Цель урока
- Дать первоначальное понятие родника.
- Исходя из лабораторной работы, рассказать об образовании родника
- Воспитывать бережное отношение к родникам
Оборудование
- Презентация по теме урока.
- Стихи о родниках.
- Для опыта: стаканчики, воронки, глина, песок, почва.
- Рисунки и рассказы учеников.
План
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Из-за тучки капает капелька воды. (Показывается при помощи пипетки)
- Что это капает?
- Капля.
- Вот эта капелька любит путешествовать. А кто мне расскажет о ее путешествии?
(1 ученик мне рассказывает рассказ «Круговорот воды в природе» по таблице)
Вопросы:
- Капелька испарившая с нашей речки Нурминки, как может выпасть на реке Волге?
- Только ли с поверхности морей, рек и океанов испаряется капелька?
III.Сообщение темы и цели урока.
Мы сегодня на уроке будем говорить о родниках. Узнаем как образуются родники, о его признаках и какая в них бывает вода. Проведем лабораторную работу.
IV. Усвоение новых умений и навыков.
- Вступление
Прочитаем стихотворение о родниках. (читаем хором)
Кто поверит, что это начало всего?
Родничок он невзрачный,
А море с него!
Озадачен загадкой природы?
Но сильны же родные истоки,
И река по полям потечет,
Свои воды другим понесет. - Лабораторная работа
Поверхность нашей Земли состоит из трех слоев: почвы, песка и глины.
Перед вами находятся готовые воронки, наполненные почвой, песком, глиной. Нальём в них воду и посмотрим, что произойдёт. По окончанию работы сделаем вывод и узнаем об образовании родника.
Ребята наливают в готовые воронки, наполненные почвой, песком и глиной, воду и следят за тем, как просачивается она.
Выводы: Через почву и песок просачивается вода, а глина не пропускает воду.
- Какая вода в стаканчике?
- Чистая. - Рассказ учителя.
Исходя из этого опыта, мы на таблице проследим образование родника.
Идет дождь. Он проходит через почву и песок пока не встретит слой глины. Накапливается вода и по наклонной поверхности стекает вниз, пока найдёт выход. Этот выход называется родником. - Работа по учебнику.
а) Чтение рассказа на с.166.
- Будьте внимательны и найдите то, о чем я ещё не говорила.
б) Обсуждение рассказа.
- Что такое родник и ключ?
- Какая бывает вода в родниках?
в) Рассказ ученика «Родничок» по учебнику.
- По каким признакам дети обнаружили родничок?
- Для чего они обложили родничок камнями?
- Какая в роднике вода? Почему?
V. Формирование прочных знаний
- Родники в посёлке Кукмор.
- Есть ли родники в нашем поселке Кукмор? Где?
- Да, есть. При спуске в Манзарас, в Туишево и у стадиона. - Творческие работы учащихся
- Вам было дано задание узнать – есть ли родники в ваших деревнях? Их названия и почему так назвали? Нарисовать рисунки.
а) Устные сочинения ребят, подготовленные вместе со взрослыми
Рассказы учеников:
- В деревне Маскара есть “Сандугач чишм?се”. Человек по имени Хасан имел прозвище «Соловей». Он ухаживал за родником. В честь него назвали этот родничок.
- У нас в деревне Дусаево находится «К?з чишм?се”. Бабушка говорила, что если родниковой водой помыть лицо, то глаза начнут видеть лучше.
- Между деревнями Арпаяз и Асан-Елга распологается очень холодный родник. Её воды текут в Арпаязский пруд. И даже летом в нём вода холодная. Этот родник называется “К?ек арты чишм?се”.
- На берегу реки Оштарма, недалеко от деревни Качимир, когда пасли коров, мы увидели родничок. Вода прозначная, камушки, лежащие на дне, казались медными. Дедушка рассказал о нём. Он назывался “Бакыр чишм?”(Медный родник)
в) Беседа о реке Нурминке
- Как называется река, которая протекает по Кукмору?
- Нурминка.
- Ее истоки начинаются в деревне Нурмабаш
г) Обустроенные родники Кукморского района
Чтение стихотворения.
Есть родничок –
Близ него держись
А коль обустроишь,
Так вот она – жизнь.
По Кукморскому району много обустроенных родников. Вот некоторые из них.
Вы увидели, что люди этих селений берегут свои родники. Для них родник – источник чистой воды.
VI. Подведение итогов и выставление оценок
- Что нового узнали на уроке?
VII. Домашнее задание.
с. 166, рассказать об образовании родника по таблице.