Урок русского языка по теме "Как образуются наречия"

Разделы: Начальная школа


Тема: Как образуются наречия.

Цель: Познакомить с двумя способами образования наречий.

Задачи:

  1. Учить образовывать наречия от качественных прилагательных с помощью суффикса о. Познакомить со способами образований наречий от форм творительного падежа имени существительного.
  2. Развитие творческих способностей, формировать навыки самоконтроля.
  3. Воспитывать качество уважения друг к другу, интерес к предмету.
  4.  

Оборудование: карточки эмоционального самоконтроля; фишки самооценивания; рисунки облаков: имя прилагательное и существительное; рисунок сугроба; карточки в виде снежинок для коллективной и индивидуальной работы; карточка с названием разряда прилагательного; карточки со словами, которые относятся к именам прилагательным, именам существительным, наречиям; ТСО: магнитофон.

Ход урока

Музыкальное оформление.

I.

Ребята, к вам в гости пришли 3 человечка, с разным настроением, а какой из них будет лично вашим гостем, мы узнаем в конце урока. (На доске прикреплены 3 лица с разной мимикой. Под каждой картинкой липкая лента.)

II. Сообщение темы и цели урока.

    Какое сейчас время года?
    В снежном вихре
    Наших мыслей
    Встреч с частями речи.
    Познакомимся поближе,
    Что же есть наречие.

    Сегодня на уроке вы узнаете, от каких частей речи и как можно образовать новую часть речи. (Выключаю магнитофон.)

III. Работа в тетради. Чистописание. Словарная работа.

Откройте тетради, запишите дату.

Снежный вихрь занес облака в наш класс, и вместе с ними залетели снежинки, на одной из них задание. Повторяйте за мной в воздухе: приятно.

Какое слово получилось, давайте скажем хором по слогам. Запомните, как оно пишется, запишите. Поменяйтесь тетрадями, подчеркните самую красивую букву.

lV. Изучение нового.

Ребята, это непростые облака, каждое из них является частью речи. От каждого из них можно образовать новую часть речи. Посмотрите на первое облако.(Имя прилагательное)

На какие разряды делятся, имена прилагательные?

Назовите качественные прилагательные. (Прикрепляю под облаком карточку “качественные”.)

Возьмем прилагательное смелый. (Вешаю). Какое у него окончание?

Назовите основу слова. (Дети выделяют.)

Образуйте новое слово от основы смел и суффикса о. (Смело. Вешаю.)

Слово тихий.

Выделите в следующем слове окончание и основу. Образуйте с помощью суффикса о следующее слово.(Тихо. Вешаю.)

Как образуются слова из этого облака?

(От основы слова качественных прилагательных при помощи суффикса О)

V. Физминутка.

Метель разбросала снежинки со словами по всему классу.

Сейчас вы возьмете каждый по снежинке.

А теперь образуйте от прилагательного новое слово с суффиксом о. Кто образовал слово?

(Называют, присаживаются.)

VI. Закрепление.

Составьте предложение со своим новым словом и запишите его. Какие предложения получились? (по рядам)

Молодцы!

Vll. Изучение нового материала.

Снег кружится, летает, летает….

Прилетела снежинка из второго облака и принесла задание.

Запишите под диктовку. (Я довольна прошлой весной.) Задайте вопрос к слову весной. (Вешаю под облаком карточку со словом весной.)

Я довольна чем? Весной. (Прикрепляю вопрос.)

Какой частью речи выражено слово весной?

Определите падеж имени существительного. (Подписываю – творительный падеж.)

Откройте учебник на странице 46, упражнение 4. Запишите первое предложение: Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, весной оживает.

О чем эта загадка? (О листьях на деревьях).

Задайте вопрос к слову весной. (Веселит когда? весной, оживает кода? весной).

Имена существительные отвечают на вопрос “когда?” (Нет.)

Значит, мы образовали с вами новое слово. (Прикрепляю к рисунку сугроба слово весной.)

А как мы его образовали? (От формы творительного падежа имени существительного.)

На какой вопрос отвечают слова из нашего сугроба: смело, тихо?

(Как?)

(Вешаю вопросы, на которые отвечают наречия.)

Скажите, какая часть речи отвечает на эти вопросы? (Наречие.)

(Прикрепляю над сугробом слово наречие.)

Vlll. Закрепление.

Ребята, снежный вихрь принес к нам в класс конверт. (Раздаю карточки.)

шумный зелено
зеленый шумно
красивый гордо
гордый красиво

Соедините прилагательные с наречиями, которые от них образовались.

У кого получилось два крестика?

Х

Х

Вы выполнили задание правильно. Молодцы!

lХ. Итог урока.

Белых мух снежинок рой

Превратился в горку.

Прежде, чем бежать кататься

Надо на пятерку обобщить.

Давайте сделаем вывод. Из каких частей речи образуются наречия? Как образуются наречия?

  1. От качественных прилагательных при помощи суффикса о.
  2. Наречия могут образовываться от формы творительного падежа имени существительного.

Х. Рефлексия.

На доске изображены три человека с разной мимикой.

   

Оцените свою работу на уроке. На партах у вас лежат фишки.

Кому на уроке работать было трудно, с заданиями не справились, положите свою фишку к грустному человеку.

Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите свою фишку второму человечку.

Кому было на уроке все понятно, со всеми заданиями справились уверенно, положите свою фишку веселому человечку.

ХI. Домашнее задание.

Нарисуйте, как вы представляете себе наречия.

I вариант – скромно.

II вариант - смешно.