Использование нетрадиционных методов на уроках обществознания как одно из условий воспитания гражданственности

Разделы: История и обществознание


Подумайте о том, чьи вы сыны:
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и знанью рождены.
Данте

Традиционно многие десятилетия воспитание рассматривалось как передача старшим поколением социального опыта (знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности, отношений) молодому поколению. Однако в быстро меняющемся обществе двадцать первого века столь привычные и проверенные процессы уже малоэффективны: формы опыта могут меняться на протяжении жизни даже одного поколения и воспроизводство «делай как я» уже являются, не прост малопродуктивными, но и вызывают конфликты между поколениями.

Реалии сегодняшнего дня требуют нового подхода к воспитанию: оно должно быть организовано «как гуманитарный, человекообразующий процесс, потому что все свои проблемы общество и государство могут решить только через воспитанного (социализированного, культурного) человека» (Е.В.Бондаревская), что может стать, с одной стороны, средством предотвращения социальной деградации, а с другой стороны, средством восстановления общественной нравственности.

Новые требования, предъявляемые системе образования, необходимость изменения образовательной парадигмы получили своё отражение в российской образовательной политике.

Сегодня, перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентироваться в сложнейших и противоречивых условиях современной действительности, готова к выполнению основных социальных функции к общественно-преобразующей деятельности, т.е. личности со сформированной гражданской позицией.

Образование должно способствовать становлению гражданственности через:

  • развитие демократических гражданских качеств;
  • выработку осознанной гражданской позиции;
  • сохранение баланса свободной личной инициативы и ответственности перед обществом;
  • стремление к активным действиям по решению существующих проблем.

Таким образом, среди основных элементов гражданственности можно выделить ряд основных.

Гражданская позиция, являясь сложным интегративным, личностным образованием включает в себя систему знаний ценностей отношение личности к действительности и её социально значимую деятельность.

Наиболее интенсивно становление гражданской позиции осуществляется в подростковом и особенно в старшем подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит переход от внешнего управления поведения человека к внутреннему самоуправлению. Формирование у старших подростков психологической готовности к самоопределению, связано с развитием у них устойчивых представлений об окружающем мире, о своём назначении в жизни. Возникающая в данный период потребность подростков в самоутверждении связана с тем, что они фактически становятся уже способными вступать в равноправные отношения с окружающими взрослыми что, и является основой формирования гражданской позиции личности.

Основываясь на исследованиях А.В.Мудрика, И.В.Судаковой, Л.Н.Щербаковой можно выделить в структуре гражданской позиции 3 основных компонента: познавательный, мотивационно - ориентировочный, поведенческий компоненты.

И.ВМолодцова, Г.С Саволайнен в своей статье «Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка» выделили показатели позволяющие судить о сформированности как отдельных компонентов, так и гражданской позиции школьников в целом, представленные в таблице.

Структура гражданской позиции старшего подростка

Компоненты гражданской позиции старшего подростка

Показатели сформированности компонентов гражданской позиции старшего подростка

Познавательный

- Знания о гражданских качествах личности и требованиях общества к гражданину, личная значимость гражданских прав и обязанностей;

- Соотнесённость знаний с адекватной им системой ценностей;

- Видение путей своего гражданского самосовершенствования

Мотивационно-ориентировочный

- Мотивация участия в общественно полезной деятельности;

- Позитивное отношение к общественно полезной деятельности;

- Стремление к гражданскому самовыражению

Поведенческий.

- Применение знаний о гражданственности, социальной роли гражданина на практике;

- Осознанное участие в общественно полезной деятельности;

- Настойчивость, упорство в достижении цели;

- Проявление инициативы в реализации себя как гражданина

Поэтому основная задача воспитания постепенно научить подростка думать, действовать и выполнять разного рода обязанности на уровне требований, которые предъявляются взрослым, а также общаться с людьми по нормам взаимоотношений взрослых.

И здесь необходимо учесть, что важнейшей характеристикой подросткового возраста является стремление к пробе своих сил и возможностей в самых разных сферах жизнедеятельности, так как на этой основе происходит построение собственного субъектного поведения. Реализовать данные стремления ребёнка помогает использования метода проектов на уроках.

Использование метода проектов в процессе обучения даёт учителю больше возможностей для повышения интереса к предмету, а также способствует повышению эффективности обучения. Учитель имеет возможность путём организации образовательной среды и варьирования учебной нагрузки создать каждому ученику условия для возможного выбора предпочтительной деятельности, партнёра и средства обучения.

Одним из проектов, который может быть выполнен учащимися 11 классов (гуманитарного профиля) является проект «Создание политической партии» по теме «Политическая жизнь современного общества». Данная тема предусматривает рассмотрение таких вопросов, как Политические партии и движения; Типология политических партий; Политическое лидерство (Программы общеобразовательных учреждений, 10-11 классы, История Обществознание, издательство «Просвещение»). Тема «Роль политической партии в политической системе» отражена в учебнике под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой «Человек и общество» недостаточно полно, поэтому требуется дополнительное самостоятельное изучение. Это изучение может быть организовано в виде проекта. После знакомства на уроке с вопросами что такое партия, признаки партии, функции партии и классификации партии, учащимся было предложено:

  • на основе полученных, на уроках, а также в результате самостоятельной работы знаний, создать устав и программу своей партии;
  • распределить роли внутри группы;
  • подготовить презентацию, которая включала в себя рекламный ролик партии, рекламные листовки, пресс-конференцию лидера партии с журналистами и избирателями.

Класс, принимающий участие в выполнении проекта состоял из 20 человек:5 юношей и 15 девушек. В этом классе были как дети, успевающие на «четыре» и «пять», так и слабоуспевающие ребята. Но все они с большим воодушевлением встретили идею о проведении этого проекта.

Выбранный проект по классификации Полат Е.С. является внутренним (в пределах класса) и ролево - игровым.

Презентация проекта была осуществлена на уроке. Тип урока – деловая игра.

Тема урока: «Политическая партии»

Главный изъян демократии в том, что
только партия, лишённая власти, знает, как
управлять страной.
Л.Питер

Цели урока:

  • актуализировать знания учащихся по теме;
  • развить умение анализировать, выделять главное, работать с разными источниками информации;
  • развитие коммуникативной компетенции

Поставленные задачи выходили за рамки чисто учебных и, планируя работу над проектом, ставились следующие воспитательные задачи: формирование гражданской позиции и развитие таких качеств личности, как

  1. заинтересованность и любознательность при знакомстве с правилами составления рекламных буклетов и правил этикета при проведении пресс-конференции,
  2. творческое отношение к делу,
  3. контактность и коммуникабельность,
  4. чувство прекрасного, эстетическая восприимчивость при оформлении рекламных буклетов.

Работая в группе, школьник имеет возможность реализовать себя в том, что у него лучше получается. Это способствует усилению мотивации учения, созданию комфортной среды для каждого. Ответственность за выполнение задания группы способствует воспитанию самостоятельности учащихся, даёт возможность научиться планировать свою работу: определять цели. Работая над проектом, учащиеся повышают культуру устной и письменной речи (разработка устава и программы, написание листовок, презентация полученных результатов) и имеет возможность реализовать себя, самостоятельно подбирая информацию, в том числе и через Интернет. Работая совместно, школьники с одной стороны, учатся работать без прямого контроля со стороны учителя, а с другой, сообща стремятся к выбранной цели, тем самым создают предпосылки и условия для воспитания человека культуры – свободной личности. Разрабатывая данный проект, учащиеся также осваивали различные социальные роли, работая внутри групп.

Разработка данного проекта осуществлялась в течение двух недель. Совместно с учителем был составлен примерный план разработки проекта: первую неделю – сбор дополнительного материала, затем его анализ, подготовка итогового продукта и на второй недели - презентация проекта. Совместное с учителем планирование работы стимулировало развитие рефлексии, помогало учащимся планировать, как свою индивидуальную образовательную траекторию, так и работу всей группы. К концу работы каждая группа должна была сдать Отчет о работе группы. Он оформлялся по следующей схеме.

Отчет о работе исследовательской группы …..

 «_____»____________ 200

  1. Состав исследовательской группы:
  2. Тема исследования
  3. Сроки исполнения
  4. Планы группы
  5. Планы членов группы

Фамилия Имя

Что планирую сделать

 

 

  1. Выполнены следующие виды работ (указывается: литература, прочитанная участниками проекта, проведённые наблюдения и т.д.)
  2. Выполнение работы членами группы: 
Фамилия Имя

Что сделано на момент заполнения

 

 

  1. Возникшие затруднения

Две из трёх групп работали над «созданием» собственной партии, а 3 группа готовила вопросы к пресс-конференции от имени «избирателей» и «журналистов».

При распределении заданий, принимались во внимание трудности задания, артистические и художественные способности.

Таким образом, для каждого члена группы создавалась личностно-ориентированная ситуация, условия для выбора партнёра и предпочтительной деятельности, тем самым, индивидуализируя и дифференцируя процесс обучения и воспитания. Работа над проектом позволила обеспечить социализацию и саморазвитие каждого ученика. При работе над проектом были задействованы коммуникативное, эстетическое и эмоционально-личностная мотивация учащихся.

Наибольший интерес учащихся вызвала организация «пресс-конференции». Она началась с рекламных роликов партий и раздачи листовок. Обе партии постарались – разработав не только «листовки» но и буклеты, изложив в них кратко программы своих партий. Что касается телевизионной рекламы, то одна из партий ограничилась театрализованной сценкой, а другая сняла настоящий рекламный ролик. Затем «лидеры партий» ознакомили « избирателей» и «журналистов» с уставом и программой партий. Обе «партии» - партия СБНС (Свобода и безопасность нашей страны) и партии «Свободная Россия» классифицировали себя как массовые, стабильные, открытые, реформистские. При этом партия СБНС отнесла себя к либеральным партиям, а «Свободная Россия» к социалистическим партиям.

После представления своих «партий» лидеры ответили на вопросы участников пресс-конференции. Дискуссия получилась интересной, вопросы, задаваемые «журналистами» и «избирателями» - острыми. После окончания дискуссии был проведен «социологический опрос», выявивший наиболее популярную партию.

Изменение социальной позиции ученика при коллективных видах работы приводит к желанию разобраться в ней, оправдать полученную роль, а это воспитывает в нём целеустремлённость ответственность, умение отстаивать своё мнение. Так на практике реализуется одно из условий личностно-ориентированного образования и воспитания: рефлексия собственного развития личности учащегося. Это способствует появлению стремления личности к самообразованию, к реализации собственного потенциала.

В конце проекта каждый из участников проекта выступил с рассказом о том, что именно он выполнил, что понравилось, что нет и почему.

При оценке выступлений учитывались:

  • степень раскрытия темы
  • личный вклад в исследование проблемы
  • самостоятельность анализа
  • умение формулировать выводы, логика изложения.

На следующем уроке был выявлен уровень овладения знаниями по данной теме, для чего был проведён тест. Результаты тестирования показали достаточно высокий уровень овладения учебным материалом.

Учащимися были получены следующие оценки:

Оценки

Кол-во
учащихся

Проценты

5

6

28

4

10

48

3

5

24

2

0

0

Таким образом, воспитательные и учебные задачи, поставленные нами перед началом разработки проекта, были выполнены: удалось создать для каждого члена группы личностно-ориентированную ситуацию и условия для выбора партнёра и предпочтительной деятельности, тем самым, индивидуализируя процесс обучения и воспитания. Работа над проектом позволила обеспечить саморазвитие каждого ученика. При работе над проектом была задействована коммуникативная, эстетическая и эмоционально-личностная мотивация учащихся.

В итоге работа над проектом способствовала формированию гражданской позиции учащихся и позволила закрепить и систематизировать их знания по данной теме. Кроме того, за период работы над проектом учащиеся значительно расширили свой кругозор, увеличился интерес к изучаемому предмету.

Приложение