Программа курса по выбору для 9-х классов "Разговорный английский"

Разделы: Иностранные языки


Пояснительная записка

В современном обществе растёт потребность в изучении английского языка: увеличивается количество сфер повседневного общения, которые требуют умения правильно использовать знания  для эффективной коммуникации. Формирование умений в  говорении т.е. развитие иноязычной коммуникативной компетенции определено в качестве ведущей цели обучения и необходимо для успешной итоговой аттестации учащихся.
Между тем большинство УМК, следуя требованиям программы, не всегда содержат достаточное количество информативно – иллюстративного материала для развития навыков говорения.
Данный курс, являясь развивающее – компенсирующим, предполагает тренировку речевых навыков (умений и навыков общения в устной речи), содержит большое количество тренировочных упражнений, направленных на отработку формата экзаменационных заданий. Тематика общения определена нормативными документами, соответствует возрастным интересам подростков, даёт возможность выразить  мнение, отстоять свою точку зрения.

Цели  курса:

  1. Сформировать коммуникативную компетенцию  т.е. помочь учащимся овладеть навыками говорения, которые позволят им грамотно выражать свои мысли;
  2. Оказать помощь  в подготовке к итоговой аттестации.

При составлении данной программы учтены современные требования к обучению иностранным языкам.  Особое внимание уделено созданию условий для развития личностного потенциала учащихся и расширению возможностей самообразования. Материалы доступны учащимся, владеющим языком на разном уровне. Актуальные тематические тексты отражают интересы подростков, дают возможность реализовать потребность в  общении со сверстниками, в том числе и зарубежными.

Задачи курса:

  1. Обучающие – изучить лексико – грамматические структуры по темам с учётом стилей формального и неформального общения.
  2. Развивающие – развивать речемыслительную деятельность, критическое мышление; развить интерес к языку через  тексты – стимулы, содержащие страноведческую, познавательную и проблемную информацию;
  3. Воспитательные – воспитывать культуру коммуникации.
  4. Практические – обеспечить знаниями, необходимыми для поддержания контактов, познакомить с заданиями в формате экзаменов.

Характеристика курса:

Курс рассчитан на учащихся 9-х классов,  владеющих языком на пороговом уровне и состоит  из тематических разделов, каждый из которых имеет модульную структуру, позволяющую свободно варьировать деятельность в зависимости от  условий  обучения и потребностей учащихся.
Предусмотрены задания повышенного уровня. Тематика текстов охватывает практически все стороны жизни; учащиеся получают сведения по экологии, мировой художественной культуре, истории.
Предполагается использование информации из различных источников: книги, СМИ, интернет; применение мультимедийных презентаций.
Отдельные модули были апробированы и использованы при подготовке к олимпиадам, интернет – конкурсам, в работе над исследовательским проектом «Стили общения».

Методические рекомендации

Работу над каждым модулем рекомендуется строить  по следующей схеме: вводное повторение, изучение  нового материала, развивающее – дифференцированное закрепление, введение нового материала (дополнительный объём), контрольные мероприятия и коррекция ошибок.

Технологии и приёмы обучения: 

- тренировка  с применением методики речевых опор,
- практика на основе моделирования условно – речевых ситуаций и с привлечением ИКТ,
- проблемное обучение и развитие критического мышления при выделении проблемы и выборе аргументации, уточняющей позицию.

Формы проведения занятий и контроля:

Преобладает классно - урочная деятельность с индивидуальной, парной и групповой работой. Применяется интерактивная беседа, интервью, дискуссия и ролевая игра. Итоговый и промежуточный контроль проводится в режиме экзамена ЕГЭ (раздел «Говорение»), с соблюдением технических (запись ответа) и временных требований.

Требования к результатам обучения:

После изучения данного курса учащиеся должны:

  • обладать развитой коммуникативной компетенцией
  • знать различные способы взаимодействия,
  • соблюдать стили общения,
  • обладать навыками работы в паре и группе,
  • уметь начинать и поддерживать разговор на английском языке.

Учащиеся смогут развить компенсаторную компетенцию,  т.е. научатся  выходить из трудной ситуации при условии дефицита языковых средств.
Промежуточное оценивание производится по пятибалльной системе. Итоговый ответ – по «Критериям оценивания устного ответа».

Критерием эффективности реализации программы является умение логично строить высказывание с использованием адекватных лексико – грамматических структур, представлять свою аргументированную точку зрения, уважая мнение собеседников.  

Содержание программы

Структура курса.

Курс рассчитан на 34 часа и состоит из разделов, охватывающих  всю тематику общения, определяемую требованиями ЕГЭ. Представлены тексты – стимулы речевого высказывания, которые одновременно могут служить образцом монологического высказывания. Информационная насыщенность расширяет кругозор учащихся и способствует развитию навыков устной речи.
Вопросы, сопровождающие текст, помогут подготовиться к беседе с экзаменатором.
Представлены для изучения образцы диалогов, для решения разных коммуникативных задач. Возможно использование набора речевых клише т.е. разнообразных коммуникативных фраз, используемых в диалогической и монологической речи.
Дополнительную информацию можно получить из познавательных текстов, которые помогут расширить лингвострановедческую компетенцию.
Предлагается следующая стратегия выполнения заданий:

  • вводная часть (что я уже знаю?);
  • изучение необходимых лексико – грамматических структур (как сказать?);
  • упражнения на говорение (что узнал нового?);
  • собственное высказывание (что я думаю);
  • учебный диалог (давай поговорим);

Тематическое содержание

  1. Средства массовой информации и связи: способы познания мира, компьютер и интернет в моей жизни, мобильные телефоны, виды связи в прошлом и технологии будущего, научная гордость России.
  2. Образование: современная  школа - какая она?, традиционные и альтернативные способы обучения,  важность изучения  иностранных языков,  как улучшить свои знания.
  3. Англо-говорящие страны: что посетить в Великобритании, города Америки, природа Австралии.
  4. Охрана окружающей среды:  экзотические домашние питомцы, как помочь живой природе, причины современных экологических проблем, личное дело каждого или общая проблема для всех.    
  5. Семья: межличностные отношения, домашние обязанности, проблемы молодёжи, конфликт поколений – правда или вымысел, молодёжные движения и субкультура. Жизнь в городе и сельской местности: специфические особенности, достоинства и недостатки.
  6. Праздники и традиции: любимые, национальные и международные праздники, важность сохранения традиций, гордость моей страны.
  7. Культурный досуг и увлечения: важность хобби, отдых современных подростков, кино, телевидение, любимые телепрограммы, книги и подростки.
  8.  Планы на будущее: обучение в России и за рубежом, успех в жизни, выбор профессии, важность карьеры, проблема карманных денег, подростки и работа, влияние массовой культуры.
  9. Спорт и здоровье: смотреть или заниматься спортом, любимый вид спорта, сохранение здоровья, здоровые привычки.
  10. Путешествие: способы путешествия, виды транспорта, проблемы современного туризма, мои любимые каникулы.

Учебно – тематический план 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Примечание, тематика экзаменационных бесед

1

Средства массовой информации и связи

4

Возможности познания мира. Достижения моей страны.
Знаменитые люди России и США.

2

Образование, изучение ИЯ

3

Почему люди изучают ИЯ.
Где ты продолжишь образование.
Интересное школьное событие.

3

Англо – говорящие страны

3

Особенности стран изучаемого языка

4

Охрана окружающей среды

3

Чем мы можем помочь природе

5

Семья, межличностные отношения, образ жизни в городе и деревне

5

Проблемы современных подростков, моя семья, мой характер, выбор места жительства

6

Праздники и традиции

3

Национальные праздники в нашей стране и за рубежом.
Важность традиций.
Мой любимый праздник

7

Культурный досуг и увлечения

4

Свободное время подростков.
Любимая телепрограмма.
Я - читатель.
Современные музык. стили

8

Планы на будущее

2

Важность успешной карьеры.
Как выбрать профессию

9

Спорт и здоровье

3

Смотреть или заниматься спортом.
Виды спора в Британии.
Мои здоровые привычки

10

Путешествие

3

Способы путешествия.
Что посмотреть в России.
Проблемы современного туризма

11

Итоговый урок

1

 

Приложения

Приложение 1:  календарно – тематическое планирование    
Приложение 2:  критерии оценивания  говорения
Приложение 3:  образцы заданий в формате ЕГЭ
Приложение 4:  образцы тематических диалогов
Приложение 5:  набор речевых клише
Приложение 6:  советы по подготовке к экзамену
Приложение 7:  список рекомендованной литературы

За дополнительными приложениями обращайтесь к автору.