Углубленная допрофессиональная подготовка в 11-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по специальности "Мастер растениеводства"

Разделы: Технология


Неблагоприятная обстановка в плане трудоустройства детей с ОВЗ способствовали появлению и внедрению в практику идей продления срока их обучения, воспитания и социализации.

Традиционная система 5-летнего профессионально-трудового обучения не решает этого круга задач. 16-17-летние умственно отсталые подростки не готовы к дальнейшей самостоятельной трудовой деятельности.

Перед современной коррекционной школой VIII вида стоит задача подготовки учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, к общественно-полезному производительному труду. Воспитанники таких школ при выпуске обязательно должны овладеть определенной специальностью.

Главным средством подготовки умственно отсталых детей к труду является система обучения и воспитания, которая практикуется в отечественной коррекционной школе. В процессе профессионально-трудового обучения в 5-11 классах учащиеся, обучаясь по специальной программе, получают определенную специальность.

В настоящее время в Российской Федерации ряд специальных (коррекционных) учреждений VIII вида имеют экспериментально апробированный опыт организации образовательного процесса в 10-12 классах. В соответствии с новой постановкой задач меняются и направления трудовой подготовки.

Верховонданская школа-интернат находится в сельской местности, располагает достаточным количеством посевных площадей, сельскохозяйственной техники и инвентаря. Поэтому сельскохозяйственный труд является ведущим в трудовой подготовке учащихся. Выпускники школы-интерната имеют возможность обучаться в дальнейшем в профессиональных училищах области по специальностям, связанным с сельскохозяйственным трудом.

Открытие в 2009 году 11 класса углубленной допрофессиональной подготовки заставило нас пересмотреть программу трудового обучения и ввести новую специальность «Мастер растениеводства», разработанную на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (автор А.Е Ковалёва). Для обучения по специальности «Мастер растениеводства» разработана рабочая программа, обновлена материально-техническая база образовательного учреждения.

Цель программы – углублённая трудовая подготовка выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида по специальности «Мастер растениеводства».

Задачи программы:

  1. Создание условий для овладения учащимися необходимыми знаниями, трудовыми умениями и навыками, достаточными для работы на производстве.
  2. Обеспечение максимально возможной самостоятельности при выполнении различных видов работ.
  3. Социальная адаптация и профориентация выпускников.
  4. Формирование коммуникативных навыков, необходимых для работы в коллективе.
  5. Содействие физическому развитию и укреплению здоровья.

Разделы программы:

  1. Растениеводство открытого грунта (8 часов в неделю, 272 часа);
  2. Растениеводство защищённого грунта (8 часов в неделю, 272 часа);
  3. Садоводство (6 часов в неделю, 204 часа).

Содержание раздела «Растениеводство открытого грунта» включает углублённое изучение биологических особенностей овощных растений открытого грунта и агротехнологии: значение предпосевной подготовки семян, посадочного материала и выращивание полноценной рассады; значение севооборота; эффективность применения удобрений и их влияние на урожай овощей; применение химических и биологических средств для борьбы с насекомыми-вредителями и болезнями; хранение выращенной продукции. Теоретические знания полученные на уроках сельскозхозяйственного труда находят применение при организации практических работ по выращиванию овощей в открытом грунте.

Раздел «Растениеводство защищённого грунта» предусматривает изучение различных видов защищенного грунта, рациональное использование теплиц и парников, технологию выращивания теплолюбивых культур и ранних овощей. На практических работах организуется выращивание рассады цветочных и овощных культур не только для школьного огорода, но и для продажи. (Рабочая программа по разделу - см. приложение)

Раздел «Садоводство» - технология посадки плодовых деревьев, размножение плодовых деревьев и ягодных кустарников, сезонные работы в саду, закономерности роста и плодоношения деревьев и кустарников, формирование кроны, борьба с вредителями и болезнями сада, практические работы в саду.

Для организации практических работ имеется достаточное количество обрабатываемых земель: отдел овощных культур – 1га, отдел плодово-ягодных культур – 0,8 +0,3 га (новый фруктовый сад, заложенный в мае 2009 года), отдел цветочно-декоративных культур - 0,3 га, защищённый грунт - 0,005 га, отдел полевых культур - 3 га, свободная земля – 4,5 га. Имеется необходимое количество инвентаря. Для обработки больших площадей земли, перевозки грузов имеется трактор «Беларусь МТЗ-80»,Трактор МТЗ-82, экскаватор.

Формы организации учебных занятий разнообразны. Кроме классно-учебных и практических занятий предусмотрены наблюдение, лабораторные работы, тренинги, экскурсии, практикумы, профориентационные игры. Практикум - представляет собой комплекс упражнений, включающих самодиагностику личностного профессионального развития. Профориентационная игра – одно из наиболее интересных занятий для воспитанников. Игра формирует у детей умение ориентироваться в мире профессии. С помощью игр подростки вводятся в контекст реальной сложной профессиональной деятельности, где создаются условия внутренней активности личности, ее профессиональных способностей и умений.

Для контроля за усвоением учебного материала разработано промежуточное и итоговое тестирование по каждому разделу. В конце учебного года проводится экзамен. Экзаменационные билеты включают теоретические и практические вопросы курса.

При составлении программы учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность садово-огородных работ. Преподавание базируется на знаниях, полученных учащимися в предыдущие годы обучения, а также на уроках естествознания и математики.

В летнее время выпускники школы-интерната проходят трудовую практику. Для этого создаются несколько полеводческих бригад. В бригадах назначается бригадир, распределяются обязанности между членами бригады. Каждая бригада получает производственное задание, для выполнения которого потребуются не только практические умения, но и теоретические знания. Важное педагогическое значение имеют стимулы, основанные на разумном сочетании моральных и материальных поощрений за труд. Лучшие в труде поощряются поездками в музей, цирк или денежной премией. На традиционном празднике Труда воспитанники награждаются ценными подарками и грамотами.

Целенаправленные мероприятия, предусмотренные программой, способствуют формированию, развитию различных видов психической деятельности учащихся, позволяют подросткам с ограниченными возможностями успешно адаптироваться в социальной и профессиональной среде, выполнять соответствующие социальные роли, достигать определенного уровня самореализации, а главное, чувствовать себя полноценным членом школьного, а впоследствии и трудового коллектива.

Приложение

Литература

  1. Ваш огород: Маленькая энциклопедия / Под ред. В.Ф. Белика. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
  2. Овощеводство: Учебник для нач. проф. образования / Юрий Михайлович Андреев. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  3. Петрушкова В.В. Ваш сад и огород. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  4. Плоды и овощи в питании человека / (В.П. Переднев, Д.К. Шапиро, В.А. Матвеев, А.Ф. Радюк). – Мн.: Ураджай, 1984.
  5. Широков Е.П., Полегаев В.И. Хранение и переработка плодов и овощей. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1989.
  6. Шульгина Л.М. Ранние овощи на вашем участке. Советы по выращиванию и уходу. Харьков : Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга»; Белгород : ООО Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2009.