Цель:
- Познакомить с новым способом деления многозначного числа на однозначное, когда в частное выносится 0;
- Закрепить умение в решении текстовых задач; уравнений;
- Развивать память, вынимание, быстроту мышления;
- Воспитывать взаимопомощь, умение работать в группе.
Оборудование:
- алгоритм деления многозначного числа на однозначное;
- раздаточный материал (модели чисел);
- эталон на этапе самопроверки.
Ход урока
1. Организационный момент
Вопросы учителя |
Деятельность учителя |
Над какой темой мы сейчас работаем? |
Деление многозначного числа на однозначное в столбик |
Сколько способов деления вы знаете? |
Три:
|
А кто дома учил этим способом деления родителей? |
|
2. Актуализация прежних знаний
Цель:
- Актуализировать вычислительные приёмы необходимые для деления многозначного числа на однозначное.
- Тренировать устные вычислительные навыки деления.
Учитель: |
Ученики: |
- Прошу вас обратить внимание на запись на доске. Прочитайте. |
- Читают запись вслух. |
- Согласны ли вы с этим высказыванием «Школа – это детская страна, где много света и тепла, где много счастья и добра!»? | - Да, потому, что в школе интересно. |
- Интересно учиться, заниматься проектами, участвовать в праздниках | |
- Не совсем согласен потому, что иногда бывает грустно, когда поссорюсь с товарищами, получаю плохие отметки. | |
- Что надо делать, чтобы ученье было в радость? | - Хорошо учиться. Слушать учителя, работать дружно |
- Если тебе что-то не понятно, нужно спрашивать учителя. | |
Сегодня мы с вами продолжим подъём на вершину успеха, но надо вспомнить какие трудность мы уже преодолели. |
|
Ученики решают примеры и на «ступеньках лестницы успеха» расставляют таблички.
- Все ли изученные правила деления мы повторили? | - Нет. Деление двухзначного на однозначное |
- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием, поэтому следующее задание не составит для вас труда, решить примеры: /td> | Ребята сидят по 6 человек в группах. У каждой группы листы с примерами на деление в столбик. После завершения решения примеров, каждая группа вывешивает свой лист на доску. |
Постановка проблемы
Цель:
Зафиксировать отличительное свойство в решение примера:
Проектные шаги |
|
- Что заметили интересного? |
|
- Сколько точек зрения у нас появилось? | - Две. |
- Вы смогли выполнить это задание? | - Да. |
- Нет. | |
- Почему не получается правильно? Чем это задание не похоже на предыдущее? | - Мы ещё не решали такие примеры |
- Что же хотели сделать сейчас? | - Проверить, кто решил правильно. |
- А как это можно сделать? | - При помощи моделей. |
- Какие знания можем применить? | - Алгоритм, деления многозначного числа на однозначное столбиком. |
Ученики проверяют |
|
1 группа – заменить удобными слагаемыми |
|
2 группа – на моделях |
|
3 группа – применяя алгоритм |
|
- Задание выполнили? | - Да. |
- Кто может определить тему урока? | - Деление на однозначное число в столбик, когда в частном выносится 0. |
Проектирование и фиксация нового знания
Цель:
- Организовать взаимодействие с целью построения нового способа деления.
- Зафиксировать новое знание о делении в столбик в речи и знаково.
- Давайте вернёмся к алгоритму. | - Ученики вслух повторяют алгоритм. |
- Какие есть предположения к шагам алгоритма? | - Надо добавить шаги алгоритма: если сносим сразу 2 цифры, то в частном ставим 0. |
- Удобно будет пользоваться таким алгоритмом? | - Да. |
- Давайте применим алгоритм при решении примеров. | - Ученики вслух объясняют решение примеров:
|
Первичное закрепление
Цель: Зафиксировать алгоритм деления во внешней речи.
- с комментированием:
- 648/6=108
- 7574/7=1082 .
Самоконтроль и самопроверка
Цель:
- Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
- Проверить своё умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
- Кто допустил ошибку? Поставьте знак «?». Какая ошибка? Почему?
- Кто правильно выполнил задание? Поставьте «+». Вы довольны своей работой?
Включение в систему знаний, повторение
Цель: тренировать способность в решении текстовых задач и уравнений.
Задача № 5 |
|
- Прочитайте задачу. Назовите известные и неизвестные. Что в задаче обозначает 1 км? | - Целое, всего надо пройти Пете. |
- Что означает 654 м? | - Первая часть, прошёл Петя. |
- Что надо найти в задаче? | - Сколько отсталость пройти Пете. Найти вторую часть. Чтобы найти вторую часть, надо от целого отнять первую часть. |
- Решите задачу. В чём возникло затруднение? | - 1 км – это надо пройти Пете, а он прошёл 654 м. Надо км превратить в м. |
Решение уравнения
Даны уравнения:
|
|
- Найди среди этих уравнений уравнение, которое связано с темой нашего урока. | - Подходит уравнение 4000/x=720000 |
- Решите это уравнение |
|
Рефлексия учебной деятельности
Цель:
- Зафиксировать достижение поставленных целей.
- Оценить результативность своей деятельности и деятельности класса.
- С какой проблемой мы столкнулись вначале урока? | - Не смогли определить сразу, кто правильно решил пример. |
- Как нам удалось разрешить эту проблему? Как это сделали? | - Разделились на группы и проверяли правильность решения на моделях; удобными слагаемыми; в столбик. |
- Где нам может пригодиться это знание? | - При решении примеров, задач, уравнений. |
Возвращаемся к лестнице успеха |
|
- Последняя ступенька у нас пуста, но какую таблицу вы могли бы сегодня установить на вершине? | - Деление на однозначное числом в столбик, когда в частное выносится 0. |
- Кто из вас сегодня испытал успех? | - Дети прикрепляют задачки на вершине успеха. |
- Кто мог сам исправить ошибки, если они появлялись, помог товарищу, если ему требовалась помощь? Возьмите задачки , которые лежат у вас на парте и прикрепите их на вершине успеха. | |
- У кого остались проблемы? В чём? А кто из вас со всеми вместе искал выход из затруднений, объяснял решение, кому можно поставить +, прикрепите свою карточку +. |
|
Домашнее задание:
стр. 17, пр. 5, 2-ой столбик, рассуждая и объясняя решение вслух.
Т. – придумать задачу на применение нового правила деления.