Урок по теме "Деление дробей"

Разделы: Математика


Пояснение:

Для участия в соревновании класс разбивается на две команды,  каждой команде даются одни и те же задания с таким расчетом, чтобы число заданий было равно числу участников команд. Выбираются капитаны команд. Они руководят действиями своих товарищей и распределяют, кто из членов команд будет отстаивать решение каждого задания в бою. Дав время на обдумывание и поиск решения, учитель следит за соблюдением правил соревнования и подводит итоги состязаний.
Для быстрой оценки учащихся используются жетоны, стоимость которых определяется цветом:

- зеленый   - 3 балла;
- голубой   - 4 балла;
- красный   - 5 баллов.

Цель урока:

- продолжить усвоение, в игровой форме, правила умножения и деления дробей.
- формировать у учащихся ответственность, организованность, дисциплинированность,  навыки работы в команде.
- развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач.
- развитие познавательного интереса учащихся.

Оборудование:

  1. презентация по уроку
  2. проект из истории дробей

План урока

1. Организационный момент. Сообщение целей урока, повторение правил игры.

2. Игровой этап.

1. Гейм. «Дальше»

Кто из команд даст больше ответов на 12 предложенных вопросов.

Правило: каждый член команды должен дать не менее одного ответа, поэтому в обязанности капитана входит корректировка и назначение отвечающего.

Вопросы 1 семьи:

  1. Определение четных чисел.
  2. Правило делимости на 3.
  3. Какое число называют кратным натуральному числу «а»?
  4. Сколько делителей может быть у числа, назовите самый большой.
  5. Сколькими способами четыре члена команды могут распределять между собой этапы эстафеты?
  6. Что называют сокращением дроби?
  7. Правило сложения дробей с разными знаменателями?
  8. Правило умножения дробей.
  9. Сформулируйте правило нахождения процента от числа.
  10. Правило умножения смешанного числа на натуральное число.
  11. Взаимно обратные числа.
  12. Переведите в десятичную дробь .

Вопросы для 2-ой команды.

  1. Вид нечетного числа.
  2. Какое число называют делителем числа «а»?
  3. Сколько кратных можно найти для числа «а»? (назовите самое маленькое)
  4. Признак делимости на 9?
  5. Сколько различных трехзначных чисел можно составить из цифр 0,1,2,3?
  6. Какая дробь называется несократимой?
  7. Правило приведения дробей к общему знаменателю.
  8. Как разделить дробь?
  9. Сформулируйте правило нахождения дроби от числа.
  10. Распределительное свойство умножения относительно сложения.
  11. Взаимно простые числа.
  12. Представьте обыкновенной дробью 30%.

2. Гейм. «Заморочки из бочки».

Капитаны получают наборы карточек и распределяют их между членами команд. Свою задачу они решают на доске. Остальные попарно (по человеку то команды) решают на месте. Капитаны представляет решение классу, остальные сравнивают парами.
Набор из 12 задач.

  1. За два дня турист прошел 26 км. Путь, пройденный в первый день, составлял  пути, пройденного во второй день. Сколько километров прошел турист в каждый из этих дней?
  2. Белка с бельчонком запасли на зиму 350 грибов. Бельчонок собрал 75% числа грибов, собранных белкой. Сколько грибов собрала белка и сколько бельчонок?
  3. Два велосипедиста выехали из одного пункта в противоположных направлениях. Скорость одного из них 15 км/ч, а скорость другого в 1раза меньше. Через сколько времени расстояние между ними будет равно 4 км?
  4. В первом ящике 8кг винограда, что в 1 раза больше, чем во втором и в 1 раза меньше чем в третьем. Сколько килограммов винограда в трех ящиках?
  5. В двух вагонах 119т зерна. В одном из них зерна больше в 1 раза чем в другом. Сколько тонн зерна в каждом вагоне?
  6. Сумма трех чисел равна 424. Первое число меньше второго в 2 раза, а третье число составляет  от первого числа. Найдите каждое из трех чисел.
  7. Площадь двух комнат 48м². Площадь одной комнаты составляет от площади другой. Найдите площадь каждой комнаты.
  8. Первый плотник сделал на 9 оконных рам меньше, чем второй. Сколько рам сделал каждый плотник, если число рам, сделанных первым плотником составляет  числа, сделанных вторым?
  9. Два пешехода вышли одновременно навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми 5км. Скорость первого пешехода составляла  скорости второго. Найдите скорость каждого пешехода, если они встретились через полчаса.
  10. Мотоциклист стал догонять велосипедиста, когда между ними было 33км, и догнал его через  часа известно, что скорость велосипедиста составляла  скорости мотоциклиста. Найдите скорости мотоциклиста и велосипедиста.
  11. Геологи 8ч ехали на автомобиле и 7 двигались пешком. Весь их путь оказался равным 225км. С какой скоростью геологи шли пешком и с какой – ехали на автомашине, если они проехали в 14 раз больший путь, чем прошли пешком?
  12. В бочке и бидоне 80л кваса. В бидоне  количества кваса, находящегося в бочонке. Квас из бочонка разлили в 20 кувшинов, а из бидона в 32 банки. Где больше кваса, в одном кувшине или в одной банке? На сколько литров?
  • Оценивается решение задачи по схеме. Ребята с одинаковыми номерами меняются тетрадями и если возникают вопросы, то ученики пользуются подсказкой. (карточкой с решенной задачей).

3. Гейм «Исторический».

Учащиеся представляют результаты своих исследований по теме: «Из истории развития дробей».
Первая команда _ «Вид дроби от древности до наших дней»
На отчет каждой команде дается 3минуты, поэтому до урока учитель проверяет выступление учащихся и корректирует отчет и презентацию.

Физкультурная пауза.

Рисуем:

  1. плоскость
  2. прямую
  3. отрезок
  4. правый луч
  5. полуплоскость
  6. левый луч
  7. полуплоскость
  8. точка
  9. дуга.

4. Гейм. «Шифровальный»

Каждый участник получает тест по теме  «Умножение и деление дробей», ответом которого является слово «Вавилон». Победителем является команда первой получившая ответ – он получает 5 баллов. (читать ответ следует наоборот, начиная с седьмого задания)
Результат исследования второй команды «Родина дробей».

5. Гейм. «Гонка за лидером».

  Кто больше ответов даст за одну минуту?

  1. Что означает знаменатель дроби?
  2. Как % перевести в дробь?
  3. Число, состоящее из целой и дробной части.
  4. Дробь, в которой числитель больше знаменателя?
  5. К –  к.
  6.  года
  7. 3 часа 15 минут в десятичной дроби.
  8. 50% числа.
  9. Если делимое уменьшить вдвое, то частное……
  10. В коробке носки трех видов 7 одного, 3 второго, 5 третьего. Сколько носков, наименьшее число, надо достать, чтобы 2 было одинаковых.
  11. Что означает числитель дроби?
  12. Как перевести смешанное число в неправильную дробь?
  13. Дробь, в которой числитель меньше знаменателя.
  14. Электронные часы показывают 2 числа часы и минуты, например 15.20. Сколько раз за сутки (24часа) они показывают два одинаковых числа?
  15. Х+ Х
  16.   недели
  17. 25% числа
  18. Если один множитель увеличить втрое, а другой уменьшить втрое, то произведение…
  19. У Маши 3 брата и 2 сестры. Сколько братьев и сестер у брата?
  20. Соревнования юных шахматистов проходят один раз в году. Первые были в 1991 году. Какой по счету конкурс был в 2001 году?

Оценка за правильный ответ трехбалльный жетон.

3. Подведение итогов.

Подведение итогов. (Баллы суммируются и команда, набравшая большее количество считается победителем). Оценки по результатам личного зачета.