижения и открытия. В конце 30-х годов Алексей Николаевич оставил неизгладимое впечатление в душах своих учеников-воспитанников, воспитал лучших людей своего времени: отличника народного просвещения РСФРС и члена Союза журналистов СССР Дьячковскую Марию Андреевну, ветерана педагогического труда и тыла, известного в улусе комсомольского работника и корреспондента Яковлеву Харитину Семеновну, которые свою жизнь прожили с мечтой быть достойными светлой памяти своего учителя, Михайлова Алексея Николаевича. Ученицы воина стали мастерами художественного слова благодаря своему учителю. Их учитель вел кружок по выпуску школьных газет, учил стрельбе, лыжному бегу. Одним словом, был душой учащихся, светящимся лидером всех начинаний. С 1939 года до ухода в армию в 1942 г. работал учителем географии и биологии в Амгинской средней школе. За период работы заменял и директора, и завуча школы. Успешно прошел курсы повышения квалификации учителей. Вел большую общественную работу. В июне 1942 года призван в ряды действующей армии. На войне был командиром отделения, сотрудничал в армейской газете. Погиб в 1943 гг. в сражении за Донбасс.
Неустроев Иван Иванович (1922–1993). Родился в 1922 г. в Алтайском наслеге. Он относится к числу первого поколения учителей. Работал учителем в Алтайской, Амгинской школах. В 1942 г. призван в ряды Красной Армии. Участвовал в боях с немецко-фашисткими захватчиками в составе 32-го Краснознаменного полка, 19 дивизии Юго-Западного фронта, служил пулеметчиком танкового пулемета. За боевые заслуги награжден орденом “Славы III степени”. За хорошую работу Иван Иванович награжден орденом “Знак Почета” в 1951 г., дважды – Грамотой Президиума Верховного Совета
ЯАССР. В 1993 году имя Ивана Ивановича занесено в книгу Почета Амгинской средней школы.
Рязанский Василий Петрович (1908–1942). Рязанский Василий Петрович родился 6 января 1908 году в Сулгачинском наслеге Амгинского района. Трудовая деятельность его началась с 14 лет. Работал в РК ВЛКСМ. После окончания педрабфака работал учителем якутского языка и литературы и истории в Амгинской средней школе. Руководил литературным кружком. Много работал по сбору и обобщению опыта школ республики и использованию на уроках краеведческих материалов. Избран делегатом VII якутской областной конференции ВЛКСМ. В 1939 году первым из Амгинских учителей был награжден орденом “За трудовую доблесть”. Медаль ему вручил в Москве Михаил Иванович Калинин. С 1938 г. работал как научный корреспондент государственного научно-исследовательского института школ РСФСР. В начале ВОВ призвали в Армию. Проявив геройство и мужество, погиб в боях за Родину 18 ноября 1942 года.
Иванов Иван Илларионович (1907–1979). Родился в 1907 году во II Чакырском наслеге Амгинского улуса. Трудовую деятельность начал в 1925 году в качестве секретаря наслежного Совета Амгинского районного исполнительного комитета. Работал инструктором Учурского и Амгинского раисполкомов. С 1933 г. исполнял обязанности заведующего Олом – Кельской школы Амгинского улуса, был учителем якутского языка и литературы Алтайской и Амгинской средних школ, работал заведующим заочным отделением Амгинского районного отдела народного образования. В Амгинской школе работал с 1937 г. учителем якутского языка и литературы, был наставником молодых учителей. В годы Великой Отечественной служил в рядах Красной Армии Забайкальского военного округа. Вернувшись, продолжил работу в родной школе. Многогранная педагогическая деятельность И.И. Иванова высоко оценена. Награжден орденом “Знак Почета”.
Тимофеев Андрей Павлович. Окончил Чемойкинскую семилетнюю школу и работал учителем. Когда началась ВОВ, он добровольно ушел на фронт. 5 сентября 1942 года попал в 942-й стрелковый гвардейский полк и принимал участие в обороне Ленинграда. В сражении за освобождение Ленинграда Андрей Павлович командовал группой автоматчиков, которая уничтожила 120 фашистов. За это сражение сержант Тимофеев награжден Орденом Отечественной войны II степени. На войне потерял ногу. По возвращении до 1947 г. работал учителем Амгинской средней школы. Потом перешел на работу в Амгинское РАЙПО, где безупречно работал 30 лет, занесен в Книгу Почета Амгинского района. В 1970 году получил “Золотую медаль” как участник Ленинградского сражения.
Носов Михаил Григорьевич (1906–1986). Учился в Сулгачинской начальной школе и Чурапчинском высшем начальном училище. В 1928 году окончил Якутский педтехникум. С этого года начинается педагогическая деятельность. Сначала работал в Западно-Кангаласском улусе, затем в Амгинском улусе. В 1934–1938 годах учился в педагогическом институте, после окончания которого работает преподавателем автотранстпортного техникума до войны. С 1941 г. по 1946 год служил а армии. Солдат 280 стрелковой дивизии, сражался в Курской дуге. Участвовал в освобождении Польши от фашистов. В 1942–1946 гг. – старший писарь Управления штаба 280 стрелковой дивизии. За боевые заслуги награжден орденом “Красная Звезда” и 8 медалями. После демобилизации вернулся на родину и продолжил любимую учительскую работу в автотранспортном техникуме, был завучем, преподавателем до 1956 года. А в 1956 году приехал в Амгу и работал учителем в Амгинской средней и восьмилетней школах. Михаил Григорьевич плодотворно работал 46 лет. Заслуженный учитель ЯАССР, ветеран педагогического труда и ВОВ, кавалер ордена Красной звезды.
Романов Иннокентий Иванович (1926–1985). Родился в Алтайском наслеге Амгинского улуса в 1926 году. Учился в Алтайской, Амгинской школах. Учеба прервалась призывом в действующую советскую армию в 1944 году. Службу начал в 91 запасном стрелковом полку, затем переведен в 25-ю краснознаменную мотострелковую бригаду в Монголию. С 1947 г. службу продолжил на Курильских островах, демобилизован только в 1950 году. Награжден медалью “За победу над Японией”. По возвращении на родину продолжает школьное образование, затем поступает в якутский педагогический институт и после окончания первого курса с 1953 года работает учителем Амгинской средней школы, а учебу продолжил заочно. В 1954 году был направлен в Амгино-Нахаринскую школу, где работал учителем физики и математики, в 1963–1984 гг. – учитель физики и математики в Амгинской средней школе.
Иванов Николай Павлович (1917–1975). Начал педагогическую деятельность с 1932 г. В 1934–... – учитель Абагинской семилетней школы, директор Майской семилетней школы (с. Покровка). В рядах Красной Армии служил в Новордеском механизированном корпусе 7-й отдельной лыжной бригаде Южного фронта, участник Японской войны в составе отдельного дорожно-строительного батальона 25-й Армии. В 1948–1963 гг. – учитель математики, завуч, директор Амгинской средней школы, в последующие годы -инспектор, заведующий РОНО, заведующий методическим кабинетом.
Кайдалов Георгий Фомич (1903–1980). Родился в 1903 году в Олекминском улусе. После окончания якутской национальной военной школы с 1931 года работал учителем в Амгинском улусе, а с 1942 – военруком в Амгинской средней школе. Летом 1942 года призван в ряды Красной Армии. На войне был командиром взвода, участвовал в прорыве Ленинградской блокады. В 1943 году был тяжело ранен и долго лечился в госпитале. В 1944 г. участвовал в освобождении близлежащих к Ленинграду городов. Под Нарвой потерял правую руку. За боевые заслуги награжден медалями “За оборону Ленинграда”, “За отвагу”. Вернувшись с войны, проживал в селе Абага, работал учителем 31 год, был инвалидом войны II группы.
Немчинов Петр Николаевич (1904–1979). Участник гражданской и Великой Отечественной войн. Родился в 1904 г. в бедной семье. В 1907 году окончил церковноприходскую школу. Был комсомольским активистом. С 1933 по 1938 год-работал учителем в Амгинской средней школе, учил 5-7 классы, давал уроки музыки и физкультуры. В 1942 был призван в ряды Красной Армии. Прошел всю войну. В 1942 г. в течение 9 месяцев участвовал в освобождении блокадного Ленинграда. Участник освобождения городов Таллина, Риги, Варшавы в качестве командира отделения пехоты. Награжден медалями “За оборону Ленинграда”, “За отвагу”. После войны до 1960 работал на партийной работе.
Окороков Иван Иванович (1917–1980). Уроженец Сатагайского наслега. Учительскую работу начал с 1939-40 учебного года в Бердигестяхской средней школе Горного улуса. В 1940 году учился в якутской военной национальной школе и еще до войны был призван на службу. Принимает участие в Сталинградской битве, 4 раза был ранен, стал инвалидом и вернулся на родину в 1942 году. Награжден медалями “За отвагу”, “За Оборону Сталинграда”. Вернувшись с фронта, в 1942 г – учитель якутского языка, завуч Абагинской семилетней школы, в 1943–1949 гг. – директор, учитель Алтайской семилетней школы, с 1949 до 1980-х гг. – директор Бетюнской начальной школы, учитель Амгинской средней школы, директор Чапчылганской начальной школы.
Онуфриев Семен Петрович (1917–1989). Педагогическую деятельность начал в 1935 г. учителем Якутской национальной военной школы. В 1939–1942 гг. служит в Забайкалье курсантом командирских курсов. В 1942 г. окончил военно-пехотное училище и призван на службу. Был командиром взвода 386-го запасного стрелкового полка 41 стрелковой бригады. В 1943 г. окончил филиал курсов “Выстрел” в Читинской области. В 1943 г. в звании младшего лейтенанта назначен командиром ... взвода 800-го стрелкового полка 143-й стрелковой дивизии Воронежского фронта. За боевые заслуги награжден медалью “За отвагу”, “За освобождение Чехословакии”. После войны вернулся к мирной своей профессии. В 1945–1952 гг. – заведующий начальной школы, учитель Бетюнской школы. С 1952 по 1973 г. работает делопроизводителем Амгинской средней школы.
Климентов Василий Лукич (1919–1999). С 1937 по 1942 работал учителем Амгинской неполной средней школы. В ряды Красной Армии призван в 1942 г. Служил в Сталинградском Краснознаменном механизированном орденов Суворова и Кутузова 4 Гвардейском Корпусе, 12-й бригаде I-й армии Украинского фронта. За боевые заслуги награжден орденом “Красная Звезда”, боевыми медалями. Вернувшись с войны, продолжает работу в Амгинской школе. Учился в Красноярской высшей партийной школе. В последующие годы – секретарь райкома партии Амгинского района, заместитель председателя райсовета Амгинского района, заместитель председателя всероссийского общества инвалидов, Совета ветеранов войны и труда.
Васильев Иннокентий Николаевич (1922–1988). Учился в Амгинской средней школе. В 1941 г. ушел на фронт добровольцем. Во время войны, закончив Омское военное училище, стал сержантом. В 1943 г. закончил Златоустовское пехотное пулеметное училище. Воевал в составе 72-ого стрелкового десантного полка Волховского фронта, 2–3-го Белорусского, 1-го Прибалтийского, Северо-Западного фронтов. Был снайпером. Участвовал в освобождении городов Рига, Резегна. За время войны был пять раз ранен, но каждый раз, вылечившись в госпитале, возвращался в свою роту. Награжден медалью “За отвагу”, орденами “Красной звезды”, “Славы III степени”. Работал учителем в Абаге, Амгинской средней школе.
В Амгинской средней общеобразовательной школе № 1 имени В.Г. Короленко свято хранится память об учителях-участниках Отечественной войны, которые на своих плечах вынесли все тягости страшной войны, прошли огромный жизненный путь с радостями и удачами, потерями и невзгодами. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить учителей, отдавших жизнь за Родину.
Столько лет прошло, но люди помнят
О тех грозных и тяжелых днях!
И цветы несут к могилам павших
В этих яростных, безжалостных боях.
Люди помнят, люди помнят о Победе
И о том, какой огромною ценой
Нам досталась счастье жить на свете,
Как стало ярким солнце над землей.
Как в мае сорок пятого, мы ныне
Благодарим прошедших ту войну,
Всех тех, кто шел вперед, теряя силы,
Свободной делая великую страну!
Заключение
С каждым днем все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной Войны. Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью людей.
В своей работе мы использовали материалы музея истории амгинской школы, перевели на английский язык, чтобы использовать материалы на уроках, научиться говорить о своих земляках, об учителях – воинах, о школе на английском языке.
В этой работе много цифровых данных, много фамилий. Однако могут ли они в полной степени отразить то, как отчаянно каждый якутянин сражался за свою родину, как многие из них жертвовали собой ради товарищей? К сожалению, фамилии участников Великой Отечественной известны далеко не всем. Это грустно, потому что не знать имена тех, кто воевал, не жалея себя, тех, кто шел в бой, грея себя мыслями о далекой Якутии, просто стыдно. Вообще, историей родного края необходимо интересоваться любому, кто считает, что любит свою малую родину.
В заключение мы хотим сказать, что, готовясь к данной конференции, мы пополнили свой словарный запас, узнали больше об истории родного края, родной школы и надеемся, что в будущем, когда мы будем встречать иностранных гостей, мы сможем достойно представить историю нашей школы на английском языке. Нам очень хочется, чтобы наша работа заинтересовала ребят, ведь историю родного края обязан знать каждый уважающий себя человек. Хотелось бы думать, что наш скромный труд внесет хоть какую-то лепту в увековечивание памяти героев.
Использованная литература
1. Аманатова Е.В. Кинилэр Кыайыыны уьансыбыттара. Амга, 2005.
2. Гаврильев Д.Н. Книга памяти Амгинского улуса: амгинцы, демобилизованные после Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Якутск: Бичик, 2003.
3. Дьячковская С.А., Захарова В.И., Скрябина З.М. Путь в 125 лет: развитие просвещения в с. Амга. Амга, 1993.
4. Материалы музея истории Амгинской средней школы.
5. Расторгуев М.А. История Амгинской средней школы им. В.Г. Короленко Амгинского района Якутской АССР советского периода: Рукопись. 1968.