Триединая цель урока:
- обучающая :познакомить учащихся с видами, составом реквизитов, разделами и требованиями к составлению и оформлению автобиографии и характеристики;
- развивающая :развивать творческую активность учащихся; формирование мыслительных умений; расширение кругозора и обогащение словарного запаса;
- воспитательная :формирование желания вносить элемент творчества в образовательный процесс; повышение интереса к выбранной профессии.
Методическое обеспечение урока: мультимедийное оборудование; презентация “Документы по личному составу – Автобиография, Характеристика”, дидактический материал.
Ход урока
1. Организационная часть урока:
- приветствие учащихся;
- проверка оснащённости рабочих мест;
- сообщение темы и цели урока.
2. Основная часть:
- Актуализация опорных знаний.
- Объяснение нового материала:
- автобиография;
- разновидности, разделы и примеры автобиографий;
- анкета;
- характеристика;
- реквизиты, разделы и виды характеристик;
- защита персональных данных.
- Закрепление нового материала:
- фронтальная беседа.
3. Практическая работа.
4. Заключительная часть:
- Подведение итогов:
- анализ урока;
- оценка работы учащихся.
5. Домашнее задание:
- составить характеристику на своего одноклассника(-ницу) или коллегу по работе;
- продолжать оформлять словарь основных терминов по программе курса.
6. Рефлексия.
Ход урока
(Презентация)
Слайд 1. Организационная часть урока
Тема урока: Документы по личному составу – Автобиография, Характеристика.
Цель урока: познакомиться с видами, составом реквизитов и требованиями к составлению и оформлению автобиографии и характеристики.
Слайд 2. Основная часть
Актуализация опорных знаний:
Мы знаем, что в делопроизводстве документы делятся на 4 группы, какие?
- организационные;
- распорядительные;
- информационно-справочные;
- по личному составу.
Дайте определение документации по личному составу.
Слайд 3.
Совокупность взаимосвязанных документов, в которых зафиксированы этапы трудовой деятельности работника, называют Документацией по личному составу.
Какие документы относятся к личным?
- заявления;
- автобиографии/анкеты;
- характеристики;
- трудовые договоры;
- личные карточки, личные дела;
- приказы по личному составу;
- трудовые книжки и др.
***Пройдет несколько лет, вы окончите учебные заведения. Больше не будет ни экзаменов, ни двоек, ни зачётов. Начинается новая жизнь – взрослая, самостоятельная. Вы окунетесь в эту жизнь и встретитесь с “морем” деловых бумаг. В наше время нельзя стать успешным человеком без навыков оформления деловых бумаг.
Слайд 4.
Вспомним Последовательность документирования при приёме на работу.
Слайд 5.
Объяснение нового материала:
Автобиография – (от лат. – то, что я пишу о себе) краткое описание, изложение основных событий своей жизни. Множество словарей и энциклопедий сходятся на мнении, что А. – форма биографии, где главным героем является автор; А. – описание своей жизни.
Слайд 6.
Различают две разновидности автобиографии:
- автобиография – официальный документ,
- автобиография – литературное произведение.
- В официальной (деловой) автобиографии соблюдается строгая хронологическая последовательность изложения фактов. Пишется она по определённому плану официальным языком. Освещение пунктов плана точное и сжатое.
- При написании автобиографии как литературного произведения, авторы (писатели, художники, артисты) совершенно свободны в выборе материала и языковых средств.
Слайд 7.
Как официальный документ автобиография состоит из нескольких разделов:
- Заголовок – АВТОБИОГРАФИЯ
- Анкетные данные…
- Данные об образовании, в том числе пройденных курсах…
- Трудовая деятельность – основной раздел документа…
- Награды и поощрения (если имеются)
- Место постоянного жительства, телефон
- Дата (слева)
- Подпись (справа)
Слайд 8.
Предлагаю ответить на вопросы:
1. Является ли данный текст, который Вам
будет предложен, официальной автобиографией?
Почему? (Соблюдается строгая хронологическая
последовательность изложения фактов)
2. Содержит ли текст лишнюю информацию?
3. Что бы Вы ещё добавили к представленной
автобиографии?
Я, Разина Галина Николаевна…
В Новокузнецке проживаю по адресу: ул.Курчатова, д.12, кв.564…
Слайд 9.
Пример автобиографии (школьницы)
Слайд 10.
Если А. – описание своей жизни, допустимо ли выражение: “Написал свою автобиографию?”
Возьмите на заметку!
Употребление ненужных, уточняющих слов называется плеоназмом (от греч. плеоназмос – излишество), например: ценные сокровища, вернуться обратно, упасть вниз.
Слайд 11.
Вместо или вместе с автобиографией работодатель может попросить Вас заполнить – Анкету (от франц. – расследование):
- перечень вопросов, используемых для тестирования в целях получения каких-либо сведений;
- форма представления текста документа, построенная по принципу “вопрос-ответ”.
Запишем:
Анкета – типовой документ с фотокарточкой, содержащий перечень вопросов, используемых для тестирования в целях получения от работника каких-либо сведений.
Составляется собственноручно при оформлении на работу. Все записи в анкете должны быть подтверждены документально.
Данные проверяются инспектором отдела персонала, заверяются его подписью и печатью.
Отличается от автобиографии тем, что все данные в ней отражаются очень кратко.
Слайд 12.
Автобиография может использоваться в процессе отбора кадров, при составлении психологической характеристики работника, изучении его жизненного пути и личностных качеств.
Слайд 13.
Характеристика – это официальный документ, который выдаёт администрация учреждения (организации, предприятия) своему сотруднику/учащемуся при решении целого ряда вопросов (поступление в учебные заведения, аттестация на должность и др.).
И вновь обращаемся к Словарям, например: Большой словарь по социологии даёт определение Характеристики:
1. Совокупность признаков, свойств, черт
человека, предмета, явления и т.п.
2. Официальный документ о служебной, общественной
или другой какой-либо деятельности.
Слайд 14.
Реквизиты характеристики
- реквизиты штампа организации/предприятия (фирменный бланк);
- название вида документа;
- указание должности лица, которому выдается характеристика;
- наименование организации, выдающей характеристику;
- фамилия, имя, отчество сотрудника;
- текст;
- подписи;
- печать.
Слайд 15.
Текст характеристики излагается в форме третьего лица и состоит из разделов:
- Заголовочная часть
- Анкетные данные о работнике
- Данные о трудовой деятельности работника
- Оценка деловых и личных качеств работника (собственно характеристика)
- Заключительная часть
Слайд 16.
В первой – заголовочной части – указывают:
- название документа (ХАРАКТЕРИСТИКА), должность, занимаемую работником (включая название организации), фамилию, имя, отчество работника (полностью), например:
ХАРАКТЕРИСТИКА
на старшего аудитора отдела ООО “Практика” Соколова Михаила Васильевича
Слайд 17.
Во второй части – анкетных данных – указывают:
- фамилию, инициалы работника (имя и отчество полностью уже можно не повторять), год рождения, образование (при этом указывается, какие учебные заведения, где и когда окончил работник), специальность (профессию), учёную степень и звание (если они имеются). Как правило, эта часть характеристики оформляется как первый абзац текста, например:
М.В.Соколов 1976 г. рождения, образование высшее, в 1998 г. окончил финансовый факультет Московской финансово-юридической академии по специальности “бухгалтерский учет и аудит”. С 1998 по 2000 гг. М.В.Соколов проходил службу в рядах Вооруженных Сил РФ.
Слайд 18.
В третьей части содержится характеристика трудовой
деятельности работника:
Соколов М.В. работает в ООО “Практика” с января 2002 г. Сначала он занимал должность аудитора отдела аудита, с 2004 г. работает в должности старшего аудитора того же отдела.
До поступления в ООО “Практика” Соколов М.В. в течение двух лет работал в ЗАО “Знак качества” в должности помощника аудитора. За время работы в ООО “Практика” Соколов М.В. в составе группы специалистов участвовал в аудиторских проверках многих компаний.
В 2005 г. Соколов М.В. окончил с отличием курсы повышения квалификации Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
Слайд 19.
В четвертой части даётся оценка деловых (профессиональных) и личных качеств работника.
Опыт работы, уровень профессиональных знаний, способность к самообразованию, знание собственных прав и обязанностей.
Работоспособность работника оценивается по тому, насколько активен он при выполнении порученных обязанностей, по умению организовывать трудовой процесс и выполнять работу качественно и в установленные сроки, по поведению в сложных ситуациях, по способности брать на себя ответственность за результаты работы, по эффективности принимаемых решений или результатов работы.
Личные качества работника проявляются в его взаимоотношениях с коллегами (доброжелательность, коммуникабельность), в уровне общей культуры работника, его психологических качествах.
Отмечается информация о формах поощрения работника, имеющихся у него наградах или взысканиях.
Слайд 20.
В пятой – заключительной части характеристики указывается:
- цель (назначение) составления характеристики
Характеристика составлена для представления в…
Характеристика выдана для поступления в…
Слайд 21.
Кто подписывает характеристику?
- Руководитель учреждения/предприятия (менеджер по персоналу, зам.руководителя)
Подписи заверяют гербовой печатью.
Выдают характеристику работнику на руки или пересылают учреждению/организации, которые её запросили.
- Составляется в 2-х экз.
Слайд 22.
Разновидности характеристик. Вопрос? Характеристики бывают…
- производственные,
- служебные,
- учебные Кто подписывает учебную характеристику?
Слайд 23.
Вспомним, о существовании Федерального закона РФ “О персональных данных”
Какие сведения относятся к персональным?
- библиографические сведения;
- образование и специальность;
- занимаемая должность;
- адрес места жительства, домашний телефон;
- состав семьи, место работы/учёбы членов семьи и родственников;
- характер взаимоотношений в семье;
- размер заработной платы;
- содержание трудового договора;
- содержание декларации, подаваемой в налоговую инспекцию и т.п.
Напоминаю! о статье 24.
Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона
Лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, т.е. виновные в разглашении сведений конфиденциального характера, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством РФ ответственность.
Это касается всех, кто работает с персональными данными сотрудников.
Слайд 24.
Автобиография и Характеристика относятся к официальным документам, содержащим персональную информацию о сотруднике.
Согласно ст.88 ТК РФ работодатель не должен передавать персональные данные сотрудника третьей стороне без необходимого получения письменного согласия на то сотрудника (исключение составляют моменты, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в случаях, установленных федеральным законом).
Слайд 25. Закрепление нового материала
Фронтальная беседа:
Итак, повторим, что называют автобиографией?
Автобиография – краткое описание, изложение основных событий своей жизни.
Разновидности автобиографии:
- Автобиография – официальный документ,
- Автобиография – литературное произведение
Разделы:
- Заголовок
- Анкетные данные
- Данные об образовании
- Трудовая деятельность
- Награды и поощрения
- Место постоянного жительства, телефон
- Дата
- Подпись
Что представляет собой анкета?
Анкета – типовой документ с фотокарточкой, содержащий перечень вопросов, используемых для тестирования в целях получения от работника каких-либо сведений.
Слайд 26.
Характеристика – это официальный документ, который выдаёт администрация учреждения, организации, предприятия своему сотруднику/учащемуся при решении целого ряда вопросов.
Разновидности характеристик:
- производственные,
- служебные,
- учебные
Разделы:
- Заголовочная часть
- Анкетные данные о работнике
- Данные о трудовой деятельности работника
- Оценка деловых и личных качеств работника
- Заключительная часть
Слайд 27. Практическая работа
1. Составьте и оформите рукописным способом автобиографию (на разлинованном бланке)
Слайд 28. Практическая работа
2. Отредактируйте и оформите характеристику
Все данные перемешались.
Определите, к какому разделу характеристики относится каждое предложение.
Слайд 29.
При выполнении практических заданий необходимо пользоваться:
- конспектом;
- макетами автобиографии и характеристики;
- дополнительным информационно-справочным материалом по теме урока.
Заключительная часть
Подведение итогов:
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с видами, составом реквизитов и требованиями к составлению и оформлению автобиографии и характеристики.
Оценка работы учащихся Активно работали на уроке…, правильно выполнили практическое задание…
Слайд 30. Домашнее задание
- составьте и оформите рукописным способом автобиографию (на разлинованном бланке);
- составьте характеристику на своего одноклассника/одноклассницу или коллегу по работе.
Слайд 31. Рефлексия
Я надеюсь, что вы запомните наш урок, и полученные знания в скором будущем примените в своей жизни на практике.
Ведь “Человек, несомненно, сотворён для того, чтобы думать: в этом и главное его достоинство и главное дело жизни. И начать ему следует с размышлений о себе самом”.
Блез Паскаль, франц.писатель и философ
Урок окончен, спасибо за внимание!