Цели классного часа:
воспитательные
- формирование современного цивилизованного человека, гражданина и патриота своей Родины;
- подготовка студента к ответственной, осмысленной жизни;
- воспитание чувства гуманности, уважения и сопереживания к ветеранам войны и труда;
- довести до ребят мысль о смысле жизни, о войне и мире, о добре и зле, о несовместимости войны и детства;
- затронуть современную обстановку в горячих точках;
- решение проблемы повышения сплоченности группы;
развивающие
- развитие патриотического сознания молодежи;
- развитие оптимизма как философии жизни, уверенности в себе.
- развитие способности коммуникативного общения.
Наглядные пособия и оборудование:
- Мультимедийная презентация.
- Выставка книг о войне.
- Газеты «Дети войны» и «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи».
- Плакаты «Трагедия войны» и «Дневник Тани Савичевой».
- Записи песен «Священная война» и «День Победы».
- Статьи из газет, журналов, рисунки.
- Метроном.
- 125 грамм хлеба.
Кл. рук-ль:
Черное небо в багровом огне.
Пот на глаза накатил пелену.
Что я могу рассказать о войне
Мальчикам, думающим про войну?
Мальчикам, думающим, что война –
Это знамен полыхающий шелк,
Мальчикам, думающим, что она –
Это горнист, подымающий полк,
Я говорю, что война – это путь,
Путь без привала и ночью, и днем,
Я говорю, что война – это грудь,
Сжатая жестким ружейным ремнем,
Я говорю им о том, что война –
Это шинели расплавленный жгут,
Я говорю им о том, что она –
Это лучи, что безжалостно жгут,
Это мосты у бойцов на плечах
Это завалы из каменных груд,
Это дозоры в бессонных ночах,
Это лопаты, грызущие грунт,
Это глаза воспаливший песок,
Черствой буханки последний кусок,
Тинистый пруд, из которого пьют,
Я говорю, что война – это труд!Если ж претензии будут ко мне,
Цель я преследую только одну:
Надо внушить уваженье к войне
Мальчикам, думающим про войну.
В.Лифшиц
Ведущий (кл. рук-ль):
Здравствуйте, ребята и уважаемые коллеги! Мы рады видеть Вас на нашем классном часе.
Июнь! Клонился к вечеру закат,
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
22 июня 1941 года на нашу Родину вероломно напал злой и сильный враг Фашистская Германия. (Звучит фонограмма первого куплета и припева песни "Священная война", сл. В. Лебедева – Кумача, муз. А. Александрова)
Война – жестче нет слова.
Война – печальнее нет слова…
Великая Отечественная война… Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления – мужские. Это понятно: воевали-то в основном мужчины, – но это и признание неполного нашего знания о войне. Ведь огромная тяжесть легла на плечи матерей, жен, сестер, которые были санинструкторами на полях сражений, заменяли мужчин у станков на заводах и на полях в колхозах. От женщины-матери идет начало жизни, и как-то не сопоставимо это было с войной, которая убивает жизнь. Так пишет белорусская писательница Светлана Алексиевич в книге «У войны не женское лицо». А закончить эту фразу можно было, наверное, так: «и тем более не детское». Поэтому мы и пригласили на классный час наших преподавателей, которые были во время войны детьми. (Преподаватель представляет их и знакомит с ребятами)
Да, война – не детское дело. Так было всегда. Так и должно быть. Но эта война была особенной. Поэтому она и называлась Великой Отечественной, что вся страна – от мала до велика – поднялась на защиту любимой Родины. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них – Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портнова–были удостоены за героизм звания Героя Советского Союза. (Рассказ студента о Зине Портновой)
В те горестные годы войны дети быстро взрослели и уже в свои 10–14 лет осознали себя частицей своего народа и старались ни в чем не уступатьвзрослым: тысячи ребят сражались на фронте, в действующей армии.
Студент:
Горнили: "К бою!" трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые,
На левый фланг в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они умели –
Не отступать и побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага,
Сыны полков своей страны.
В.Суслов
Ведущий:
Вместе со взрослыми сотни подростков воевали в партизанских отрядах. Они ходили на разведку, подрывали воинские эшелоны врага, устраивали засады.
Студент:
Жил мальчик на хуторе Мшинском,
За дальним кордоном лесным,
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ходил он, как нищий, по селам
С холщовой сумой на плече,
В отцовских ботинках тяжелых
И мамином рваном плаще.
То в окна стучался немые,
То брел к старикам на покос.
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос...
Забылось негромкое имя,
Осталась лишь кличка – Связной.
Он пережил осень и зиму.
Его расстреляли весной…
М. Вайцман
Ведущий:
Многие дети заменили отцов и братьев на полях и заводах. Но нелегко пришлось и тем, кто не воевал, не стоял за станком. Они ведь тоже День Победы «приближали, как могли». Можно спросить, что героического в том, чтобы в 5, 10 или 12 летпройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Что помнят о матери? Об отце? Только смерть их.
Студент:
На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных истома
И щеки белые как мел…
– Где твоя мама, мальчик?
– Дома.
– А где твой дом, сынок?
– Сгорел.
Он сел.
Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет!
Ведущий:
А еще они помнят, как убегали на фронт, как тосковали по школе и продолжали учиться, несмотря ни на что, и как умирали от голода и холода.
Студентка:
Девчонка руки протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула,
А оказалось – умерла...
Никто не обронил ни слова
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон.
Ю.Воронов
Ведущий:
Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать! Потому что и сейчас тоже рвутся бомбы, свистят пули, рушатся дома и горят детские кроватки.
Какими же они были дети военной поры, дети из 40-х годов? О чем мечтали, что пережили за эти 4 года войны? (Слово предоставляется преподавателям Р.В. Клявиной и З.П. Кульчицкой, которые жили во время войны на оккупированной территории)
Ведущий:
После войны весь мир узнал печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. С сентября 1941 года по январь 1944 года, 900 дней и ночей, Ленинград был в блокаде. 640 тысяч ленинградцев погибло от голода и холода, ведь рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали в день по 250г хлеба, а служащим и детям – по 125г. (Преподаватель показывает, сколько это) Немцы рассчитывали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и сдадут его. Но они просчитались. Не погиб город, ведь на его защиту встали со взрослыми рядом дети Ленинграда.
Таня Савичева не совершила боевой подвиг. Ее подвигом было то, что она написала историю своей семьи. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких записей.
Студентка:
Эта тонкая тетрадка стоит многих толстых книг.
Пионерка Ленинграда, потрясает твой дневник
Таня, Савичева Таня, ты в сердцах у нас жива,
Затаив на миг дыханье, слышит мир твои слова.
''Женя умерла 28 декабря в 12.00ч. утра 1941г."
"Бабушка умерла 25 января в З ч. дня 1942г. "
"Лека умер 17 марта в 5ч. утра 1942г. "
''Дядя Вася умер в 2ч. ночи 14 апреля 1942г. "
"Дядя Леша умер 10 мая в 4ч. дня 1942г."
"Мама умерла 13 мая в 7.30ч. утра 1942г. "
"Савичевы умерли."
''Умерли все."
"Осталась одна Таня."
(Преподаватель показывает копии страничек из Таниной записной книжки, хранящиеся в Музее истории в Санкт-Петербурге. Стучит метроном.)
Ведущий:
А потом умерла и Таня. Она была вывезена с другими детьми в Горьковскую область. Сильное истощение и нервное потрясение сломили девочку. Умерла она 23 мая 1944 года.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
"Вновь не должно это все повториться!"
И. Малышев
Свыше 27 миллионов людей потеряла наша страна во Второй мировой войне. Язык цифр скуп. Но вы все же вслушайтесь и представьте… Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 27 миллионов минут, а это 50 с лишним лет поминальных мгновений.
Во время Второй мировой войны на земле погибло около 15 миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских, сколько польских, а сколько белорусских или французских. Погибали дети – граждане мира.
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
(Минута молчания)
Ведущий:
Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиной в целую войну. (Слово предоставляется преподавателю А.В. Морозову, который находился во время войны в тылу)
Ведущий:
Война не дошла и до нашей республики, но сколько было эвакуировано на Урал предприятий, заводов и мирных жителей. А сколько наших земляков воевало в ту пору, и многие из них не вернулись домой. Великая Отечественная война прошла через каждую семью, и везде жива горькая память о войне, о близких, которые выстояли в той битве, ведь и ваши родные: дедушки, дяди тоже воевали, а бабушки, тети участвовали в трудовом фронте. (Рассказ студента о своих родственниках)
Ведущий:
1418 долгих дней и ночей шла Великая Отечественная война… Казалось, нет конца всему этому. Но долгожданная Победа наступила. (Фонограмма первого куплета и припева песни В. Тухманова "День Победы") День 9 мая знает весь мир. Как долго мы шли к этому дню. А когда пришли – изумились! Тихо! Как тихо стало на земле. Оказывается, еще поют птицы и распускаются деревья.
Студент:
Как хорошо проснуться до рассвета,
Как хорошо, что ночью снятся сны.
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без войны!
Ведущий:
Но никак мы не можем забыть о войне. До сих пор во многих местах еще проливается кровь наших людей, и сегодня ребята повторяют подвиг своих дедов и отцов. Как все-таки это страшно и до сих пор нет мира на земле в начале III тысячелетия.
О войне надо говорить не только по праздникам. 15 февраля – очередная годовщина вывода войск из Афганистана. 25 декабря 1979 года в Афганистан был введен ограниченный контингент советских войск с целью выполнения интернационального долга. Тогда никто не знал, как долго будет длиться эта война и что выведут войска только в 1989 году, и что более 13 тысяч ребят вернутся на родину в цинковых гробах. Вроде пора остановиться, но снова горячие точки: Таджикистан, Дагестан, Чечня, Осетия, Грузия... Люди одной национальности убивают друг друга. 23 февраля – день защитника Отечества. Вам придется служить в армии, и дай вам бог, живыми вернуться домой.
Студент:
По рассказам и книжкам я знаю войну.
Что сиротами сделала многих детей,
Что заставила плакать седых матерей.
По рассказам и книжкам я вижу войну.
Вижу стены, разорванной бомбою дома,
Дым пожарищ, черный пепел кругом.
По рассказам и книжкам я слышу войну,
Слышу грохот орудий и раненых крик.
Я не знаю войны. Но хочу, чтоб всегда и везде
Понаслышке лишь знали мы о войне.
Ведущий:
65 лет, как закончилась война. Для огромной мировой истории это, может быть, и вовсе краткий миг. Но для людей это целая жизнь. Отгремели бои пожаром. Время бежит, как ветер. Годы текут, как реки. Как утесы, как скалы стоят герои. Бессмертен их славный подвиг. Память хранит былое. Память нужна не пожилым, кто выстоял, она нужна нам, молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир, какой ценой достигается свобода, чтобы мы берегли и сохраняли эту свободу. Ведь когда приходит беспамятство, оно порождает людей без роду и племени, без памяти и родства. Пока память жива – будет мир.
Помните! Через века, через года!
Помните! О тех, кто уже не придет никогда!
Помните! Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, –
Помните! Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли!
Убейте войну, прокляните войну!
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!…
Но тех, кто уже не придет никогда,
Заклинаю: помните!
Р. Рождественский
Студент:
Все помнится, ничто не позабыто,
Все помнится, никто не позабыт,
И днем, и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.
Ведущий:
На земле самый лучший народ – дети. Как уберечь нам его в это тревожное время? Как сохранить его душу и его жизнь? А вместе с ним – и наше прошлое, и наше будущее. И если эта встреча заставила задуматься о смысле жизни, о мире, о людях, которые вас окружают, значит, не напрасно мы говорили об этом. Радуйтесь солнцу, свежему ветру, любите жизнь и творите добро!
«Когда-нибудь мы вспомним так много, что соорудим самый большой в истории экскаватор, выроем самую глубокую, какая когда-либо была, могилу и навеки похороним в ней войну». Эти слова принадлежат американскому писателю Рэю Бредбери, но они выражают и наше отношение к войне. Мы благодарны нашим гостям за их рассказы о войне и желаем им крепкого здоровья, оптимизма, спокойной старости и большого человеческого счастья!
Ведущий:
ЛитератураВойны не хотим мы нигде, никогда,
Пусть мир будет в мире везде и всегда.
Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
Земле, достаточно убитых!
(Ребята дарят гостям цветы и поют песню «Мы желаем счастья Вам!»)
- В. Гликин. “Город мужества и славы”, журнал “Воспитание школьников”, № 6, 1993г.
- О. Шаверская. “Нам дороги эти позабыть нельзя”, журнал “Воспитание школьников”, №2, 2002г.
- С. Алексиевич. “У войны не женское лицо”.
- С. Алексиевич. “Последние свидетели”.
- И. Акиньшина. “Бессмертный подвиг защитников Отечества”, журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2005г.
- Б. Макарова. “О людях, что ушли, не долюбив…”, журнал “Воспитание школьников”, № 3, 2005г.
- В. Липович, О. Гжельский. “Жестокая правда войны”, журнал “Воспитание школьников”, № 4, 2005г.
- Башкортостан. Краткая энциклопедия, изд-во «Башкирская энциклопедия», Уфа,1996г.
Приложения: