Урок математики в 3-м классе по теме "Деление многозначного числа на однозначное"

Разделы: Математика


Цель:

  1. Познакомить с новым способом деления многозначного числа на однозначное, когда в частное выносится 0;
  2. Закрепить умение в решении текстовых задач; уравнений;
  3. Развивать память, вынимание, быстроту мышления;
  4. Воспитывать взаимопомощь, умение работать в группе.

Оборудование:

  1. алгоритм деления многозначного числа на однозначное;
  2. раздаточный материал (модели чисел);
  3. эталон на этапе самопроверки.

Ход урока

1. Организационный момент

Вопросы учителя

Деятельность учителя

Над какой темой мы сейчас работаем?

Деление многозначного числа на однозначное в столбик

Сколько способов деления вы знаете?

Три:

  • Замена удобными слагаемыми;
  • на моделях;
  • письменно, уголком.

А кто дома учил этим способом деления родителей?

 

2. Актуализация прежних знаний

Цель:

  1. Актуализировать вычислительные приёмы необходимые для деления многозначного числа на однозначное.
  2. Тренировать устные вычислительные навыки деления.

Учитель:

Ученики:

- Прошу вас обратить внимание на запись на доске. Прочитайте.

- Читают запись вслух.
- Согласны ли вы с этим высказыванием «Школа – это детская страна, где много света и тепла, где много счастья и добра!»? - Да, потому, что в школе интересно.
- Интересно учиться, заниматься проектами, участвовать в праздниках
- Не совсем согласен потому, что иногда бывает грустно, когда поссорюсь с товарищами, получаю плохие отметки.
- Что надо делать, чтобы ученье было в радость? - Хорошо учиться. Слушать учителя, работать дружно
- Если тебе что-то не понятно, нужно спрашивать учителя.

Сегодня мы с вами продолжим подъём на вершину успеха, но надо вспомнить какие трудность мы уже преодолели.

 

Ученики решают примеры и на «ступеньках лестницы успеха» расставляют таблички.

- Все ли изученные правила деления мы повторили? - Нет. Деление двухзначного на однозначное
- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием, поэтому следующее задание
не составит для вас труда, решить примеры:
 /td>
Ребята сидят по 6 человек в группах. У каждой группы листы с примерами на деление в столбик.
После завершения решения примеров, каждая группа вывешивает свой лист на доску.

Постановка проблемы

Цель:
Зафиксировать отличительное свойство в решение примера:

 


Проектные шаги

 

- Что заметили интересного?

 

- Сколько точек зрения у нас появилось? - Две.
- Вы смогли выполнить это задание? - Да.
- Нет.
- Почему не получается правильно? Чем это задание не похоже на предыдущее? - Мы ещё не решали такие примеры
- Что же хотели сделать сейчас? - Проверить, кто решил правильно.
- А как это можно сделать? - При помощи моделей.
- Какие знания можем применить? - Алгоритм, деления многозначного числа на однозначное столбиком.

Ученики проверяют

 

1 группа – заменить удобными слагаемыми

 

2 группа – на моделях

 

3 группа – применяя алгоритм

 

- Задание выполнили? - Да.
- Кто может определить тему урока? - Деление на однозначное число в столбик, когда в частном выносится 0.

Проектирование и фиксация нового знания

Цель:

  1. Организовать взаимодействие с целью построения нового способа деления.
  2. Зафиксировать новое знание о делении в столбик в речи  и знаково.
- Давайте вернёмся к алгоритму. - Ученики вслух повторяют алгоритм.
- Какие есть предположения к шагам алгоритма? - Надо добавить шаги алгоритма: если сносим сразу 2 цифры, то в частном ставим 0.
- Удобно будет пользоваться таким алгоритмом? - Да.
- Давайте применим алгоритм при решении примеров.

- Ученики вслух объясняют решение примеров:

 

 

Первичное закрепление

Цель: Зафиксировать алгоритм деления во внешней речи.
- с комментированием:

  • 648/6=108
  • 7574/7=1082                                  .

Самоконтроль и самопроверка

Цель:

  1. Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
  2. Проверить своё умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
  • Кто допустил ошибку? Поставьте знак «?». Какая ошибка? Почему?
  • Кто правильно выполнил задание? Поставьте «+». Вы довольны своей работой?

Включение в систему знаний, повторение

Цель: тренировать способность в решении текстовых задач и уравнений.

Задача № 5

 

- Прочитайте задачу. Назовите известные и неизвестные. Что в задаче обозначает 1 км? - Целое, всего надо пройти Пете.
- Что означает 654 м? - Первая часть, прошёл Петя.
- Что надо найти в задаче? - Сколько отсталость пройти Пете. Найти вторую часть. Чтобы найти вторую часть, надо от целого отнять первую часть.
- Решите задачу. В чём возникло затруднение? - 1 км – это надо пройти Пете, а он прошёл 654 м. Надо км превратить в м.

Решение уравнения

Даны уравнения:

  • 4000x=720000
  • x/9=36090
  • 8000x=1600

 

- Найди среди этих уравнений уравнение, которое связано с темой нашего урока. - Подходит уравнение 4000/x=720000 
- Решите это уравнение

 

Рефлексия учебной деятельности

Цель:

  1. Зафиксировать достижение поставленных целей.
  2. Оценить результативность своей деятельности и деятельности класса.
- С какой проблемой мы столкнулись вначале урока? - Не смогли определить сразу, кто правильно решил пример.
- Как нам удалось разрешить эту проблему? Как это сделали? - Разделились на группы и проверяли правильность решения на моделях; удобными слагаемыми; в столбик.
- Где нам может пригодиться это знание? - При решении примеров, задач, уравнений.

Возвращаемся к лестнице успеха

 

- Последняя ступенька у нас пуста, но какую таблицу вы могли бы сегодня установить на вершине? - Деление на однозначное числом в столбик, когда в частное выносится 0.
- Кто из вас сегодня испытал успех? - Дети прикрепляют задачки      на вершине успеха.
- Кто мог сам исправить ошибки, если они появлялись, помог товарищу, если ему требовалась помощь? Возьмите задачки     , которые лежат у вас на парте и прикрепите их на вершине успеха.
- У кого остались проблемы? В чём? А кто из вас со всеми вместе искал выход из затруднений, объяснял решение, кому можно поставить +, прикрепите свою карточку  +.

 

Домашнее задание:

стр. 17, пр. 5, 2-ой столбик, рассуждая и объясняя решение вслух.
Т. – придумать задачу на применение нового правила деления.