Тема: Н. Носов. Как Незнайка сочинял стихи. Отрывок из книги «Приключение Незнайки и его друзей».
Цели:
- развитие умения вычленять реплики персонажей, верно их интонировать при чтение по ролям;
- формирование умения определять причину поступков героя произведения;
- развитие внимания к собственным чувствам, возникающим при чтении произведения, умение выразить их в речи;
- развитие умения определять и объяснять свое отношение к произведению и героям;
- развитие умения выделять рифму в стихотворении и подбирать рифму.
Тип урока: урок усвоения, формирование знаний, умений, навыков.
Методы урока: наглядно-иллюстративный; проблемный; беседа.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, портрет писателя Носова, слайды, учебник литературного чтения автора Э. Кац.
Оформление доски:
в центре портрет Н. Носова; под портретом текст: Добрые, точные и справедливые слова сказал о творчестве Н. Носова писатель Валентин Катаев: «… Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа, которое называется «мальчик»… Мальчики Носова несут в себе все черты советского человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление к новаторству, привычку изобретать, отсутствие умственной лени».
Рассказы Носова Катаев назвал «маленькими шедеврами, каждый из которых блестит, как яркая жемчужина, в довольно объемистом ларце нашей детской литературы».
Ход урока
- Организационный момент.
Сегодня мы продолжим работу над произведением Н. Носова «Как Незнайка сочинял стихи».
- Что значит читать выразительно?
- Умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.
- Откройте, пожалуйста, с. 41 и прочитаем отрывок по ролям выразительно. - Чтение отрывка с. 41–43 по ролям.
- Рассмотрите иллюстрации и подберите фрагменты текста, которые могут стать подписями к ним. (3 иллюстрации). - Размышление над вопросами.
- Перечитай стихи, которые сочинил Незнайка про своих друзей. Они сказали, что это «не стихи, а дразнилки». Согласен ли ты с друзьями Незнайки? Объясни свое мнение.
- Как ты думаешь, почему Незнайка решил больше не писать стихов?
Обсуди с товарищами (работа в парах)
- Сейчас мы попробуем с вами быть поэтами, продолжим стихи, подбирая подходящие рифмы.
Улетел орел домой,
Солнце скрылось под ...Доедая с маслом булку,
Братья шли по ...Мы делили апельсин,
Много нас, а он ...Дополни строчки:
Шевелились у цветка
… лепестка.В небе плыли облака,
… река.На болоте стоит пень,
… лень.(варианты ответов детей)
- Как вы думаете, достаточно ли одного желания для написания стихов? Что для этого нужно еще?
- Прочитай свое любимое стихотворение. Объясни, почему оно тебе нравится? Выдели рифмы.
- Итог урока: Что нового ты открыл для себя на уроке?
- Домашнее задание:
- придумайте новые приключения Незнайки.
- подготовить на пересказ любую главу из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».