Урок по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Разделы: Начальная школа


Цель:
Обобщить знания об имени прилагательном, совершенствовать навыки правописания родовых и падежных окончаний прилагательных в единственном и во множественном числе; развивать коммуникативные умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, прилагательные-антонимы, прилагательные-синонимы, развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, развивать орфографическую зоркость; воспитывать умение работать в группах, отстаивать своё мнение, воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

1. Организационный момент

Загадка

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
(Прилагательное)

2. Объявление темы урока

Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем об имени прилагательном. Урок наш не простой, проведём его в форме деловой игры «Заседание редакционного совета». Нам предстоит выпустить специальный номер газеты «Имя прилагательное», посвящённую нашим чувствам, настроению о весне. Недаром поэты называют весну «утром года».
В нашей редакции работают 3 отдела (новостей, информации, писем). Помогать нам будут внимание, сосредоточенность и дружелюбие.

3. Откройте свои специальные журналы, запишите число, тему урока

Весна приходит не одна, а со своими друзьями.
У нашей газеты есть эмблема. Отгадайте её.

Шарада

Корень мой находится в снегу
В подставочке я приставочку найду
Суффикс мой вы в чайнике встречали
Весь же я – в лесу и на поляне.
(Подснежник)

Загадка (подсказка)

По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.
Подснежник – первый весенний цветок.

В своих журналах вы сейчас запишете окончания имени прилагательного единственного числа именительного падежа.

А теперь запишите слово подснежник, разберите его по составу, придумайте и запишите к этому слову однокоренные родственные по смыслу имена прилагательные.
Снеговой – снежный

Пока записывают чистописание, рассказ легенды о подснежнике.
Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

4. А теперь продолжим нашу работу по отделам

1) Работаем по первой рубрике «Новости дня».

Нам предстоит выяснить, что такое имя прилагательное, что оно обозначает, с какой частью речи связано, на какие вопросы отвечает, его роль в предложении.

Отдел Новостей (ОН)

Так как газета наша посвящена весне, то вот вам задание.
Идёт весна по лесу, останавливается у каждого дерева, каждого кустика, цветочка. Подбирает прилагательные, которые подходят к этим растениям.
Ребята, попробуйте вы.
Берёза (какая?) кудрявая, белоствольная.
Дуб (кокой?) могучий, .......
Ландыш (какой?) душистый, .........
Ручей (какой?) узкий, звонкий, .........   
Травка (какая?) свежая, зелёная, маленькая
Подснежник (какой?) первый, нежный.

Отдел Писем (ОП)

К вам в отдел пришло письмо с непонятным содержанием.
Утром, весенним, птицы, счастливые, свои, распевали, песни, чудесные.
Весенним утром счастливые птицы распевали свои чудесные песни.
- С помощью каких частей речи ваше письмо получилось таким красивым.

Отдел Информации (ОИ) 

Дайте информацию о погоде. Подберите к прилагательным антонимы, к существительным добавьте суффикс. (Письменно)
Что такое антонимы?
Пасмурный день – солнечный денёк
Холодный ветер – тёплый ветерок
Огромная туча – крошечная тучка.
А теперь (устно) подберите к прилагательным синонимы.
Проверка. Дежурный по рубрике.
Материал утверждён главным редактором и идёт в номер.

2) Переходим к работе над следующей рубрикой «Правила грамматики».

ОН: Напишите правильные падежные окончания прилагательного весенний

И.п. (весенн...) ветер 
Р.п. (весенн...) ветр...
Д.п. (весенн...) ветр...
В.п. (весенн...) ветер
Т.п. (весенн...) ветр...
П.п. о (весенн...) ветр...

ОИ: Продолжите правило
- Падеж имени прилагательного определяется по ...
- Имя прилагательное изменяется по ...
- Правописание безударных окончаний имени прилагательного женского рода с
твёрдой основой можно проверить ...
- Как определить тип основы прилагательного ...
ОП:  Вставить окончания имён прилагательных, определить их падеж.
К душист... черёмухе, на ароматн... цветок, о весенн... погоде, за мохнат... пчелой, из березов... рощи.
Проверка: Дежурный по рубрике.
Учебник: упр. №29, стр. 21. Каждый отдел по одному предложению. Итак, материал утверждён главным редактором и идёт в номер.

5. Физ. минутка

  • концентрация внимания (вращение пальцами);
  • пальчиковая гимнастика;
  • распрямили плечи, опустили, подняли;

3) Начинаем работать над материалом, который поместим в рубрику «Вы спрашивали, мы отвечаем».

ОП: Вам предстоит отредактировать письма наших читателей и ответить на вопрос «Для чего служат имена прилагательные в речи?»
Хороша ... весна в лесу! Ярко светит ... Солнце, ... облака украшают ... небо. Смолой запахли ... почки. С пригорка зажурчал ... ручеёк. Весёлый и сказочный лес весной!
Слова для справок: ранняя, весеннее, лёгкие, голубое, пушистые, говорливый.

ОИ: Опишите с помощью прилагательных цветок, но не называя его. (Запах, цвет, размер, внешний вид).
подснежник
ландыш
мать-и-мачеха.

ОН: Выполнить синтаксический разбор предложения.
Солнечным весенним днём на лесной тропинке появились жёлтые головки одуванчика.
Каким членом предложения чаще всего являются имена прилагательные?
Материал утверждён и идёт в номер.

6. Подведение итогов

Новый номер газеты «Имя прилагательное» подготовлен к выпуску.
Теперь нужно привлечь внимание к нашей газете, нужна реклама.
Лексическое значение слова реклама.
Реклама – яркая информация о каких-нибудь товарах, видах услуг, зрелищах с целью привлечь внимание и увеличить спрос на них.
Рекламировать – объявить о чём-нибудь, пользуясь рекламой.

План.

  • Кому адресована реклама?
  • Почему её необходимо прочитать?
  • О чём вы узнаете, прочитав газету?

Дорогие жители нашего района!
Отдел писем приглашает Вас прийти к нам хоть на минутку, посмотреть газету «Имя прилагательное». Там вы узнаете много интересного о весне и об имени прилагательном – часть речи, которая делает нашу речь яркой и убедительной.
Вы узнаете и том, как мы рады приходу долгожданной весны. Ждём Вас!

7. Итог работы

  • Как называется наша газета?
  • Расскажите всё об имени прилагательном.
  • О чём в нашей газете написано?
  • Что обозначает имя прилагательное, на какие вопросы отвечает?
  • Как изменяется прилагательное? От чего это зависит?
  • Как определить род, число, падеж имени прилагательного?
  • Какими членом предложения чаще всего бывает имя прилагательное?
  • Почему без прилагательных нельзя обойтись?

(Прилагательные делают нашу речь живописной. Без них речь бедна невыразительна. Наша речь становится ярче и красивее).

Д/з: Составить свой рассказ о весне, используя прилагательные.