Конспект занятия по социальному развитию в подготовительной группе. Тема: "О любви и дружбе"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: становление дружеских, уважительных отношений между сверстниками своего и противоположного пола.

Задачи:

  1. Обогащать обобщенные представления о необходимости и значимости проявления дружеских, уважительных отношений между детьми разного пола, понимания между ними.
  2. Способствовать проявлению интереса к сфере взаимоотношений между сверстниками своего и противоположного пола.
  3. Способствовать проявлению симпатий по отношению к представителям противоположного пола.
  4. Способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности.

Предварительная работа:

  • познавательная деятельность – рассматривание тематического альбома «О любви и дружбе»;

  • речевая деятельность – чтение русских народных и авторских сказок («Волшебное кольцо», «Русалочка», «Аленький цветочек», «Сказка о царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Снежная королева», «Царевна – лягушка»), беседа «О любви и дружбе мальчиков и девочек»;

  • изобразительная деятельность – рисование («Мой любимый друг», «Моя любимая подруга», аппликация «Валентинки»);

  • конструктивная деятельность – конструирование из бумаги подарков (цветов, машин) для друзей и подруг;

  • музыкальная деятельность – развлечение «День святого Валентина», прослушивание песен о любви и дружбе («Плакала девчонка…» и др.), исполнение частушек о любви;

  • трудовая деятельность – изготовление поделок из бросового материала в подарок друзьям.

Материал к занятию – видеофильм «Признание» (из «Ералаша»), настольно-печатная игра «Правильно – неправильно».

Ход занятия

*В: Ребята, к вам обратились за помощью наши друзья-первоклассники. Они пишут, что недавно смотрели «Ералаш», где показали фильм о мальчике, которому очень нравилась девочка, а мальчик не знал, как понравиться ей, как дать понять или сказать ей об этом. Этот видеофильм они вам высылают и просят посмотреть его.

Содержание видеофильма (из «Ералаша»): Мальчик, которому очень нравилась девочка, не знал, как дать понять, или сказать ей об этом. Тогда он попросил знакомого мальчика передать ей яблоко, спросив при этом: «Ты любишь яблоко?», - и когда она скажет: «Да!» и возьмет яблоко, добавить: «И Петров тебя тоже». Мальчик, которого попросили передать яблоко, подошел к девочке и спросил у неё: «Ты любишь яблоко?»,- «Терпеть не могу», - ответила девочка, - «И Петров тебя тоже».

*В: Когда ваши друзья-первоклассники посмотрели этот фильм, они стали вместе думать о том, что не так сделал мальчик для того, чтобы привлечь внимание девочки, которая ему нравилась и что ему надо сделать для этого. Мнения наших друзей разделились, и они даже поспорили: одни ребята считают, что мальчик правильно сделал, проявив заботу о девочке, которая ему нравилась. Другие ребята считают, что мальчику нужно было по-другому привлечь внимание девочки. К вам, ребята, они обратились неслучайно. Они слышали, что вам в детском саду много читали и рассказывали о дружбе и любви, и вы обязательно поможете разрешить их спор.

*В: Ребята, вы согласны помочь нашим друзьям? Как мы можем им помочь? (Примерные ответы детей: мы можем рассказать им о дружбе между мальчиками и девочками, когда они нравятся друг другу, записать наши рассказы на магнитофон и выслать им.) Молодцы, как вы все хорошо придумали!

*В: Ребята, вы посмотрели фильм из «Ералаша». Как мальчик хотел привлечь внимание девочки, которая нравится? (Примерные ответы детей: он хотел угостить её яблоком.)

*В: Почему же девочке не понравился этот знак внимания со стороны мальчика? (Примерные ответы детей: мальчику нужно было самому подойти к девочке и угостить её яблоком, а не просить об этом пробегавшего мимо мальчика.) Да, ребята, я согласна с вами, что мальчику нужно было самому подойти к девочке и поделиться с ней яблоком.

*В: В этом фильме мальчику очень нравится девочка. Как еще по-другому можно было привлечь её внимание? (Примерные ответы детей: подарить цветы, рассказать интересную историю, поздравить с Днем рождения, а еще надо было узнать, любит ли она яблоки.)

*В: Все верно, чтобы привлечь внимание девочки, которая вызывает симпатию, мальчику нужно проявлять себя достойно, по-мужски, стараться сделать ей приятное: поделиться игрушками, сладостями, рассказать интересную историю, поздравить в День рождения, подарить цветы, с разрешения родителей пригласить в гости.

*В: Чтобы вспомнить о том, как мальчик может проявлять себя достойно, по-мужски, предлагаю поиграть в игру.

*Проводится настольно-печатная игра «Правильно-неправильно». По предложению воспитателя дети выбирают из других картинок и выставляют на фланелеграф те, на которых изображены поступки мальчиков, соответствующие достойному мужскому поведению: проявляют смелость и храбрость, следят за своим внешним видом, занимаются спортом, проявляют заботу о других, читают книги.

В ходе выполнения задания воспитатель беседует по содержанию иллюстраций, подводит итог: «Мальчиков любят и ценят за настоящие мужские поступки, в которых люди видят смелость, честность, силу, заботу о других, благородство».

*В: О заботливых отношениях между мальчиками и девочками, которые нравятся друг другу, придумано много игр, предлагаю поиграть в одну из них.

*Воспитатель предлагает детям, используя жесты и выразительную речевую интонацию, самостоятельно разыграть русскую народную игру «На блины»:

В: Стала Маша

Гостей собирать…

Маша: И Иван приди (Маша жестом зовет к себе Ивана),

И Степан приди (поворачивается к Степану),

Да и Андрей приди (зовет Андрея),

Да и Матвей приди (то же к Матвею),

А Митрошечка:

Ну, пожалуйста! (Прижимает правую руку к груди и наклоняет голову.)

В: Стала Маша

Гостей угощать… (Ставит воображаемую миску с блинами на стол.)

Маша: И Ивану блин,

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин. (Достает «блины» и раздает их Ивану, Степану, Андрею и Матвею.)

А Митрошечке –

Мятный пряничек (Достает из кармана воображаемый пряник и протягивает его.)

В: Стала Маша

Гостей провожать… (Достает из кармана «платочек».)

Маша: Прощевай, Иван!

Прощевай, Степан!

Прощевай, Андрей!

Прощевай, Матвей (Кланяется Ивану, Степану, Андрею, Матвею.)

А ты, Митрошечка,

Моя крошечка,

Да ты побудь со мной

Еще немножечко! (Гладит по голове Митрошечку, прижимает его к себе.)

*В: Как вы думаете, почему в этой игре Маша особенно заботливо и внимательно относится к мальчику Митрошечке? (Примерные ответы детей: Маша хочет понравится ему.) Что Маша делает для того, чтобы понравиться Митрошечке? (Примерные ответы детей: она угостила его мятным пряничком, Маша – добрая, вежливая.)

*В: Если девочка хочет понравиться мальчику, она может привлечь его внимание заботой, добротой, аккуратностью, тем, как она следит за собой, своим внешним видом.

*В: Чтобы вспомнить о том, за какие ещё женские поступки ценят и любят девочек, предлагаю поиграть в игру.

*Проводится настольно-печатная игра «Правильно-неправильно». По предложению воспитателя дети выбирают из других картинок и выставляют на фланелеграф те, на которых изображены поступки девочек, соответствующие достойному женскому поведению: проявляют заботу о других, внимание к их эмоциональному состоянию, помогают в домашних делах, занимаются рукоделием, заботятся о своем внешнем виде.

В ходе выполнения задания воспитатель беседует по содержанию иллюстраций, подводит итог: «Девочек ценят и любят за настоящие женские поступки, в которых проявляется доброта, нежность, забота, послушание, трудолюбие».

* В: Заботливые отношения между мальчиками и девочками особенно важны тогда, когда они нравятся друг другу. Дружба между мальчиками и девочками может перерасти в любовь.

*В: Ребята, что такое любовь? (Примерные ответы детей: это когда заботишься о человеке, стараешься ему понравиться, стараешься быть красивым.) Да, ребята, любовь – это большое и светлое чувство, которое делает людей счастливыми. Вы правильно сказали, что к любимому человеку нужно относиться с пониманием и заботой, обеспечивать его спокойствие, благополучие, стараться делать все красиво, доставлять радость тому, кого любишь.

*В: Из-за любви люди совершают подвиги, верно ждут своих возлюбленных долгие годы. Многие мужчины и женщины проносят свою любовь через всю жизнь, она согревает людей, живущих с ними рядом. Вспомните сказки, в которых говорится о любви преданной и благородной, о любви, сотворившей чудо. (Примерные ответы детей: «Аленький цветочек», «Сказка о царевне и семи богатырях», «Снежная королева», «Русалочка».) Молодцы, много сказок вспомнили!

*В: Ребята, скоро состоится замечательный праздник – День Святого Валентина. Кто из вас знает, что это за праздник? (Примерные ответы детей: день влюбленных.)

*В: Влюбленных людей почитают во всем мире. Влюбленные люди делают все для того, чтобы им было хорошо вместе, никогда не расстраивают и не огорчают друг друга. В этот день принято дарить «валентинки» тому человеку, который очень нравится. Мы с вами тоже сделаем «валентинки» на следующем занятии и подарим их тем, кого любим.