Цель: становление дружеских, уважительных отношений между сверстниками своего и противоположного пола.
Задачи:
- Обогащать обобщенные представления о необходимости и значимости проявления дружеских, уважительных отношений между детьми разного пола, понимания между ними.
- Способствовать проявлению интереса к сфере взаимоотношений между сверстниками своего и противоположного пола.
- Способствовать проявлению симпатий по отношению к представителям противоположного пола.
- Способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности.
Предварительная работа:
-
познавательная деятельность –
речевая деятельность –
изобразительная деятельность –
конструктивная деятельность –
музыкальная деятельность –
трудовая деятельность –
Материал к занятию – видеофильм «Признание» (из «Ералаша»), настольно-печатная игра «Правильно – неправильно».
Ход занятия
*В: Ребята, к вам обратились за помощью наши друзья-первоклассники. Они пишут, что недавно смотрели «Ералаш», где показали фильм о мальчике, которому очень нравилась девочка, а мальчик не знал, как понравиться ей, как дать понять или сказать ей об этом. Этот видеофильм они вам высылают и просят посмотреть его.
Содержание видеофильма (из «Ералаша»): Мальчик, которому очень нравилась девочка, не знал, как дать понять, или сказать ей об этом. Тогда он попросил знакомого мальчика передать ей яблоко, спросив при этом: «Ты любишь яблоко?», - и когда она скажет: «Да!» и возьмет яблоко, добавить: «И Петров тебя тоже». Мальчик, которого попросили передать яблоко, подошел к девочке и спросил у неё: «Ты любишь яблоко?»,- «Терпеть не могу», - ответила девочка, - «И Петров тебя тоже».
*В: Когда ваши друзья-первоклассники посмотрели этот фильм, они стали вместе думать о том, что не так сделал мальчик для того, чтобы привлечь внимание девочки, которая ему нравилась и что ему надо сделать для этого. Мнения наших друзей разделились, и они даже поспорили: одни ребята считают, что мальчик правильно сделал, проявив заботу о девочке, которая ему нравилась. Другие ребята считают, что мальчику нужно было по-другому привлечь внимание девочки. К вам, ребята, они обратились неслучайно. Они слышали, что вам в детском саду много читали и рассказывали о дружбе и любви, и вы обязательно поможете разрешить их спор.
*В: Ребята, вы согласны помочь нашим друзьям? Как мы можем им помочь? (Примерные ответы детей: мы можем рассказать им о дружбе между мальчиками и девочками, когда они нравятся друг другу, записать наши рассказы на магнитофон и выслать им.) Молодцы, как вы все хорошо придумали!
*В: Ребята, вы посмотрели фильм из «Ералаша». Как мальчик хотел привлечь внимание девочки, которая нравится? (Примерные ответы детей: он хотел угостить её яблоком.)
*В: Почему же девочке не понравился этот знак внимания со стороны мальчика? (Примерные ответы детей: мальчику нужно было самому подойти к девочке и угостить её яблоком, а не просить об этом пробегавшего мимо мальчика.) Да, ребята, я согласна с вами, что мальчику нужно было самому подойти к девочке и поделиться с ней яблоком.
*В: В этом фильме мальчику очень нравится девочка. Как еще по-другому можно было привлечь её внимание? (Примерные ответы детей: подарить цветы, рассказать интересную историю, поздравить с Днем рождения, а еще надо было узнать, любит ли она яблоки.)
*В: Все верно, чтобы привлечь внимание девочки, которая вызывает симпатию, мальчику нужно проявлять себя достойно, по-мужски, стараться сделать ей приятное: поделиться игрушками, сладостями, рассказать интересную историю, поздравить в День рождения, подарить цветы, с разрешения родителей пригласить в гости.
*В: Чтобы вспомнить о том, как мальчик может проявлять себя достойно, по-мужски, предлагаю поиграть в игру.
*Проводится настольно-печатная игра «Правильно-неправильно». По предложению воспитателя дети выбирают из других картинок и выставляют на фланелеграф те, на которых изображены поступки мальчиков, соответствующие достойному мужскому поведению: проявляют смелость и храбрость, следят за своим внешним видом, занимаются спортом, проявляют заботу о других, читают книги.
В ходе выполнения задания воспитатель беседует по содержанию иллюстраций, подводит итог: «Мальчиков любят и ценят за настоящие мужские поступки, в которых люди видят смелость, честность, силу, заботу о других, благородство».
*В: О заботливых отношениях между мальчиками и девочками, которые нравятся друг другу, придумано много игр, предлагаю поиграть в одну из них.
*Воспитатель предлагает детям, используя жесты и выразительную речевую интонацию, самостоятельно разыграть русскую народную игру «На блины»:
В: Стала Маша
Гостей собирать…
Маша: И Иван приди (Маша жестом зовет к себе Ивана),
И Степан приди (поворачивается к Степану),
Да и Андрей приди (зовет Андрея),
Да и Матвей приди (то же к Матвею),
А Митрошечка:
Ну, пожалуйста! (Прижимает правую руку к груди и наклоняет голову.)
В: Стала Маша
Гостей угощать… (Ставит воображаемую миску с блинами на стол.)
Маша: И Ивану блин,
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин. (Достает «блины» и раздает их Ивану, Степану, Андрею и Матвею.)
А Митрошечке –
Мятный пряничек (Достает из кармана воображаемый пряник и протягивает его.)
В: Стала Маша
Гостей провожать… (Достает из кармана «платочек».)
Маша: Прощевай, Иван!
Прощевай, Степан!
Прощевай, Андрей!
Прощевай, Матвей (Кланяется Ивану, Степану, Андрею, Матвею.)
А ты, Митрошечка,
Моя крошечка,
Да ты побудь со мной
Еще немножечко! (Гладит по голове Митрошечку, прижимает его к себе.)
*В: Как вы думаете, почему в этой игре Маша особенно заботливо и внимательно относится к мальчику Митрошечке? (Примерные ответы детей: Маша хочет понравится ему.) Что Маша делает для того, чтобы понравиться Митрошечке? (Примерные ответы детей: она угостила его мятным пряничком, Маша – добрая, вежливая.)
*В: Если девочка хочет понравиться мальчику, она может привлечь его внимание заботой, добротой, аккуратностью, тем, как она следит за собой, своим внешним видом.
*В: Чтобы вспомнить о том, за какие ещё женские поступки ценят и любят девочек, предлагаю поиграть в игру.
*Проводится настольно-печатная игра «Правильно-неправильно». По предложению воспитателя дети выбирают из других картинок и выставляют на фланелеграф те, на которых изображены поступки девочек, соответствующие достойному женскому поведению: проявляют заботу о других, внимание к их эмоциональному состоянию, помогают в домашних делах, занимаются рукоделием, заботятся о своем внешнем виде.
В ходе выполнения задания воспитатель беседует по содержанию иллюстраций, подводит итог: «Девочек ценят и любят за настоящие женские поступки, в которых проявляется доброта, нежность, забота, послушание, трудолюбие».
* В: Заботливые отношения между мальчиками и девочками особенно важны тогда, когда они нравятся друг другу. Дружба между мальчиками и девочками может перерасти в любовь.
*В: Ребята, что такое любовь? (Примерные ответы детей: это когда заботишься о человеке, стараешься ему понравиться, стараешься быть красивым.) Да, ребята, любовь – это большое и светлое чувство, которое делает людей счастливыми. Вы правильно сказали, что к любимому человеку нужно относиться с пониманием и заботой, обеспечивать его спокойствие, благополучие, стараться делать все красиво, доставлять радость тому, кого любишь.
*В: Из-за любви люди совершают подвиги, верно ждут своих возлюбленных долгие годы. Многие мужчины и женщины проносят свою любовь через всю жизнь, она согревает людей, живущих с ними рядом. Вспомните сказки, в которых говорится о любви преданной и благородной, о любви, сотворившей чудо. (Примерные ответы детей: «Аленький цветочек», «Сказка о царевне и семи богатырях», «Снежная королева», «Русалочка».) Молодцы, много сказок вспомнили!
*В: Ребята, скоро состоится замечательный праздник – День Святого Валентина. Кто из вас знает, что это за праздник? (Примерные ответы детей: день влюбленных.)
*В: Влюбленных людей почитают во всем мире. Влюбленные люди делают все для того, чтобы им было хорошо вместе, никогда не расстраивают и не огорчают друг друга. В этот день принято дарить «валентинки» тому человеку, который очень нравится. Мы с вами тоже сделаем «валентинки» на следующем занятии и подарим их тем, кого любим.