Интегрированный урок по математике "Виды треугольников"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах треугольников, полученные на разных предметах (математика, информатика, технология); совершенствовать умение чертить разные виды треугольников, изготавливать треугольники из бумаги путем складывания, создавать рисунки из геометрических фигур в программе Paint; совершенствовать навыки устного счёта; развивать умение применять знания полученные на разных предметах в различных жизненных условиях.

Оборудование: презентация в программе Paint; индивидуальные путевые листы, групповые путевые листы; цветная бумага, клей, ножницы; угольники, линейки, простые карандаши, ручки.

Ход урока

Учащиеся заходят в кабинет и рассаживаются произвольными группами за парты. Парты расставлены для групповой работы.

1. Орг.момент.

Говорят под Новый год,

  • что ни пожелается
  • всё всегда произойдет
  • все всегда сбывается

Сбыться могут у ребят

  • разные желания
  • только надо приложить
  • к этому старание.

- Догадайтесь, кто предал вам это пожелание.

- Это пожелание вам передал:.. (Дед Мороз) Проверьте своё предположение и решите лингвистическую задачу:

дети - ти + дом - ом = дед

морж - рж + роза - а = мороз)

2. Целеполагание.

Мы сегодня отправимся в страну :Кого? (Деда Мороза), а чтобы наше путешествие прошло успешно, нам помогут знания, которые вы получили на уроках математики, информатики и технологии, русского языка, литературного чтения и окружающего мира. Вам нужно вспомнить навыки счёта, решения задач, работу с геометрическим материалом, умение рисовать не только карандашами, но, и используя инструменты графического редактора Paint, а также делать разметку, вырезать геометрические фигуры и составлять композицию из них. А в любом путешествии есть маршрут, т.е. путь следования. У каждого из вас такой маршрутный лист есть.

Слайд № 1 (карта)

Возьмите с середины стола по очереди по одному листу. Переверните лист, подпишите. Это индивидуальный путевой лист, всю работу вы выполняете на нём. От результата каждого зависит общий результат. За правильный ответ, каждый получает один жетон. (На партах, по середине, стоит коробочка с жетонами-треугольниками).

Найдите задание № 1

3. Устный счет.

Записывайте значения в строчку через клетку.

- запишите самое большое однозначное число. (9)

- увеличьте это число на 40.(49)

- прибавьте к полученному числу самое маленькое натуральное число. (50)

- чему равна сумма чисел 30 и 40? (70)

- чему равна разность чисел 80 и 70. (10)

- запишите число, в котором 6 десятков и 9 единиц (69)

- какое число следует при счете за числом 99, запишите его (100)

- первое слагаемое 20, второе - 9 . Чему рано значение суммы? (29)

- какое число получится, если к 30 прибавить 30 и еще прибавит 30 (90)

- уменьшаемое 80, вычитаемое -50.Чему равно значение разности. (30)

- какое число идет при счете пред числом 90 (89)

Расположите полученные числа в порядке возрастания.

- Что интересного заметили?

- Чтобы была эта последовательность, какое число надо исключить? (100)

- Какое следующее число запишем? (109 и 110)

- Какое задание вы предложите выполнить?

4. Эту часть урока ведет учитель информатики.

- Если бы мы оказались на уроке информатики, чтобы вы сделали с этими числами? (Раскодировали слово)

- Здесь закодировано волшебное слово. Оно будет помогать нам в путешествии преодолевать трудности. Расшифруйте его. Используйте кодовую таблицу на стр.40.

- С помощью какого алфавита расшифровали (декодировали) данное слово.

- Как еще называют русский алфавит? (Славянская азбука)

- Кто был основателем славянской азбуки? (Монахи Кирилл и Мефодий)

- По дороге мы будем собирать информацию.

- Каким образом человек получает информацию? (С помощью органов чувств)

- Какие органы чувств знаете?

- Какую информацию получаем с помощью каждого органа чувств? Назовите орган чувств и вид информации.

- Что является источником информации? (окружающая нас действительность)

5. Эту часть урока ведет учитель технологии.

В пути у нас всегда может произойти какие - то неожиданности, что-то нужно отремонтировать, починить и нам пригодятся знания и умения, полученные на уроках (технологии.)

- Ребята, а какое волшебное слово вы раскодировали и нам оно будет помогать?

- Что вы можете сказать о треугольниках?

- Какие виды треугольников вы знаете?

- Нам не всегда могут помочь только волшебные слова. Ведь слово треугольник - это название геометрической фигуры, которую мы можем сделать своими руками.

- Как на уроке мы с вами получали треугольники? Каким способом? Покажи. (Из прямоугольника, квадрата).

- Какие это треугольники?

- Мы вспомнили все, что нам может пригодиться в нашем путешествии.

Это волшебное слово будет помогать нам в путешествии.

6. Эту часть урока ведет учитель математики.

Для того чтобы отправиться в дорогу необходимо разделиться на группы, для этого выполним следующее задание. За правильный ответ команда получает жетон. Для этого необходимо ответить на вопросы, можно совещаться. Помним, что ответ четкий, члены команды не перебивают друг друга, не обижают своего товарища, обсуждение проходит только шепотом, чтобы не мешать другим. По сигналу, а это звук колокольчика в классе устанавливается тишина. В верхнем правом углу своего путевого листа вы видите эмблему. Это эмблема вашей команды. И сейчас нужно разделиться на команды. Встали дети с эмблемой "Ёлочка", "Колокольчик", "Сапожок". Команды строятся в колонну по одному у доски.

Выберите капитана команды. (Дети совещаются.)

Как в любом путешествии нам нужно выбрать вид транспорта и получить путевой лист, который отправит вас в страну в страну Деда Мороза. А для этого вам нужно посчитать все жетоны, которые получил каждый член команды. Посчитайте, сколько жетонов у каждого, вычислите сколько жетонов заработала ваша команда.

- Капитаны назовите количество жетонов вашей команды.

- Команда, у которой больше всего жетонов отправляется на тройке лошадей.

- Команда, у которой меньше всего жетонов отправляется на лыжах.

- А оставшаяся команда отправится в путешествие на собачьей упряжке.

Капитаны подойдите и получите путевые листы для своей команды. На путевом листе указан маршрут следования от станции к станции.

Передвигаться команда от станции к станции должна имитируя (изображая) свой вид транспорта.

На выполнения задания на станциях вам отводится 20 минут совместной и индивидуальной работы под руководством начальника станции. Задания на станции будут и индивидуальными и коллективными. В конце работы на станции каждый ученик за выполненное задание получает жетон-пример, который необходимо решить, записав ответ в путевом листе. Сравните значение выражений. Если в команде получились одинаковые ответы, то задание выполнено, верно. Если есть расхождения, пересчитайте результат.

И так начинаем путешествие.

На столы ставим крупные названия станций.

1. Посчитай-ка

2. Трудовая

3. Школа рисования

7. А) Задания на станции "Трудовая".

Надо починить волшебный сундук Деда Мороза. Заплатки на сундуке имеют треугольную форму, разных размеров и видов, из этих треугольников составляется композиция и оклеивается сундук.

Б) Задания на станции "Школа рисования".

Раскодировать слово-задание и выполнить рисунок в программе Paint. Поляна у дома Деда Мороза. На поляне ёлки, дом, снеговики. Все рисунки состоят из геометрической фигуры - треугольник.

В) Задания на станции "Посчитай-ка".

Задание из области математики. Построить треугольники по точкам. Определить их вид. Учащиеся получают таблицу, которая заполняется в процессе работы. Затем самостоятельно строят треугольники по заданным признакам.

8. Подготовительный этап к завершению урока.

Составление фразы. Капитаны команд выпишите на волшебном листе (треугольник), 3 ответа своей команды. Расположите их в порядке возрастания. Этот числовой ряд является закодированной фразой нашего главного героя. Учащиеся выстраиваются перед доской с треугольниками, на которых записаны числа.

19 29 39 49 59 69 79 89 99

Этот числовой ряд является закодированной фразой нашего главного героя.

- Что интересного заметили?

- Какое следующее число?

- Какое число может стоять первым?

Проверим, правильно ли расположили числа и прочитаем послание Деда Мороза.

9. Подведём итог нашей игры.

Печатаем последний слайд.

Отправим телеграмму с отчетом Деду Морозу.

- Волшебный сундук деда Мороза отремонтирован.

- Помощников слепили, ели посадили, дом покрасили.

- Использовали для работы разные виды треугольников.

- Какие виды треугольников использовали в работе?