Классный час – заочная экскурсия "Пушкинский Петербург"

Разделы: Классное руководство


Классный час – заочная экскурсия «Пушкинский Петербург» был задуман в рамках подготовительного этапа к интегративной образовательной экспедиции «Санкт – Петербург – Псков – Пушкинский заповедник» для гимназистов 9 класса.

Замысел интегративных образовательных экспедиций возник в коллективе Вятской гуманитарной гимназии г. Кирова в 1998 году. И в течение уже достаточно длительного периода здесь реализуется проект «Диалоги о России».

Главная идея проекта – создание системы интегративных образовательных экспедиций по историко-культурным и литературным местам России, в ходе которых происходит знакомство с памятниками живописи, архитектуры, скульптуры и зодчества, дворцовой, усадебной и парковой архитектурой. Экспедиция была задумана как форма организации познания учащихся, которая интегрирует знания, переживания, впечатления в результат особого качества – духовный опыт ребенка, который становится не только представителем культуры своего народа, но и творческим участником ее создания.

Основные цели проекта:

  • пробуждение у членов гимназического сообщества чувства национальной гордости, патриотизма;
  • расширение духовного опыта учащихся и педагогов;
  • стимулирование интереса школьников к изучению художественного наследия великих русских писателей, художников, архитекторов, скульпторов, к изучению их биографий и творческого наследия;
  • включение гимназистов в исследовательскую деятельность литературоведческого, культурологического, исторического и социологического характера.

Основой для определения тематики и маршрутов интегративных образовательных экспедиций стали учебные программы по курсам русской литературы и эстетики, а также возрастные и психологические особенности обучающихся.

За долгие годы были разработаны и апробированы такие маршруты, как: «Васнецовское кольцо», «Купеческая слобода» (Слободской), «Древняя Русь» (Владимир – Суздаль – Боголюбово), «Пушкинские места России» (Санкт-Петербург – Царское Село – Петергоф – Изборск - Псков – Пушкинские горы), «Болдинская осень» (Нижний Новгород – Болдино), «Москва I половины XIX века», «Дворянские усадьбы II половины XIX века» (Ясная Поляна – Тула – Спасское-Лутовиново – Поленово – Мелихово), «Петербург XIX века» (Санкт-Петербург – Петергоф - Царское Село - Павловск), «Москва XX века» и другие.

Цели классного часа:

  • Познакомить гимназистов с жизненной и творческой судьбой А. С. Пушкина через заочное посещение города Санкт-Петербурга.
  • Стимулировать познавательную активность школьников к изучению художественного наследия великого поэта.
  • Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и национальной гордости.
  • Обогащать культурный и духовно-нравственный опыт участников проекта.

Ход классного часа

1. Актуализация знаний

Чтение стихотворения подготовленным учеником под музыкальное сопровождение.

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады.
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса…

Слово учителя.

«Друзья мои! Прекрасен наш союз!»

Урок мы не случайно начали строками русского национального поэта А. С. Пушкина. Нам предстоит интегративная образовательная экспедиция в Санкт-Петербург, северную столицу нашей родины, город дворцов, мостов, каналов, чугунных оград и сказочных белых лебедей, в любви к которому признается Пушкин в поэме «Медный всадник». Сегодня мы заочно посетим Пушкинский Петербург, именно Пушкинский Петербург, как город, связанный с местом, где жил Пушкин, и как город, который нашел отражение в творчестве великого поэта.

Были ли вы в Петербурге? Какое впечатление этот город произвел на вас?

Петербург – это город, который, наверное, любому человеку становится по-своему дорог. Станет он вашим Петербургом или нет, все зависит от вас. Есть Петербург Гоголя, есть Петербург Достоевского, есть Петербург Белого, а мы отправимся в Петербург Пушкина. За два века необыкновенно много написано о поэте. В символической книге под названием «Пушкиниана» огромное количество страниц: это научные исследования и воспоминания, лирические стихотворения и эссе, письма, романы, драматические произведения. Листая эту книгу, мы слышим голоса друзей и недругов поэта, его почитателей, холодных наблюдателей и горячих поклонников. Мы открываем эту книгу сегодня, попробуем восстановить по ней знакомую нам биографию Пушкина. А может быть, совершив экспедицию, впишем в эту книгу собственные страницы.

Петербург был для Александра Сергеевича не только столицей, но и домом. Недалеко от Петербурга произошло взросление поэта в Царскосельском Лицее, здесь протекли три бурных года юности поэта и последние пять лет его мятежной жизни.

Ваши одноклассники смогли восстановить страницы петербургской жизни Пушкина и подготовили для вас заочную экскурсию. А мы, как настоящие путешественники, запишем все наши наблюдения, впечатления, а, может быть, и какие-то внутренние изменения, в маршрутный лист. Итак, составляем маршрут, фиксируем биографические и творческие объекты, возникающие вопросы и замечания.

2. Заочная экскурсия

Проведение гимназистами заочной экскурсии (См. Материалы к классному часу) с показом презентации). Одновременное заполнение остальными учениками Маршрутных карт (См. Рисунок 1).

3. Работа с отрывком из Вступительного слова при открытии Девятой Всесоюзной Пушкинской конференции 6 июня 1957 года Бориса Викторовича Томашевского.

Слово учителя.

Наше путешествие продолжается в мире текстов. Познакомьтесь с отрывком из Вступительного слова при открытии Девятой Всесоюзной Пушкинской конференции 6 июня 1957 года знаменитого пушкиноведа Бориса Викторовича Томашевского. Дополните этими сведениями свой маршрутный лист. Что нового вы внесли в него? (См. Материалы к классному часу).

Ответы гимназистов.

4. Рефлексия

Слово учителя.

К сожалению, небольшая экскурсия подходит к концу. Впереди много встреч, впечатлений и, самое главное, длинная дорога к Пушкину, великому русскому поэту. Что вы ждете от нее? Какой она видится вам? Это и будет темой вашего эссе «Мои ожидания от поездки».

Чтение работ.

Слово учителя.

Сегодня мы лишь прикоснулись к жизни и творчеству великого поэта. Петербург Пушкина необъятен, глубок, непознаваем. Хочется, чтобы каждый из вас открыл в нем собственный город великого поэта, влюбился в него и, вернувшись из поездки, подарил другим пусть небольшую страницу «Пушкинианы».