Урок развития речи в 9-м классе по теме "Комплексный анализ текста"

Разделы: Русский язык


Цели:

Образовательные: формирование навыков работы с тестом, а именно, умение находить языковые средства, использовать их в письменной, устной речи; знакомство с новыми стилистическими фигурами (градацией, умолчанием).

Развивающие: развитие умения аргументировать, доказывать, работать над развитием речи.

Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, воспитание познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Оборудование:
На рабочем столе учащихся: тетрадь, текст из рассказа Е. Носова «Живое пламя».

Оформление доски:
Тема: «Комплексный анализ текста».
Градация – (лат.) ступень, степень; расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.
Умолчание – выразительное средство речи.

Эпиграф:

«Привычка вдумываться в язык и в его выразительные средства абсолютно необходима, чтобы правильно строить фразы и подбирать такие слова, которые наилучшим образом выражают данную мысль».
Л.В. Щерба

Ход урока

Сегодня на уроке мы будем анализировать текст, определять тему, основную мысль, стиль, тип речи, находить изобразительно-выразительные средства языка, познакомимся с новыми стилистическими фигурами.
Чтение текста (приложение). Читает учитель.
У: Знаком ли вам текст? Из какого произведения? Кто автор?
Д: Из рассказа Е.И. Носова «Живое пламя».
У: Все ли слова вам были понятны? Как вы поняли значение слов Куртинка, парижские красавицы.
Д: Куртинка – грядки для цветов, парижские красавицы – название цветов.
У: Докажите, что перед нами действительно текст, а не набор предложений.
Д: Это текст, т.к. он состоит из предложений, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. Предложения объединены одной темой (описание цветов).
У: Сформулируйте основную мысль текста. Что хотел донести до нас автор?
Д: У маков короткая жизнь, зато в полную силу прожита.
У: Как можно озаглавить? (Яркая жизнь маков) Запишите в тетради.
У: Ребята, какие виды связи между предложениями в тексте вы знаете?
Д: Цепная и параллельная.
У: Какую связь называем цепной?
Д: Предложения как бы сцепляются одно за другим с помощью синонимов, замены ключевого слова местоимением, однокоренных слов, лексического повтора слов. Часто повторяется тот или иной член предложения.
У: Расскажите о параллельной связи.
Д: При параллельной вязи предложения сопоставляются, они связываются только по смыслу. Первое предложение обычно является общим для всех последующих, в нем заключена основная мысль. Соблюдается одинаковый порядок слов в предложениях, члены предложения выражаются одинаковыми грамматическими формами.
У: Определим на практике вид связи между 1 и 2, 2 и 3 предложениями 1 абзаца.
Д: Связь цепная 1 и 2 связаны с помощью синонимов цветы – клумба, 2 и 3 с помощью местоимения клумба – ее.

Вывод:
У: Итак, ребята, вы доказали, что перед нами действительно текст, определили тему, основную мысль, озаглавили текст. К какому стилю вы отнесете данный отрывок?
Д: К художественному.
У: Что присуще художественному стилю?
Д: Наличие художественных троп, образность, эмоциональность.
У: Ребята, какие тропы вам известны?
Д: Эпитет.
У: Что такое эпитет?
Д: Художественное определение предмета, явления, с помощью которого втор выражает свое отношение – матушка – Волга, день замечательный, очи светлые.
У: Дайте определение, что такое метафора?
Д: Переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту. Костер рябины, подошва горы.
У: Что такое олицетворение?
Д: Вид метафоры, уподобление неживого предмета живому существу. Воют ветры, шепчутся деревья.
У: Сравнение.
Д: Определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим.
Степь, как море, парус, как чайка.
У: Антитеза (стилистическая фигура). Противопоставление образов и понятий.
Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень. (А.С. Пушкин).
А сейчас, работая в группах, вы, ребята, найдете изобразительно­-выразительные средства языка.
(1 и 2 - метафоры, сравнения; 3 и 4 - эпитеты, антитеза)

Ответы: 1 группа отвечает, 2 группа дополняет, 3 группа отвечает, 4 группа дополняет, а остальные записывают.
Метафоры: расстилался коврик, опоясывала лента, раскачивались шляпки парижских красавиц, выбросить навстречу три тугих бутона языком пламени, маки вспыхивали, слепили, пламенели, погасли.
Сравнения: аромат, похожий на запах ванили, зажженные факелы, вздохнула, словно по живому существу. Коврик - настоящий ковер.
Эпитеты: скромные цветы, нежно-горьковатый аромат, живые языки пламени, трепетно-яркий огонь, озорная, обжигающая ярость, пышная клумба, чувство еще не остывшего восхищения.
Антитеза: слепили - потускнели, пламенели - погасли.
У: Какую роль играют изобразительно-выразительные средства языка?
Д: Они показывают красоту короткой, но яркой жизни маков.
Делаем вывод: это текст художественного стиля.
У: Почему автор избирает именно художественный стиль?
Д: Художественный стиль помогает наиболее полно выразить собственные чувства (восхищение маками), языковые средства помогают не просто передать впечатления об увиденном, но делают это образно, эмоционально.

Обращение к эпиграфу. Часто ли мы в речи употребляем изобразительно-выразительные средства? Без них наша речь была бы бедной. В качестве эпиграфа я взяла слова русского языковеда, ученого Льва Владимировича Щербы. Что дают изобразительно-выразительные средства? Подходит ли эпиграф к нашему уроку, удачно ли он взят?

У: Скажите, ребята, к какому типу можно отнести данный отрывок?
Д: Описание с элементом рассуждения.
У: Каких троп больше?
Д: Эпитетов.
У: Какими частями речи они выражены?
Д: Прилагательными, причастиями.
У: Какому типу речи они присущи?
Д: Описанию.
У: Что они придают тексту?
Д: Эмоциональность, образность.
У: Ребята, найдите и прочитайте, что говорится именно о маках? С каким чувством Е.И. Носов пишет о них?
«Издали, маки ... » до слов «Я поднял с земли еще».
Д: С чувством восхищения, любуется, с восторгом, какое очарование в их ярком цветении, как прекрасна их обжигающая яркость.
У: Обратите внимание, в какой последовательности автор применяет глаголы, связанные с цветением маков.
Д: Вспыхивали - наливались - слепили - пламенели - идет нарастание, растет сила цвета маков - Это градация (лат. - ступень, степень) ­расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости. Как правило, используются слова одной части речи, синонимические сочетания.
У: Как описывает Е.И. Носов цвет маков? Всегда ли одинаковы маки?
Д: Меняется цвет, значит, они живут, действуют.
У: Обратимся к предложению: «Маки слепили ... »
Аристократия. Как вы понимаете значение этого слова?
Д: Высший цвет, привилегированная часть какого-либо класса, общественной группы. И вдруг слово прочая. Каково отношение автора к этим цветам? Что чувствуется?
Д: Чувствуется пренебрежение. Автор показывает величие, силу маков. Слова «прочая», «все эти» являются контекстными синонимами. Они ничто по сравнению с маками.
У: Почему, прежде чем описать маки, Е.И. Носов описывает другие цветы?
Д: Они являются фоном для описания маков.
У: Еще раз послушаем заключительную часть текста (последний абзац).
И у людей так бывает ...
Представим, что в конце предложения стоит? и !, как надо прочитать? Как прочитаем при многоточии, с какой интонацией?
Д: С интонацией понижения голоса, как бы открытый текст, нацеливает на раздумья.
У: С какой целью автор выбрал многоточие?
Д: Чтобы представить возможность читателям подумать, поразмышлять.
У: Это ребята, умолчание - выразительное средство речи, запишите в тетради.
Вспомните, как заканчивается рассказ?
Д: В нем упоминается о сыне т. Оли, который погиб во время ВОв.
У: Что подразумевал Е.И. Носов, говоря о маках?
Д: Природа и человек неотделимы друг от друга, жизнь природы, как и жизнь человека, в которой есть и радости, и беды ... Жизнь маков похожа на жизнь погибшего Алеши, сына т. Оли. Обратимся к литературе. Вспомните А.С. Грибоедова (34 года), А.С Пушкина (37 лет), М.Ю. Лермонтова (27 лет) - короткая жизнь, но какая?

Работа в группах, ответьте письменно на вопрос: В чем автор видит смысл жизни? Включите цитаты, используйте градацию, изобразительно-выразительные средства.

У: Смысл жизни автор видит в том, чтобы жить с пользой для других, иметь возможность реализовать себя... Маки радовали своей красотой людей. Короткая, но яркая жизнь.
Та же мысль у поэта Л. Мартынова:

А ты
Входя в дома любые ­
И в серые,
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш,
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты свет оставишь?
- След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо в след
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?

Д/З: Доработать творческое задание. На следующем уроке – изложение с элементом сочинения, в котором будет подобный вопрос.