Урок литературного чтения. Отрывок из книги "Приключения Незнайки и его друзей"

Разделы: Начальная школа


Тема: Н. Носов. Как Незнайка сочинял стихи. Отрывок из книги «Приключение Незнайки и его друзей».

Цели:

  • развитие умения вычленять реплики персонажей, верно их интонировать при чтение по ролям;
  • формирование умения определять причину поступков героя произведения;
  • развитие внимания к собственным чувствам, возникающим при чтении произведения, умение выразить их в речи;
  • развитие умения определять и объяснять свое отношение к произведению и героям;
  • развитие умения выделять рифму в стихотворении и подбирать рифму.

Тип урока: урок усвоения, формирование знаний, умений, навыков.

Методы урока: наглядно-иллюстративный; проблемный; беседа.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, портрет писателя Носова, слайды, учебник литературного чтения автора Э. Кац.

Оформление доски:
в центре портрет Н. Носова; под портретом текст: Добрые, точные и справедливые слова сказал о творчестве Н. Носова писатель Валентин Катаев: «… Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа, которое называется «мальчик»… Мальчики Носова несут в себе все черты советского человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление к новаторству, привычку изобретать, отсутствие умственной лени».
Рассказы Носова Катаев назвал «маленькими шедеврами, каждый из которых блестит, как яркая жемчужина, в довольно объемистом ларце нашей детской литературы».



Ход урока

  1. Организационный момент.
    Сегодня мы продолжим работу над произведением Н. Носова «Как Незнайка сочинял стихи».
    - Что значит читать выразительно?
    - Умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.
    - Откройте, пожалуйста, с. 41 и прочитаем отрывок по ролям выразительно.
  2. Чтение отрывка с. 41–43 по ролям.
    - Рассмотрите иллюстрации и подберите фрагменты текста, которые могут стать подписями к ним. (3 иллюстрации).
  3. Размышление над вопросами.
    - Перечитай стихи, которые сочинил Незнайка про своих друзей. Они сказали, что это «не стихи, а дразнилки». Согласен ли ты с друзьями Незнайки? Объясни свое мнение.
    - Как ты думаешь, почему Незнайка решил больше не писать стихов?
    Обсуди с товарищами (работа в парах)
  4. Сейчас мы попробуем с вами быть поэтами, продолжим стихи, подбирая подходящие рифмы.
    Улетел орел домой,
    Солнце скрылось под ...
    Доедая с маслом булку,
    Братья шли по ...
    Мы делили апельсин,
    Много нас, а он ...
    Дополни строчки:
    Шевелились у цветка
    … лепестка.
    В небе плыли облака,
    … река.
    На болоте стоит пень,
    … лень.

    (варианты ответов детей)

     - Как вы думаете, достаточно ли одного желания для написания стихов? Что для этого нужно еще?

  5. Прочитай свое любимое стихотворение. Объясни, почему оно тебе нравится? Выдели рифмы.
  6. Итог урока: Что нового ты открыл для себя на уроке?
  7. Домашнее задание:
    - придумайте новые приключения Незнайки.
    - подготовить на пересказ любую главу из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».