Урок-семинар "Либералы, консерваторы, социалисты: каким быть обществу и государству?"

Разделы: История и обществознание


Место данного урока в теме «Становление индустриального общества» – последний урок в данной главе, которая дает общее представление о развитии общества в эпоху модернизации.

Цель: изучая содержание основных идейно-политических учений, возникших в 19 веке, учащиеся приходят к пониманию, что новые идеологии были вызваны к жизни изменениями в обществе, причиной которых стало развитие монополистического капитализма, и они же легли в основу политики реформ.

Задачи:

Образовательные:

  • учащиеся выясняют основные положения учений;
  • знакомятся с основными понятиями: либерализм, консерватизм, социал - реформизм, утопический социализм, марксизм, анархизм;
  • получают представление об идеологах: О. Бисмарк, Б. Дизраэли, К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Бернштейн, П.А. Кропоткин, У. Гладстон.

Развивающие:

  • учащиеся продолжают формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивают умение работать с источниками информации, выделять главное, сворачивать информацию в виде таблицы, сравнивать, формулировать суждения.

Воспитательные:

  • учащиеся развивают коммуникативные навыки, работая в группе;
  • воспитание толерантного отношения к иным взглядам, уважения к истории и историческим личностям.

Оборудование:

  1. раздаточный материал;
  2. учебники, рабочие тетради;
  3. компьютер и проектор для презентации;
  4. портреты.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Вступительное слово учителя: ХIХ век в Европе – эпоха модернизации.
Модернизация – это?
Происходят изменения во всех сферах жизни общества. Общество меняется на глазах и не всегда в лучшую сторону. Каким ему быть? Этот вопрос всегда волновал людей. Ответ попытались дать три общественно – политических учения, вы уже знаете их названия…
Отвечают определение;
Вспоминают.
Знания, полученные сегодня, пригодятся вам еще не раз: и на уроках отечественной истории, и на уроках обществознания, и тогда, когда вы станете избирателями, или членами какой – либо партии, или вас будут избирать; Пригодятся они и вашим родителям, помогут вам всем лучше понять процессы, происходящие в нашем обществе;  
Тема урока (слайд 1)
Вопросы к теме (слайд 2)
Запись в тетрадь.
Самым влиятельным учением в XIX веке был консерватизм;
Слайды 3-6
Каким виделся путь развития общества представителям консерватизма? Как вы думаете, сохранилась ли актуальность их учения сегодня?
Сообщения учащихся:
«Консерватизм»,
«Основатели консерватизма»
Заполнение сравнительной таблицы;
Ответ на вопрос.
Наряду с консерватизмом широкое распространение получили либеральные идеи
Слайды 7-9
Каким виделся путь развития общества представителям либерализма? Какие положения их учения кажутся вам актуальными в наше время?
Сообщения учащихся:
«Либерализм»
«Новый либерализм»
«Уильям Гладстон»;
Заполнение таблицы;
Ответ на вопрос.
Физкультминутка – игра в «лото» по группам; Чья команда быстрее определит основные положения учений
Одновременно с консерватизмом и либерализмом получили распространение и социалистические идеи.
Чем было вызвано появление соц. учений? Имеются ли условия для развития социалистических учений в наш век?
Сообщение:
«причины появления социалистических идей»
Запись в тетради;
Ответ на вопрос.
Идеи о справедливом устройстве общества будоражили людские умы задолго до наступления XIX века.
Слайды «Утопический социализм», его идеологи;
Отвечают на вопросы;
«утопия» (запись в тетрадь).
Развитие социалистическое учение получает в XIX веке, в трудах и практической деятельности социалистов
Слайды
Записывают в тетрадь;
Сообщения:
«Сен-Симон»,
«Р.Оуэн»,
«Ш. Фурье».
Удалось ли кому-нибудь воплотить учения мыслителей на практике?Почему? Отвечают
Если ранние социалистические идеи были утопическими, т.е. несбыточными, то в XIX веке их попытались воплотить на практике. Как, по-вашему, какой оценки заслуживают эти попытки с моральной точки зрения?
Кроме того, социализм XIX века носит определение критический. Выполните задание в рабочей тетради;
отвечают;
Работа с высказываниями в рабочей тетради.
Свое развитие социалистические идеи получили в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксизм – так называется учение Маркса;слайды Сообщение;
Ответы на вопросы.
Развитие общества не стояло на месте, борьба рабочих за свои права, улучшение условий труда, улучшение жизни заставили сторонников социалистического учения пересмотреть некоторые положения.
Слайды
Сообщение «Ревизионизм».
Не все страны развивались одинаково, не во всех странах проводились либеральные реформы, поэтому социалистические идеи не теряют своей актуальности на протяжении всего века. Анархизм – еще одно направление развития социалистической идеи. Самые разные воплощения нашла эта идея в своем развитии. Что же предлагали анархисты?
СЛАЙДЫ
Сообщения учащихся.
Первичное тестирование
Самопроверка
Самооценка
 
Возвращение к проблеме:
Может ли претендовать какое-либо из учений на то, что оно «одно единственно верное и точное»?
Вывод?
Отвечают.
Домашнее задание:
Групповой проект;
Зад. 8 (стр. 78)
 

Приложение.