Цель
урока. Закрепить знания детей о характерных признаках живой и неживой природы на примере черепахи и камня. Обогащать представление о черепахе, как о живом существе (дышит, видит, передвигается, ест, слышит). Развивать деятельность наблюдения, использовать обследовательские действия, сравнивать, поддерживать интерес детей к объекту живой природы.Ход урока
В группу к детям пришел игровой персонаж (Мишутка). Приносит 2 мешочка. Дает детям мешочки с камешками.
– Отгадайте, что там? Вы можете потрогать, понюхать, постучать, но только не смотреть. (Дети высказываются).
– А как вы угадали? ('они тяжелые, круглые, стучат гг.). Можете тихонечко посмотреть какого они цвета и формы и сказать мне на ушко, (дети описывают свои камушки).
Мишутка: А у меня тоже камень, я принес вам его показать. Посмотрите, он тяжёлый, стучит и такого же цвета, как и у вас.
– Интересно, если его кинуть, он далеко полетит? Ой, ой, да он живой!!!!
– Подожди Мишка, ребята тебе хотят сказать кто это? Это черепашка!
– Давайте научим Мишку отличать камень от черепашки. Расскажем мишке о черепашке, о её внешнем виде.
– Тело черепахи покрыто панцирем сверху и снизу. В нем есть отверстие для головы, четырёх ног, хвоста,
– Оксана, расскажи нам о черепашке (Оксана рассказывает). Все рассказала Оксана?
– Мишка, ты все запомнил?
– Ой, почти все.
– Ну не расстраивайся, мы тебе еще раз расскажем (любой ребёнок рассказывает еще раз).
– Ребята, что-то Мишка загрустил. Отчего же?
– Конечно, почему же я подумал, что она камень? (рассуждения детей).
Дать потрогать детям черепаху, ощутить какая она.
- Теперь всё про панцирь понял. Вот только зачем она прячется в него? (ответы детей).
Вывод: Так она прячется от врагов. - А интересно, видит ли черепаха? (предположения детей)
После высказываний детей, предложить положить черепахе еду.
– Давайте положим черепахе корм, увидит она его или нет? (значит, она видит).
– А как же узнать, слышит она или нет? (позвонить звоночком).
– Интересно, почему же в своем лесу я их не видел?
– Давайте попробуем догадаться, почему черепахи не живут у нас в лесу ни зимой, ни летом.
Физминутка.
– Мы сейчас немножко отдохнем.
– Будем с вами паучками (паучки сначала пальчиками поползли к обогревателю).
– А что почувствовали паучки?
– Ой, жарко им стало, и паучки поползли в разные стороны.
– Посмотрите, ребята, черепашка начала двигаться. Что же любит черепашка? (тепло)
– Почему же черепахи не живут в наших лесах? (ответы детей).
– Черепахи любят тепло и живут только в тёплых странах.
– Но теперь я никогда не перепутаю черепашку с камнем.
– Я даже себе нарисовал, что черепаха дышит, слышит, видит (ухо, глаза, нос, рот, лапы), а камень ничего не делает.
– Что ты Мишка, загрустил?
– Я хочу черепашку.
– Не горюй, мы тебе сделаем маленьких пластилиновых черепашек. Предлагаю (пластилин и скорлупу от грецкого ореха). Дарим Мишутке. Мишка благодарит детей.