Игровые элементы и дидактические игры с применением ИКТ на уроках математики в 5–6-х классах

Разделы: Математика


Происходящее в настоящее время стремительное развитие информационных и мультимедийных технологий в образовании говорит о необходимости изменения форм, методов и содержания образования в целом и математического в частности.

Важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников, независимо от специальности, которую они изберут в дальнейшем.

.В настоящее время в арсенале каждого учителя немало приемов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся, и использующихся на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала, темы, особенностей класса. Использование информационно – коммуникативных технологий в содружестве с разнообразными приемами и методами позволяет создать условия для повышения процесса обучения.

По данным исследований, в памяти человека остается ?  часть услышанного материала,  1/3 часть увиденного, ?  часть увиденного и услышанного, ? части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Сделать подачу материала более наглядной и при этом вовлечь учащихся в активную деятельность, изжить скуку на уроке – вот, на мой взгляд, основные задачи учителя.

Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Игровая деятельность на уроке математики многоцелевая. Она является логическим продолжением работы учащихся на обычном уроке и тем самым максимально способствует развитию творческой активности школьников, что в значительной степени может компенсировать естественные недостатки урока. Положительное в данной деятельности:

- в игре не бывает “слабых”, нередко “слабые” и “трудные” в команде или индивидуально работают лучше, нежели некоторые отличники;

- дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;

- включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учеников рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Таким образом, можно выделить основные цели дидактических игр:

1) повышение интереса учащихся к математике;
2) пропаганда достижений математики;
3) выявление наиболее способных к математике учащихся и оказание им помощи;
4) активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Сделать дидактическую игру более наглядной помогает создание презентаций, которые на современном этапе развития информационных технологий являются одним из самых эффективных методов представления и изучения любого материала. Мне компьютерные презентации позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения высокого результата, при минимальных затратах времени на обучение. Возможность вставлять любые объекты (картинки, графики, таблицы, схемы) в презентацию делает её особенно привлекательной при изучении различных тем, когда необходимо показать модели или ход процесса. К тому же при представлении материала в таблицах, графиках и тезисах, включаются механизмы не только слуховой, но зрительной и ассоциативной памяти.

Предлагаемый мною материал содержит презентационную работу с конкретными дидактическими играми по разным темам для учащихся 5–6-х классов (Приложение 1).