Место данного урока в теме «Становление индустриального общества» – последний урок в данной главе, которая дает общее представление о развитии общества в эпоху модернизации.
Цель: изучая содержание основных идейно-политических учений, возникших в 19 веке, учащиеся приходят к пониманию, что новые идеологии были вызваны к жизни изменениями в обществе, причиной которых стало развитие монополистического капитализма, и они же легли в основу политики реформ.
Задачи:
Образовательные:
- учащиеся выясняют основные положения учений;
- знакомятся с основными понятиями: либерализм, консерватизм, социал - реформизм, утопический социализм, марксизм, анархизм;
- получают представление об идеологах: О. Бисмарк, Б. Дизраэли, К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Бернштейн, П.А. Кропоткин, У. Гладстон.
Развивающие:
- учащиеся продолжают формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивают умение работать с источниками информации, выделять главное, сворачивать информацию в виде таблицы, сравнивать, формулировать суждения.
Воспитательные:
- учащиеся развивают коммуникативные навыки, работая в группе;
- воспитание толерантного отношения к иным взглядам, уважения к истории и историческим личностям.
Оборудование:
- раздаточный материал;
- учебники, рабочие тетради;
- компьютер и проектор для презентации;
- портреты.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вступительное слово учителя: ХIХ век в Европе – эпоха модернизации. Модернизация – это? Происходят изменения во всех сферах жизни общества. Общество меняется на глазах и не всегда в лучшую сторону. Каким ему быть? Этот вопрос всегда волновал людей. Ответ попытались дать три общественно – политических учения, вы уже знаете их названия… |
Отвечают определение; Вспоминают. |
Знания, полученные сегодня, пригодятся вам еще не раз: и на уроках отечественной истории, и на уроках обществознания, и тогда, когда вы станете избирателями, или членами какой – либо партии, или вас будут избирать; Пригодятся они и вашим родителям, помогут вам всем лучше понять процессы, происходящие в нашем обществе; | |
Тема урока (слайд 1) Вопросы к теме (слайд 2) |
Запись в тетрадь. |
Самым влиятельным учением в XIX веке был консерватизм; Слайды 3-6 Каким виделся путь развития общества представителям консерватизма? Как вы думаете, сохранилась ли актуальность их учения сегодня? |
Сообщения учащихся: «Консерватизм», «Основатели консерватизма» Заполнение сравнительной таблицы; Ответ на вопрос. |
Наряду с консерватизмом широкое распространение получили либеральные идеи Слайды 7-9 Каким виделся путь развития общества представителям либерализма? Какие положения их учения кажутся вам актуальными в наше время? |
Сообщения учащихся: «Либерализм» «Новый либерализм» «Уильям Гладстон»; Заполнение таблицы; Ответ на вопрос. |
Физкультминутка – игра в «лото» по группам; | Чья команда быстрее определит основные положения учений |
Одновременно с консерватизмом и либерализмом получили распространение и социалистические идеи. Чем было вызвано появление соц. учений? Имеются ли условия для развития социалистических учений в наш век? |
Сообщение: «причины появления социалистических идей» Запись в тетради; Ответ на вопрос. |
Идеи о справедливом устройстве общества будоражили людские умы задолго до наступления XIX века. Слайды «Утопический социализм», его идеологи; |
Отвечают на вопросы; «утопия» (запись в тетрадь). |
Развитие социалистическое учение получает в XIX веке, в трудах и практической деятельности социалистов Слайды |
Записывают в тетрадь; Сообщения: «Сен-Симон», «Р.Оуэн», «Ш. Фурье». |
Удалось ли кому-нибудь воплотить учения мыслителей на практике?Почему? | Отвечают |
Если ранние социалистические идеи были утопическими, т.е. несбыточными, то в XIX веке их попытались воплотить на практике. Как, по-вашему, какой оценки заслуживают эти попытки с моральной точки зрения? Кроме того, социализм XIX века носит определение критический. Выполните задание в рабочей тетради; |
отвечают; Работа с высказываниями в рабочей тетради. |
Свое развитие социалистические идеи получили в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксизм – так называется учение Маркса;слайды | Сообщение; Ответы на вопросы. |
Развитие общества не стояло на месте, борьба рабочих за свои права, улучшение условий труда, улучшение жизни заставили сторонников социалистического учения пересмотреть некоторые положения. Слайды |
Сообщение «Ревизионизм». |
Не все страны развивались одинаково, не во всех странах проводились либеральные реформы, поэтому социалистические идеи не теряют своей актуальности на протяжении всего века. Анархизм – еще одно направление развития социалистической идеи. Самые разные воплощения нашла эта идея в своем развитии. Что же предлагали анархисты? СЛАЙДЫ |
Сообщения учащихся. |
Первичное тестирование Самопроверка Самооценка |
|
Возвращение к проблеме: Может ли претендовать какое-либо из учений на то, что оно «одно единственно верное и точное»? Вывод? |
Отвечают. |
Домашнее задание: Групповой проект; Зад. 8 (стр. 78) |